Обзор работы Прокофьева «Детская музыка»
Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев — писал Дмитрий Кабалевский в своем предисловии к «Детской музыке» Прокофьева. Мир детей и юношества, запечатленный в его произведениях – это одна из важнейших граней творческого облика Прокофьева. Большинство прокофьевских сочинений для детей было написано почти в одно время – в 1935- 39 годах. Свое первое сочинение для детей Прокофьев создал в одном из излюбленных им жанров – цикле фортепианных миниатюр. Так появился сборник из двенадцати пьес – «Детская музыка».
Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65″.
Без сомнения, образцом для Прокофьева послужили шумановский «Альбом для юношества» и «Детский альбом» Чайковского. Однако в своем цикле композитор не только следует романтической традиции, но и – незаметно спорит с ней.
В «Детской музыке» Прокофьев старается избегать романтического психологизма. Здесь нет пьес, подобных «Болезни куклы» из «Детского альбома» Чайковского или «Зиме» Шумана. Пожалуй лишь «Раскаяние», имевшее первоначальное название – «Стыдно стало», может служить примером психологического монолога «от первого лица». Остальные миниатюры – это «взгляд со стороны». Хотя и детский. «Детская музыка» интересна тем, что кажется, будто она написана не о ребенке, не для ребенка, а ребенком. Композитор стремился к полной «детскости». Во имя этой «детскости» он отошел от старых традиций творчества для детей. Что это за традиции?
Исследование детской музыки композиторов
Лучшие произведения детской музыки – «Альбом для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского – это дар взрослого ребенку. Взрослый человек, многое повидавший и переживший, рассказывает детям о людях и странах, радостях и горестях. Он как бы делится опытом. Поэтому эти альбомы интересны ребенку, с помощью музыки он познает мир. Не всегда ребенок узнает себя, свой мир в этих произведениях, воплощающих образы детства, ибо пьесы Шумана и особенно Чайковского во многом носят личный характер, характер воспоминаний. Детям о себе – вот суть этих сборников.
Новаторские черты гармонии в фортепианном цикле «Детская ...
... и, в свою очередь, обогатить детское восприятие» [2, С.5]. Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных ...
Прокофьев идет своим путем. В пьесах «Детской музыки» черты стиля композитора как бы обостряются. Но, несмотря на это, сохраняется его абсолютная «детскость», к которой Прокофьев так стремился. В чем же заключается эта детскость? Думается, что радостное удивление перед жизнью, чистота видения, присущие прокофьевскому мироощущению, и есть основные черты детского мироощущения.
Прокофьев, работая над детским циклом, ограничил круг тем. Его интересовала та реальность, та сторона жизни, с которой дети сталкиваются повседневно. Этим и объясняется отсутствие необычных персонажей, экзотических зарисовок. Сборник занимателен тем, что дети имеют возможность «узнать» себя в искусстве. Прокофьев смотрит на мир глазами ребенка, входит в этот мир, в жизнь ребенка. Это становится очевидным при сравнении «Детского альбома» Чайковского и «Детской музыки». Оба цикла построены на сходной сюжетной основе: это день ребенка. У Чайковского – зимний день (отсюда – несколько «комнатный» характер образов), у Прокофьева – летний день, день на воздухе.
Рассмотрим ряд пьес, в которых композиторы воплощают одни и те же ситуации, однако по-разному смотрят на них. « Зимнее утро » — второй номер сборника Чайковского, и «Утро», открывающее « Детскую музыку » Прокофьева. Трепетная пьеса Чайковского воплощает поэзию детства, чувство сладостного волнения перед неизведанным, чувство, которое приносят первые лучи солнца в детскую комнату. Чайковский как бы сам вспоминает сладостные моменты своей жизни.
Влияние Чайковского на Прокофьева в «Детской музыке»
У Сергея Прокофьева в композициях «Детской музыки» присутствует явное влияние Петра Чайковского. В работе проанализированы две пьесы — «Сказочка» и «Марш».
Сравнение этих произведений позволяет выявить сходства и различия в подходе двух композиторов к созданию музыки для детей.
Сказочка
В пьесе «Сказочка» Прокофьева присутствует наивный и беззаботный характер, воплощающий детскую фантазию. Автор использует простые и незамысловатые параллелизмы при аккомпанементе.
Эта пьеса мало напоминает сложные и причудливые композиции Чайковского, такие как «Нянина сказка». В них присутствуют сложные гармонии, причудливый ритм и острые контрасты.
В своей пьесе Прокофьев использует «Сказочку» как результат творческого процесса ребенка, воплощающего его собственные эмоции и идеи.
Марш деревянных солдатиков
У Чайковского прослеживается предпочтение к кукольному стилю музыки, как и в пьесе «Марш деревянных солдатиков».
Чайковский построил свою композицию на статичной базе, используя басовые регистры и подчеркивая кукольный характер марша.
В то время как Прокофьев предпочитает использовать разнообразные штрихи и динамичный ритм в марше, таким образом создавая образ марширующих детей, а не кукол.
Русская песенность
В двух заключительных номерах «Вечер» и «Ходит месяц над лугами» в «Детской музыке» Прокофьева, мы можем наблюдать проникновенность русской песенности, что является визитной карточкой Чайковского.
Прокофьев и Чайковский оба использовали фольклорные мотивы в своих произведениях для детей, но в отличие от Чайковского, который создавал музыку на основе фольклорного материала, Прокофьев придерживается ценности реального мира и воспроизводит черты народного интонационного стиля в своих композициях.
Музыка С.С. Прокофьева для детей и юношества
... «Детской музыкой» поставила перед С. Прокофьевым задачу большой художественной сложности. У музыки С. Прокофьева для детей были предшественники и в русской, и в зарубежной классике. «Альбом для юношества» Шумана и «Детский альбом» Чайковского, детские ...
Цикл «Детская музыка» композитора Сергея Прокофьева представляет собой важное переломное произведение в области фортепианного творчества. В этом цикле композитор возвращается к своему родному музыкальному языку, воспроизводя народные обороты с нежностью. В его музыке прослеживается национальная определенность, проникающая сонатинный стиль. Первый раз стиль сонатины сочетается с программностью, и Прокофьев при этом сохраняет свою старую любовь к сонатинности, под которой он понимает ясность изложения, простоту и прозрачность музыки.
Средства выразительности, используемые Прокофьевым, идеально подходят для передачи наивных образных представлений детей. В его музыке сонатинный стиль раскрывается в полной мере. Композитор создает картины природы, передавая их нюансы и настроения с помощью тончайших средств, таких как двухголосие и еле заметные альтерации. Параллельная игра голосов и перекрестное положение рук приобретают новый смысл и становятся средствами изобразительности.
Русский мелодизм наполняет сонатинный стиль композитора эмоциональностью и выразительностью. Прокофьев передает аромат природы и воссоздает атмосферу тишины летних вечеров в маленьких русских городках. Также в «Детской музыке» отзвуки лирической второй части Четвертой симфонии слышатся в первых двух пьесах цикла — «Утра» и «Прогулки». Марш и Вальс, содержащиеся в этом цикле, тесно связаны со многими страницами театральной и симфонической музыки Прокофьева, а пьеса «Вечер» становится символом главной героини балета «Сказ о каменном цветке».
В новом качестве предстает в «Детской музыке» и прокофьевский миниатюризм. Это не те миниатюры парижского периода, в мир которых композитор ушел оттого, что у него «не хватало дыхания» ни на что другое в области фортепианной музыки (недаром даже произведения крупной формы – Пятый концерт – составлен фактически из миниатюр).
Пьесы «Детской музыки» — небольшие новеллетты. Даже там, где Прокофьев воплощает в звуках пейзаж, он тонко «сюжетику» природы: игру дождя и радуги; ход месяца, то пропадающего за тучей, то снова появляющегося, движения наползающих вечерних теней. Прокофьевские пейзажи действенны, и через их действенность композитор выражает одну из особенностей детского восприятия природы – ее одушевление.
Не лишним будет заметить, что в «Детской музыке» преобладает стихия движения, жеста и пластики. Не случайно полвина сборника – это ярко выраженные жанровые пьесы. Своего рода «маленькая детская энциклопедия прокофьевских танцев и маршей». Композитор умеет передатьв своей музыке пластику человеческого движения, сделать зримое слышимым. К этой группе пьес относятся «Прогулка», «Тарантелла», «Вальс», «Шествие кузнечика», «Пятнашки», «Марш».
В каждой из них Прокофьев находит свои особые приемы и средства выразительности. Это может быть, к примеру, характерный «подпрыгивающий» рисунок аккомпанемента и мягкий. Но вместе с тем лукавый изгиб мелодии в «Прогулке». Или же прерывистая, прихотливая мелодия «Вальса», напоминающая и о балете «Золушка», и о вальсе Наташи из оперы «Война и мир», и о многих других вальсовых эпизодах прокофьевской музыки. А вот знаменитый «Марш» — собранный, «строгий», без тени стилизации, насыщенный «прокофьевскими» гармониями. Но и тут мелькает добрая улыбка композитора. Уж слишком «Марш» серьезный и даже «надутый».
Вокальная музыка композиторов Казахстана
... циклы, народные песни и романсы, партии в операх казахстанских (Е.Брусиловский "Дударай", Е.Рахмадиев «Песнь о целине»), русских (П.Чайковский "Евгений Онегин", Н.Римский-Корсаков "Майская ночь") композиторов. 1Слушанье песен казахской эстрады ... сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии :музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, ...
Описание музыкального цикла
Музыкальный цикл, состоящий из восьми пьес, представляет собой разнообразное собрание композиций, каждая из которых имеет свою особенность и характер. Автор цикла, Сергей Прокофьев, великий русский композитор, смог передать в музыке разнообразные эмоции и настроения.
Стихия моторики и физического движения
Некоторые музыкальных произведений и анализ всех свойств музыки мелодий циклов «Детского альбома» П.И. Чайковского">пьесы цикла, такие как «Тарантелла» и «Пятнашки», отличаются высокой энергией и быстротой. Они наполнены непрерывным движением терций, что придает им особую динамичность. В «Тарантелле» музыка захватывает всех своим танцевальным ритмом, а в «Пятнашках» мы видим играющих детей, бегущих и меняющих направление движения, пытаясь догнать друг друга. Даже в пьесе «Шествие кузнечиков» присутствует веселый и «угловатый» гопак. Все эти пьесы можно представить в качестве небольших балетных номеров. Они отличаются выразительной мелодикой, четким ритмом и необычными гармониями.
Картины и пейзажные зарисовки
Некоторые пьесы цикла представляют собой картинки, пейзажные зарисовки. В «Утре», «Дожде и радуге», «Вечере» и «Ходит месяц над лугами» автор передает настроение различных времен суток и природных явлений. Прокофьев не следует импрессионистской звукописи, но в пьесе «Дождь и радуга» он создает особую атмосферу падающих капель дождя. В «Утре» и «Вечере» композитор использует игру отдаленных фортепианных регистров, создавая ощущение простора и свободы.
Вечер и ночь
В двух последних пьесах цикла, «Вечере» и «Ходит месяц над лугами», передается атмосфера вечера и ночи. В «Вечере» мелодия свободно льется, а в «Ходит месяц над лугами» мы слышим «как бы» народную песню, вариационно обработанную. Эти пьесы создают особую атмосферу и передают настроение заката и тихой ночи.
Светлые и сумрачные настроения
В двух пьесах цикла, «Сказочке» и «Раскаянии», автор передает сумрачные и сосредоточенные настроения. В «Сказочке» музыка медленно развивается, создавая ощущение повествования, а в «Раскаянии» присутствует речитатив, полный драматизма. Однако, эти сумрачные настроения не длительны, и радость жизни и энергия движения всегда возвращаются.
Группы пьес
Музыкальный цикл можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входят акварельные пейзажные зарисовки, такие как «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга». Во вторую группу входят живые сцены детских игр, например, «Марш» и «Пятнашки». Третья группа включает танцевальные пьесы, такие как «Вальс» и «Тарантелла». Четвертую группу составляют тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания, например, «Сказочка» и «Раскаяние».
Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции ...
... транскрипции; ознакомление с особенностями транскрипций Прокофьева; анализ фортепианной транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. В реферате ... Прокофьева" [7], "Фортепианная музыка XX века" [6], "Прокофьев и советские пианисты" [5]. Они знакомят с творческим обликом Прокофьева, его пианизмом, транскрипциями ... распространении фортепианных транскрипций. на основании исторических ...
Структура пьес
Все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения. Разумеется, трехчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких исполнителей и слушателей.
Все пьесы очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны своими образами, занимательны своей необычной мелодикой, гармонией и ритмом. Все эти качества можно обнаружить уже в первой пьесе – «Утро», открывающей цикл. Собственно это начало дня. Солнце еще не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу. В глубоких басах слышны отголоски уходящей ночи. Эту пьесу достаточно часто исполняют учащиеся музыкальных школ. Яркая образность, контрастность делают ее доступной для восприятия детей. Основную трудность представляет умелое использование педали, способность переключаться, слышать сопоставление регистров. Требуется умение не потерять горизонталь. Ребенок должен относиться к этому произведению творчески, необходимо побудить его к самостоятельным поискам звучности.
Пьеса «Прогулка»
Следующая пьеса цикла «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Так и слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая песенка. Это произведение также можно давать детям в 3-4 классе музыкальной школы. По сравнению с предыдущей пьесой, здесь не требуется от ученика усиленных поисков в области звука. Все тут предельно ясно и просто. Необходимо выработать некоторую «независимость» партии левой руки, как ненавязчивого аккомпанемента, который ни в коей мере не должен нарушать мерную поступь неприхотливой мелодии.
Третий номер из цикла пьес С. Прокофьева вводит нас в мир сказочности. «Сказочка» — трогательная, тихая и нежная композиция, глубоко пропитанная русским мелодическим и характерным стилем. Эта пьеса является одной из лучших в сборнике и отличается исполнительной выразительностью.
Жалобная мелодия, как русская печальная наигрышевая песня, тонко дополнена «подголосочной» полифонической тканью, что придает ей особый выразительный оттенок. В своей видимой простоте «Сказочка» требует от исполнителя максимальной концентрации и внимания к структуре произведения, поиску звуковых приемов. Важно сохранить связующую нить музыкального высказывания при таком медленном темпе и неторопливом развертывании. Несмотря на стройность фактуры, педагогическая сложность этой пьесы заключается в ее интерпретации. Рекомендуется исполнять ученикам не ранее 3-4 класса.
После «Сказочки» следует «Тарантелла» — итальянский танец с быстрой и ритмичной музыкой, характеризующийся острыми акцентами и неожиданными сменами тональностей. Музыкальные разделы произведения отмечены упругим ритмом и пульсирующим движением. В то же время, средний раздел предлагает очаровательную и юмористическую мелодию. Интересно, что в «Тарантелле» отсутствует подлинная итальянская музыкальная тема, однако Прокофьев смог тонко передать национальный колорит. Это произведение можно рекомендовать учащимся 4-5 классов.
Моё педагогическое кредо ( ) «Я, музыка и дети»
... настраивает на стремление познавать, экспериментировать, открывать. Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Не только затейник (кстати, умению радовать тоже нужно ... в других. И наоборот, «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать « ... «Люби, пойми и помоги» - это мой профессиональный девиз.
«Раскаяние» — это самая серьезная пьеса из цикла, которая открывает глубину внутреннего мира ребенка. Главным в этой музыке является психологизм и декламация мелодии. Юному исполнителю важно полностью погрузиться в эмоциональное состояние этой миниатюры, которую Прокофьев изначально назвал «Стыдно стало». Однако, это требует большого труда в использовании педали. При исполнении необходимо улавливать и демонстрировать сопоставление регистров, изменение тембрового звучания, насыщенность обертонов и разнообразие интонаций мелодии при различных фактурных изысканиях. Рекомендовано исполнять учащимся 5-6 классов.
Изучение музыкальных произведений Сергея Прокофьева позволяет погрузиться в мир его удивительной музыки и разнообразных характеров. Одним из выдающихся произведений является «Вальс». Этот номер был использован Прокофьевым в балете «Сказ о каменном цветке» под названием «Вальс алмазов». Музыка «Вальса» пленяет своей гибкой, пластичной мелодикой, являясь характерным танцем для всего творчества композитора.
Несмотря на кажущуюся простоту фактуры, «Вальс» достаточно труден в музыкальном и техническом отношении. Исполнение этого произведения требует умения объединить мелодию в единую целеустремленную линию, ощущать ее развитие и ярко приводить к кульминационным точкам. Рекомендуется давать его подвинутым учащимся в 6-7 классе.
Другим интересным произведением является «Шествие кузнечиков» — изящный и забавный номер, миниатюрное скерцо с чертами маршевости. Это произведение чрезвычайно полезно для выработки активного пальцевого движения, освоения пунктирного ритма. Исполнять можно учащимся 4-5 класса музыкальной школы.
Не менее привлекательной является пьеса «Дождь и радуга», рисующая унылое, грустное настроение — нельзя из-за дождя на улицу выйти! Это интермеццо представляет пример колористической звукописи. В техническом плане эта миниатюра не представляет особых трудностей и может быть рекомендована для исполнения учащимся 3-4 классов.
«Пятнашки» по характеру и мелодическому рисунку, по фактуре изложения, в плане темпа и ритма словно перекликаются с «Тарантеллой». Это безудержно-шаловливая беготня. Музыка полетная и устремленная. Много озорства, юмора, улыбки. Для исполнения этого произведения требуется техническая оснащенность учащегося, крепкие, подвижные пальцы, ясная артикуляция. Важно суметь выдержать довольно быстрый темп (и в этом темпе интонировать все изгибы в мелодии, исполнять неожиданные акценты, осуществлять динамические контрасты), ощущать упругость ритма. Можно включать в репертуар учащимся 6-7 классов музыкальных школ.
«Марш» — очередная пьеса цикла. Это достаточно популярное произведение, часто исполняется и любимо детьми. Решительному и энергичному характеру произведения способствуют многие фактурные особенности пьесы. (Изложение темы терциями, использование форшлагов, штриха стакатто).
В «Марше» остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворенными интонациями удалой солдатской песни. Нет сомнения. Впрочем, что это маршируют реальные дети. Рекомендуется исполнять в 4-5 классах.
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра ...
... образом: По назначению песня, танец, марш. По исполнительскому составу Вторичные музыкально-профессиональные жанры Камерная музыка, Симфоническая музыка, Театрально, Хоровая музыка, Камерная музыка, Симфоническая музыка ... детей в мир более сложных музыкальных произведений. 1.3. Характеристика жанра камерной музыки. Камерная музыка – Особенности камерного ... прекрасного в музыке. 6. Познавательно- ...
«Вечер» — светлая, поэтичная миниатюра, отличающаяся неностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини – Катерины. Музыка «Вечера» перекликается с пьесой «утро». Если «Утро» — это первые солнечные лучи, разгоняющие ночные тени, начало, пробуждение дня, то «Вечер» — это изображение вечерних сумерек, приходящих на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца. Пьеса исполняется в медленном темпе, спокойно, «как-бы подводя итог всего проведенного дня». Важно услышать, почувствовать образ этого произведения, тонко передать его. Средняя часть является контрастно-оттеняющей по отношению к крайним частям. Мелодию необходимо исполнять нежно, тонко, проникновенно. Необходимо показать ее в различном фактурном обрамлении. Трудность может представлять работа над соотношением мелодии и сопровождения, создание мягкого, ровного по звучанию аккомпанемента; передача мелодии из руки в руку; партия левой руки в третьей части (где на фоне выдержанного баса звучит гармоническое заполнение), использование педали. Рекомендуется исполнять данное произведении е в 6 классе.
Исследование музыкального цикла «Детская музыка» С. Прокофьева
«Ходит месяц над лугами» — последняя пьеса цикла. Это миниатюрные вариации на мелодию, звучащую как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойная и поэтичная, «освещенная холодным блеском плывущего по ночному небу месяца». По чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмике эта пьеса близка русским лирическим и хороводным песням. Но, тем не менее, и здесь нет цитирования народного мелоса. Если «Вечер» перекликается, образует образную арку с «Утром», то музыка пьесы «Ходит месяц над лугами» близка начальной пьесе «Сказочка». Пьеса характеризуется нежным, тонким, поэтичным настроением. Несмотря на прозрачную фактуру, отсутствие видимых технических трудностей, это произведение необычайно сложно исполнять в звуковом отношении, необходимо постоянно трудиться над поиском звукописи, создавая тонкий колорит. В плане горизонтальной линии, развертывания музыкальной мысли миниатюра ставит перед исполнителем определенные задачи. Рекомендуется исполнять в 7 классе музыкальной школы.
В концертном и педагогическом репертуаре «Детская музыка» не сразу утвердилась. Первоначально некоторых педагогов смущала непривычность интонаций, новизна гармонического языка Прокофьева, плохо понятая драматургия цикла.
В подтверждение вышесказанного, приведем слова А.Гольденвейзера относительно пьес «Детской музыки»: «…несколько вялые, почти сплошь в довольно медленном движении. Кроме того, в них замечается разрыв между очень простым, доступным детям музыкальным языком и несколько сложным, слишком широким фортепианным изложением».
Музыкальные критики также не были единодушны. Однако «Детская музыка» теперь прочно утвердилась в педагогическом репертуаре. Она любима и достаточно часто исполняется детьми. Однако музыкальный язык произведений Прокофьева для детей нельзя назвать примитивным или упрощенным. Композитор не собирается жертвовать ни одной из особенностей своего стиля. Наоборот, черты стиля обостряются, словно фокусируются на небольшом пространстве детской пьесы. Именно поэтому «Детская музыка» интересна и взрослому слушателю. Ее включают в свой репертуар и сложившиеся исполнители (запись сюиты осуществлена И.Жуковым).
Музыка вокруг нас
... Булат Окуджава Музыкант Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер Магнитофон, ... Страсти по Матвею» ария «сжалься» Детские: "Праздник бабушек и мам" Берлин ... инструменты. Задачи: знакомство детей с музыкой в широком жизненном ... который звучит 29 Ничего на свете лучше нету Г.Гладков. ... Тема урока Используемый муз. материал Работа с понятиями Оборудование 17 Образ Родины в музыке. ...
Сборник Прокофьева «Детская музыка» рассматривается с точки зрения естественной эволюции детского фортепианного репертуара. Изучая детские сборники Шумана и Чайковского, можно обнаружить такие технические приемы, которых не было в детской фортепианной литературе на момент создания этих сборников. Это свидетельствует о том, что музыкальный стиль каждого крупного композитора расширяет устоявшиеся представления о возможностях инструмента и мастерства исполнения.
В настоящее время большинство музыкальных произведений из сюиты Прокофьева доступны для исполнения. Важным фактором восприятия «Детской музыки», как для детей, так и для интерпретации, является программность. Это характерное качество музыки позволяет другим композиторам, пишущим для детской аудитории, использовать музыкальные образы.
В таких произведениях Прокофьева для детей, как «Петя и волк», «Три детские песни», «Зимний костер», а также «Детская музыка», помимо выразительных возможностей программности, важно отметить музыкальное драматургическое развертывание определенного сюжета. Сюжетность «Детской музыки», а также названия пьес дают широкое пространство для детского воображения. Чайковский, работая над «Детским альбомом», стремился создать ряд небольших отрывков с легким и привлекательным для детей названиями. Это была такая же цель, как и у Прокофьева.
Благодаря ярким образам, пластичному и запоминающемуся тематическому материалу, «Детская музыка» нашла своих слушателей и исполнителей. Это одна из важных характеристик произведений Прокофьева для детей. Маленькие пианисты, исполняющие «Детскую музыку», участники театральных и танцевальных постановок «Петя и волк», детский хор в «Зимнем костре» — включение этих произведений в их репертуар помогает ближе познать музыку Прокофьева.
Влияние прокофьевской музыки на детей
Безусловно, одним из решающих факторов в приеме прокофьевской музыки детьми является ее соответствие современным интонациям и отражение разнообразной реальности. «Детская музыка» Прокофьева является примером широкого творческого диапазона композитора. Она соответствует психологии детского восприятия мира, эмоциональному характеру богатого детского воображения, чуткости к сказочной фантастике, волнующей романтике, героике истории и современности. Это проявляется в жанровом разнообразии и широте интонаций. В данном цикле композитор преобразует русскую лирическую песню, темпераментную итальянскую тарантеллу и задорный марш.
Как уже было сказано, у Прокофьева были предшественники в музыке для детей как в русской, так и в зарубежной музыке. «Альбом для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского, детские песни, оперы и пьесы Кюи, Гречанинова, оперы Равеля «Дитя и волшебство» и «Матушка-гусыня», детские песни Брамса, Чайковского, Лядова, пьесы и песни Бартока и других композиторов. Однако, Прокофьев создал гораздо больше музыки для детей, чем Шуман, Чайковский и Брамс. Они проявили себя преимущественно в области музыки для взрослых. Следует также отметить плодотворное влияние творчества Прокофьева на развитие отечественной и зарубежной музыки для детей. Многие композиторы развивают прокофьевские традиции в жанре фортепианных пьес. Расширяется образность, отражается широкий круг интонаций фольклора и профессиональной музыки, расширяется жанровая палитра, сюжетная тематика, смело обновляются приемы фортепианного письма. Среди таких композиторов можно упомянуть Шостаковича, Кабалевского, Свиридова, Фрида, Леденева, Бойко, Денисова, Губайдуллина, Слонимского, Караманова и других.
Влияние классической музыки на развитие детей
... высокой музыкальной культуры является необыкновенно актуальной в настоящее время, важной и актуальной задачей видится и приобщение детей к классической музыке, формирование их музыкальной и общечеловеческой культуры. ... композитор с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную, очаровательную "Детскую симфонию". Она привлекает своей живостью и напевностью. Вместе с обычными инструментами ...
В заключение следует отметить, что двенадцать пьес «Детской музыки» имеют значительную педагогическую ценность. Они знакомят молодых исполнителей с прокофьевской фортепианной техникой, а также с общими приемами фортепианной техники, развивают ритмическую дисциплину, образное мышление и приобщают к колоритной звучности.
Список литературы:
- Электронный ресурс. URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-prokofeva-utro-skazochka/
- Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX века / Л.Е. Гаккель. — Л.: Советский композитор, 1990.- 295.
- Прокофьев С.В. Автобиография / C.С. Прокофьев.- М.: Классика — XXI, 2010.- 524 c.
Оригинал работы: