Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

Сочинение

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана ».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

Чайковский: Детский альбом

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

Цикл пьес Петра Ильича Чайковского «Детский альбом»

Цикл пьес «Детский альбом» был написан Петром Ильичем Чайковским в 1878 году в Париже. В этом альбоме композитор выразил детский мир, с любовью и пониманием отражая в нём свои воспоминания и впечатления. Чайковский был известен своим большим любовью к детям и умением находить подход к ним, поэтому этот цикл пьес является важным произведением в его творческом наследии.

14 стр., 6914 слов

Сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств ...

... Предмет исследования - сравнительный музыкальный анализ пьес «Детского альбома». Цель исследования - характеристика тем выбранных пьес «Детского альбома». Задача исследования - сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств музыки мелодий циклов «Детского альбома». 1. Структурная композиция «Детского альбома» П.И. Чайковского Сочинение «Детского альбома» - первое обращение ...

В «Детском альбоме» вместе с детскими играми и танцами прослеживается и утренняя молитва, и злинное зимнее утро, и любовь к маме, которые соответствуют переживаниям и настроению ребенка и ярко передают эмоциональное состояние. Этот цикл делим на несколько частей, каждая из которых объединяет ряд пьес.

Первая часть: «Утренние» пьесы

Пьеса «Утренняя молитва» — первая в цикле. Она является молитвой маленьких детей, которые просыпаются и просят Божьей помощи, чтобы стать лучше и добрее.

Вторая пьеса в этой части — «Зимнее утро» — основана на воспоминаниях Чайковского о родном городе. В пьесе передана суровая зимняя картина из окна, которая также передаёт настроение и переживания ребёнка.

Вторая часть: Пьесы о материнской любви

В этой части ярко освещена любовь к матери. Чайковский описывает свои ребяческие переживания в виде любви и уважения к своей матери, которая, по словам композитора, была идеалом женственной красоты и мудрости. «Мама» — одна из самых известных пьес из цикла «Детский альбом».

Третья часть: Пьесы о любимых играх и танцах

Эта часть цикла посвящена детским играм, в том числе известным русским народным играм и танцам. Есть также и произведения, посвященных детским впечатлениям — «Тарантелла» и «Эльф». В этой части проявляется прямое и яркое отражение детской души в музыке.

Все пьесы цикла «Детский альбом» предназначены для исполнения детьми наряду с более опытными музыкантами, равно как и для восстановления ярких воспоминаний о детстве у взрослой публики.

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел «Домашние игры и танцы» содержит несколько пьес, которые можно разделить на «игры мальчиков» и «игры девочек». В целом, подраздел представляет собой серию маленьких пьес, описывающих детские игры и эмоции.

Игры мальчиков

Раздел открывается двумя игрою «Альбома» — «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков». Эти пьесы являются самыми легкими и наивными в разделе.

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень нравится играть в лошадки. Они садятся на вымышленных лошадей и с головой погружаются в воображаемый мир. В пьесе описывается, как один мальчик на своей златоглавой лошадке проезжает мимо разных предметов и окружающих его людей в комнате.

«Марш деревянных солдатиков»

В другой пьесе в коробке с игрушками лежат новенькие солдатики, которые привлекают внимание детей, поскольку они совсем как настоящие. Солдатики выстраиваются и отправляются на парад, в пьесе звучит игрушечный марш, передающий забавное движение игрушечного войска.

Игры девочек

Следующие три номера — это «игры девочек», которые составляют кукольную трилогию. Пьесы этого миницикла оживляют куклы так же, как это происходит с героями балета «Щелкунчик». Три пьесы («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») передают настоящую жизнь через отношения с куклами.

17 стр., 8482 слов

Характеристика леля из пьесы островского. характеристика снегурочки ...

... чем они, стоит к природе. Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. ... обаянием - и именно это для неё самое главное. Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он ...

«Болезнь куклы»

В этой пьесе описывается печальное настроение девочки, у которой заболела кукла. Медленное и тягучее движение пьесы передает скорбный характер болезни, подобно вздохам девочки.

«Похороны куклы»

В следующей пьесе, кукла умирает, и наступает траурное время. Звучит похоронный марш, который передает грустное и торжественное настроение процессии игрушек, проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Однако жизнь продолжается, и девочке подарили новую куклу. Она начинает кружиться в стремительном танце со своей новой подружкой.

Вальс

Миниатюрная танцевальная сюита, состоящая из трех номеров («Вальс», «Полька», «Мазурка»), завершает этот раздел и серию «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!

Мазурка – танец хоть куда!

Задорный легкий и веселый,

Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –

Унесёт его поток.

Спой мне песню соловей –

Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас –

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

Итальянская песенка Чайковского является одной из самых известных его композиций. В своем рассказе о создании этой песенки, Чайковский описывает впечатление, которое она произвела на него, услышав под гитару десятилетнего мальчика во Флоренции. Он отмечает удивительный густой бас мальчика и его теплый голос, который редко встречается даже у профессиональных артистов.

Поразившись контрасту между обликом ребенка-исполнителя и трагическим содержанием песенки, Чайковский решает переделать ее в пьесу для фортепиано. Таким образом, он сохраняет оригинальную мелодию, но придает ей новый музыкальный образ.

Неаполитанская песенка, написанная Чайковским, основана на подлинной народной итальянской мелодии. Эта пьеса является одной из самых известных и любимых композиций Чайковского. Он использовал эту мелодию в своем знаменитом «Неаполитанском танце» к балету «Лебединое озеро». Слушая эту песню, перед слушателем встает яркая картина веселого итальянского карнавала, который Чайковский наблюдал во время своих поездок в Италию.

В «Старинной французской песенке» Чайковский использовал народную французскую мелодию. Эта пьеса создает атмосферу старинной Франции и передает настроение и эмоции, свойственные этой эпохе.

В «Немецкой песенке» Чайковский применил тирольский мотив, который также напоминает старинный танец лендлер, популярный в Германии и Австрии. Эта пьеса создает ощущение странствия и передает атмосферу этих стран.

Заключительный микроцикл «Детского альбома» представляет собой своеобразное возвращение домой после всех странствий. В пьесе «Нянина сказка» перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами, что создает атмосферу уюта и детского сна.

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги», передавая страх и тревогу. Однако этот страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой», которая приносит душевный покой.

В заключительном микроцикле «Альбома» звучит «Песня жаворонка», которая передает ощущение свободы и радости, символизируя возвращение домой и покой. Все эти пьесы вместе создают красочный и разнообразный музыкальный портрет детства и воспоминаний.

В данной статье будет рассмотрен сборник пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И. Чайковского. Этот сборник является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы и имеет значительное влияние на композиторов разных стран.

Сборник открывается пьесой «Песня жаворонка». Это музыкальный пейзаж, который изображает утро и конец кошмарам и томительным мечтам. Основным образом в этой пьесе является прелестная птичка и ее незабываемые трели.

После «Песни жаворонка» следует пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, в которой звуки изображают старика, крутящего ручку шарманки. В основу этой пьесы лег еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

Сборник завершается пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви» основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник «Детский альбом» П.И. Чайковского является ценнейшим вкладом в мировую фортепианную литературу. Он послужил примером для многих других сборников, написанных композиторами разных стран. Почти все русские композиторы-авторы детских пьес оказались под влиянием Чайковского.

Например, сборники Гречанинова, Гедике, Кабалевского и многие другие альбомы и отдельные детские пьесы являются результатом влияния Чайковского.

Оценок: 7
Среднее: 4,43
из 5)