Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Сочинение

Выдающимся созданием М. Булгакова стала повесть «Со­бачье сердце». Написанная в 1925 году, она не была напеча­тана при жизни писателя. Рукопись была конфискована у ав­тора при обыске в 1926 году и запрещена к печати. Опубликовать ее удалось лишь в 1987 году.

Множеством нитей повесть была связана с действитель­ностью 1920-х годов. В ней показаны эпоха нэпа, засилье ме­щанства, следы недавней разрухи, бытовая неустроенность москвичей, жилищный кризис, практика насильственного уплотнения, бюрократия, всесилие РАППа, подвижничество ученых и их научные эксперименты тех лет.

В повести воплощены некоторые автобиографические мо­тивы, сокровенные авторские переживания. Они связаны с собственными увлечениями Булгакова как врача, его лич­ным интересом к проблемам хирургии, физиологии, транс­плантации органов, диагностики. Сказались также его отно­шения с рапповцами, которые, как Шариков, находили в произведениях писателя «одну контрреволюцию».

В построении повести можно выделить четыре части. Оно открывается повествованием о блужданиях собаки, получив­шей по недоразумению кличку Шарик, кличку, вызываю­щую представление о чем-то круглом, гармоничном, сытом, между тем как этот пес обречен на голодное уличное сущест­вование. Развернутый внутренний монолог Шарика включа­ет многочисленные меткие наблюдения над жизнью тогдаш­ней Москвы, ее бытом и нравами, социальным расслоением населения на «товарищей» и «господ» и соответственно раз­делением заведений, жизненно важных для собаки, на чай­ные, закусочные и столовые, с одной стороны, и шикарные рестораны — с другой.

Повествование изобилует точно схва­ченными приметами времени, топографическими упомина­ниями (Моховая, Сокольники, Мясницкая, Пречистенка) и незаметно включает образы, напоминающие блоковский су­ровый послереволюционный пейзаж (черный вечер, белый снег, «сухая метель», вьюга, голодный пес на дороге).

Одно­временно в монолог внедряется авторский комментарий от третьего лица с преобладающими в его тексте глаголами про­ведшего времени. Возникает сложное сочетание двух голо­сов, условный прием, подчеркивающий неоднозначность Воспроизводимой ситуации.

Во второй части повести сообщается о предпринятом про­фессором Преображенским эксперименте, сутью которого является создание нового типа человека при помощи опера­ции над псом, которому пересаживается гипофиз (мозговой придаток) умершего человека. Помощник профессора доктор Борменталь фиксирует в своем дневнике все детали прове­денной операции, жертвой которой оказывается безобидный пес Шарик. Читатель попадает в полуфантастическую обста­новку чудесных метаморфоз. Даже именами собственными автор подчеркивает, что речь пойдет о превращениях: Шарик явился с Преображенской заставы, и фамилия профессора — Преображенский. Результатом эксперимента становится воз­никновение низколобого, щетинистого, омерзительного типа мужского пола, унаследовавшего все качества уголовника. Отныне он — Полиграф Полиграфович Шариков. Имя это свидетельствует о псевдопролетарском происхождении, а фа­милия — о собачьей родословной.

2 стр., 681 слов

Анализ «Повести временных лет

... писалось только о своих князьях. «Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. «Повесть временных лег» определяет место русского народа среди ... Руси, стала основным трудом по истории. 3) Художественные особенности «Повести временных лет». Как Нес гор-летописец повествует об исторических событиях? Нестор повествует об исторических ...

Третья часть произведения описывает последствия экспе­римента. Шариков — примитивнейшее существо, которое отличается грубостью и чванливостью, наглостью и нахрапи­стостью, злобностью и агрессивностью. Он такой же вор и пьяница, как и Чугункин, чей гипофиз пересажен Шарикову. Он лишен совести, чувства долга, стыда. Шариков пре­вращает жизнь в квартире Преображенского в кошмар. Ве­ликолепной подробностью сюжета становится такая деталь: бывшая бродячая собака получает должность заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. В соци­альной сфере Шариков быстро находит себе подобных. В до­вершение всего он обретает наставника в лице председателя домкома Швондера и становится объектом его воспитатель­ного воздействия.

Как видим, М. Булгаков отказывается от традиционного преклонения перед «человеком из народа» только на основа­нии его происхождения. Тем более что, как мы видели, про­шлое этого люмпена довольно темное. Автор «Собачьего сердца» склонен судить о своем герое по делам его и человеческой значимости. И Шарикова, и Швондера, и всех подоб­ных им писатель казнит своей сатирой.

Значительно сложней обстоит дело с оценкой представите­лей интеллигенции, изображенных в повести. С одной сторо­ны, Преображенский представлен магом и чудодеем в науке. Пытливость его ума, его научный поиск, жизнь человеческо­го духа, его честность противостоят исторической смуте, без­нравственности и разрушительной вседозволенности, воца­рившимся в обществе. Преображенский — решительный противник всякого преступления и наставляет помощника мудрыми словами: «Доживите до старости с чистыми рука­ми». Вместе с тем он проявляет очевидную недальновид­ность, создав двуногое существо с собачьим сердцем, не видя быстро распространяющейся заразы, которую разносят ша-рикрвы. Поэтому отсвет сатиры падает и на Преображенско­го, хотя Булгаков и любуется блеском ума своего героя. Вот почему писатель дарует ученому в финале прозрение и побу­ждает его совершить решительное действие.

Преображенскому отчасти противопоставлен доктор Бор­менталь. Иван Арнольдович в соответствии с советом И.А. Кры­лова исповедует принцип: «…Там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить». Более того, он решительно от­стаивает насилие как способ борьбы со злом, как средство расправы с Шариковым. Но этот, рецепт противоречит кон­цепции повести, которая страстно ратует за отказ от любых форм насилия — над природой, народом и человеком. Поэто­му правота в споре двух ученых остается на стороне Преобра­женского, и многое в поведении Борменталя подается в иро­ническом свете.

Повесть Булгакова во многом аллегорична. Это касается не только частного опыта ученого, но и грандиозного экспе­римента государства. Автор обращает внимание на то рево­люционное насилие в стране, которое было предпринято по отношению к прежним основам бытия, к природе человека и. его психике, сформированной в определенных социальных и бытовых условиях жизни, по отношению к культуре. Нельзя вчерашнего бродягу, сегодняшнего люмпена делать хозяи­ном жизни, как нельзя собаку превращать в человека. Не следует обольщаться и идеей социального равенства, ибо она чревата недооценкой достижений и труда одних и переоцен­кой мнимой деятельности, а на самой деле иждивенческого, потребительского, паразитического существования других. Особенно это опасно, когда равенство оборачивается тирани­ей и агрессией невежества.

13 стр., 6497 слов

По повести собачье сердце булгакова рассуждение

... повести Собачье сердце — сочинение по повести Булгакова Собачье сердце, — Сочинения по литературе «НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ — ТО ЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЙ ПРОРОК: ОН ВИДИТ ЯСНЕЕ, ЧЕМ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ» (А. П. ЧЕХОВ) Смысл повести «Cобачье сердце» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» ...

Завершается повесть эпилогом, в котором прозревший Преображенский совершает вторичное превращение — пре­вращение Шарикова в собаку. Концовка произведения на первый взгляд может, показаться идилличной. Однако эта идиллия обманчива: эпилог начинается со сцены наводящего ужас обыска, в которой представлены гротескные фигуры юноши-женщины, черного человека и кошмарного пса, под­нявшегося на задние лапы, а завершается лейтмотивом «К берегам священным Нила», напоминающим о хоре жре­цов из «Аиды», палачей свободы, любви и счастья.

Повесть Булгакова, страшная и смешная одновременно, удивительно органично соединившая описание быта, фанта­стику и сатиру, написанная легко, ясным и прозрачным язы­ком, отличается злободневностью звучания и в наши дни. Она обличает политическую демагогию, выступает против воинствующего невежества и любого проявления хамства. Булгаков высмеивает и собачью холуйскую верность, и ша-риковскую черную неблагодарность, дремучее невежество, силящееся овладеть командными высотами во всех сферах жизни. Шариковы, воспользовавшись правами, устроили в стране «разруху», а ныне, ссылаясь на эту разруху, добива­ются голосов и прав. Повесть также предупреждает ученых, ставящих эксперименты, о недопустимости насилия над природой в любых ее формах. Гениальное произведение М. Булгакова еще и еще раз наставляет читателей: «Доживи­те до старости с чистыми руками».[/sms]