Урок русского языка » сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами»

Сочинение

Цель: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.

Формирование УУД:, Познавательные

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре., Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Опрос.

Какое значение имеют суффиксы —их-, -иц-, -енок- ? (Обозначают животных (самку) и их детёнышей.)

  • Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?
  • Какое значение у суффикса -очк в слове мамочка ? (Ласкательное.)
  • У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?

(- тель, -ник -. )

8 стр., 3898 слов

Основа культуры речи

... задач коммуникации. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются ... длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить ...

  • Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник ? Почему?
  • Какие значения может иметь суффикс — ник- ?
  • Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс — ник- .

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

  • Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).

III. Развитие умений

Работа в учебнике.

1. Подготовительная работа.

1. Упр. 279.

Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки .

  • На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс —онок- , с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных;
  • цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок , суффикс —ек- (ср. зайчонок – зайчоночек );
  • цветиха (ср. зайчиха, ежиха ).

2. Устное сочинение .

  • Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)

Сочинение сказки. ( Презентация )

Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух .

Работа по содержанию сказки.

  • Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? (Сказку.)
  • Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? ( Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)
  • Как зовут героев? ( Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок . )
  • Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими;
  • заболел сынок;
  • перепили воды и т.д.)
  • Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?

Работа над структурой сказки.

  • Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.

Примерный план:

  1. Вводная часть.

    Где происходят события, когда, с кем?

    2) Основная часть.

    а) С чего всё началось?

    б) Что произошло?

    в) Как развивались события?

    3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?

    – Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. (Жили-были.; В далёком царстве, в небесном государстве.),

    основная часть (Вдруг., однажды.),

    заключительная часть (Так все и решили., на этом всё и закончилось., долго ещё..)

    – Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.

    3 . Орфографическая подготовка.

    12 стр., 5655 слов

    Сказка о весне. Тексты сочинений

    ... о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна!” Шагиной Ольги. _______________ Сказка ... Вадим. _______________ ^ Тема: Письмо из будущего. Тексты сочинений. _______________ Здравствуйте, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна. Вы ... налоговой инспекции. Мне уже 26 лет. Дела на работе пока нормально. У меня двое детей Леша ...

    4 . Самостоятельная работа и самопроверка.

    Карточки-помощники для слабоуспевающих детей

В далёком царстве, в небесном государстве______________

жило одно семейство. Папу звали__________________, маму____________, а сыночка____________________.

Однажды __________________ заболел. Родители очень

___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло

________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.

На этом всё и закончилось.

Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок,

IV. Итог урока.

  • Вам понравилось придумывать новые слова?
  • Что для этого нужно знать?
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Проиллюстрировать свою сказку.

Просмотр содержимого презентации

«сочинение сказки»

ТЕМА: Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами. учитель начальных классов: Колмыкова А.А. МОУ СОШ №5 г. Комсомольск -на- Амуре

ТЕМА: Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами. учитель начальных классов: Колмыкова А.А. МОУ СОШ №5 г. Комсомольск -на- Амуре

Как можно назвать страну ? Моросейка Тучкоград Мокроград Дождейка …… .

Как можно назвать страну, Моросейка, Тучкоград, Мокроград

Дождейка

…… .

Как зовут героев ? Папа - Дождь Мама – Дождиха Дети – Дождята Сынок - Дождёнок

Как зовут героев

Папа — Дождь

Мама – Дождиха, Дети – Дождята

Сынок — Дождёнок

Вводная часть. Где происходят события ? Когда ,с кем ? Жили-были…. В далёком царстве, в небесном государстве…

Вводная часть., Где происходят события

Когда ,с кем

Жили-были….

В далёком царстве, в небесном государстве…

Основная часть С чего всё началось ? Что произошло ? Вдруг…. Однажды… Кто-то заболел Закончилась вода Как <a href=развивались события ?" width="640">

Основная часть, С чего всё началось, Что произошло

Вдруг….

Однажды…

Кто-то заболел, Закончилась вода, Как развивались события

Заключительная часть. Чем всё закончилось ? Так все и решили…. На этом всё и закончилось…. Долго ещё…

3 стр., 1392 слов

Специфика формирования технологической части дипломного проекта

... с ограничением сроков реализации и оформления результатов. Роль технологической части дипломной работы Технологический раздел дипломной работы играет важнейшую роль в подготовке и оценке новоиспеченного специалиста. ... цикла и пр.). Какие источники информации кладут в основу технологической части дипломной работы? Технологическая часть ВКР представлена в виде всевозможных расчетов, схем и графиков, ...

Заключительная часть., Чем всё закончилось, Так все и решили…., На этом всё и закончилось….

Долго ещё…

В далёком царстве, в небесном государстве______________ жило одно семейство. Папу звали_____,маму___________,а сыночка____________________. Однажды __________________ заболел. Родители очень ___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло ________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________. На этом всё и закончилось. Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок, плакали, дождь.

В далёком царстве, в небесном государстве______________

жило одно семейство. Папу звали_____,маму___________,а сыночка____________________. Однажды __________________ заболел. Родители очень

___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло

________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.

На этом всё и закончилось.

Слова для справок: