Инструкция к модифицированной методике «Родительское »

Сочинение

Задание для женщин

Уважамая…………………………………………………………………………..

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при напи­сании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуй­ста, следующего плана.

1. История моего материнства.

2. Я как мать.

3. Что мне нравится в себе как в матери.

4. Что мне не нравится в себе как в матери.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Задание для мужчин

Уважаемый………………………………………………………………………….

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-

менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и так­же написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написа­нии. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

1. История моего отцовства.

2. Я как отец.

3. Что мне нравится в себе как в отце.

4. Что мне не нравится в себе как в отце.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Методика «Представления об идеальном родителе»*

На основе полученных сочинений, с помощью контентана-лиза мы разработали авторскую методику семантического диффе­ренциала, которую назвали «Представления об идеальном роди­теле». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по семибальной шкале (3, 2, 1,0, 1, 2, 3) в зависимо­сти от выраженности качества.

При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, которые дополнялись собственными идеями.

1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам — когнитивный, эмоциональный, поведенче­ский; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

2. При составлении методики все качества (внутри компонен­тов) подбирались по следующим антиномиям:

  • положительное — отрицательное (робкий — смелый, силь­ный — слабый);
  • должное — необязательное (должен быть справедливым — может быть несправедливым, должен все знать — может чего-то не знать);
  • Разработана Р.

В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой (2002).

  • теплое — холодное (доверяющий детям — не доверяющий де­тям, сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
  • предлагаемое — отвергаемое (бескорыстный — расчетливый, альтруист — эгоист);
  • достижимое — неосуществимое (всегда терпелив — не всегда терпелив,
  • всегда понимает — не всегда понимает);
  • простое — сложное (решающий за детей — не решающий за детей, компетентный — некомпетентный).

Методика дана в том порядке, в котором она создавалась; в та­блице приведены номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, напри­мер, трудно угадать социально желаемые ответы.

4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считают­ся нами более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.

Количественная обработка

1. когнитивный показатель представлений об идеальном ро­дителе;

2. эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе;

3. поведенческий показатель представлений об идеальном ро­дителе.

Испытуемый может набрать от —54 до +54 по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).

Баллы, относящие к качествам справа, «положительным», берутся со знаком «плюс», а баллы, относящие к качествам слева «отрицательным», берутся со знаком «минус».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен шрифтом):

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств от­носятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и —1 (так как «неблагоразумный находится в левой части).

Итого: 2 — 1 = 1 и так далее.

Качественная обработка

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный
непрактичный практичный
должен быть справедли­вым может быть не спра­ведливым
должен все знать может чего-то не знать
должен ставить детей на первое место может не ставить де­тей на первое место
не доверяющий детям доверяющий детям
соперничающий с детьми сотрудничающий с детьми
злопамятный прощающий
расчетливый бескорыстный
эгоист альтруист
безответственный ответственный
всегда терпелив не всегда терпелив
всегда понимает не всегда понимает
всегда прав не всегда прав
решающий за детей не решающий за детей
не уважающий детей уважающий детей
требовательный снисходительный
несчастный счастливый
грустный радостный
злой добрый
должен интересоваться детьми может не интересо­ваться детьми
должен быть спокойным может быть разражен­ным
должен гордиться детьми может не гордиться детьми
строгий мягкий
жестокий ласковый
холодный теплый
не одобряющий одобряющий ребенка
безжалостный жалеющий
не любящий любящий
всегда довольный детьми не всегда довольный детьми
никогда не кричащий на ребенка иногда кричащий на ребенка
не обижающийся на де­тей обижающийся на де­тей
стыдящийся за ребенка не стыдящийся за ре­бенка
не готовый к родитель-ству готовый к родитель-ству
боящийся извиниться перед ребенком не боящийся извинить­ся перед ребенком
не воспитывающий воспитывающий
усталый отдохнувший
не обучающий ребенка обучающий ребенка
должен быть опытным родителем может быть неопыт­ным родителем
должен жить для ребенка может жить для себя
должен проводить с ре­бенком много времени может проводить с ре­бенком мало времени
не хвалящий хвалящий
не балующий ребенка балующий ребенка
не опекающий опекающий
не слушающий ребенка слушающий ребенка
не помогающий помогающий
приказывающий просящий
всегда может повлиять на ребенка не всегда может по­влиять на ребенка
никогда не командующий иногда командующий
всегда выполняющий ка­призы ребенка не всегда выполняю­щий капризы ребенка
вмешивающийся в жизнь ребенка не вмешивающийся в жизнь ребенка
ограничивающий свободу ребенка не ограничивающий свободу ребенка
критикующий ребенка не критикующий ре­бенка

Структура методики «Идеальный родитель»

Антиномии Когнитивный аспект (№ вопросов) Эмоциональный аспект (№ вопросов) Поведенческий аспект (№ вопросов)
Положительное — отрицательное 1-3 19-21 37-39
Должное -необязательное 4-6 22-24 40-42
Теплое -холодное 7-9 25-27 43-45
Предлагаемое — отвергаемое 10-12 28-30 46-48
Достижимое — не­осуществимое 13-15 31-33 49-51
Простое — слож­ное 16-18 34-36 52-54

Б. Комплексное исследование принятия родительской роли с учетом этнопсихологических особенностей

Эта группа методик для семьи (папа—мама—ребенок) вхо­дит в диагностический пакет по сельской семье в силу того, что именно в сельском социуме на формирование родительства зна­чительное влияние оказывают этнокультурные традиции, кото­рые в условиях монокультурной и поликультурной среды различ­ны. Психологическое сопровождение этнических сельских семей должно строиться на знании их этнопсихологических особенно­стей, которые обусловливают характер принятия и исполнения родительской роли.

Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитатель­ной функции. Выполнение этой роли определяется как основ­ными социальными нормами и требованиями, традиционно в

ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека (в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли).

Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Можно выделить ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

1) освоение роли родителя происходит с первых лет жизни че­ловека;

2) решающее влияние на ее усвоение оказывает пример соб­ственных родителей;

3) характеризуется необычайной устойчивостью (при приня­тии этой роли от нее трудно и даже невозможно отказаться);

4) она высокостереотипна как в плане рождения, так и вос­питания детей;

5) переход к исполнению роли происходит достаточно внезап­но.

Структура существующих в семье ролей является социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности. Данная анкета позволяет не только определить степень адекват­ности исполнения родительской роли другим социальным ролям, выполняемым индивидом в семье, но и выявить характер внутри-личностной согласованности национально-этнической идентич­ности личности и родительства как интегрального образования личности.

Анкета состоит из 31 вопроса, на которые родители и ребенок должны отвечать индивидуально.

Анкета «Принятие и исполнение родительской роли»* ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Инструкция:

Наше с Вами сотрудничество будет тем плодотворнее, чем бо­лее искренними Вы будете в своих ответах — очень важно, чтобы ни один из вопросов анкеты не был пропущен!». Дайте однознач­ный ответ на следующие вопросы:

№ п/п Вопрос да нет
Как Вы считаете, является ли материнство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Как Вы считаете, является ли отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в насто­ящей семье?
Было ли рождение Вашего ребенка (детей) строго запла­нированным?
Согласны ли Вы с тем, что подготовку к родительству мо­лодых людей нужно осуществлять в рамках специальных учебно-воспитательных программ?
Как Вы считаете, до какого возраста ребенка родители несут за него полную ответственность? ДОлет
Каков, по Вашему мнению, оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому?
Какое количество детей в семье Ваших родителей вместе с Вами (включая всех родных братьев и сестер)?
Знает ли Ваш ребенок (дети) свой фамильный род?
Знаете ли Вы происхождение своих предков и их род за­нятий?

* Анкета разработана под нашим научным руководством Н. А.

Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») со следующими утверждениями:

Г

№ п/п Утверждения да нет
Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей
В детстве мне приходили мысли о том, как я буду отно­ситься к своим детям
Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня
Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре
Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей)
Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют
Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею

В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:

Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический ин­стинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления — просто так случается;
На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании соб­ственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои роди­тели; 2) в основном на принятые в обществе нормы и тре­бования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситу­ации.
Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал.
К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне.
Как Вы считаете, до какого времени родители должны ма­териально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимо­сти; 4) до момента вступления в брак.
Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след.

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

Вашу национальность по документам
Кем Вы сами себя считаете по национальности?
На каком языке Вы разговариваете в своей се­мье?
На каком языке Вы разговариваете со своими со­седями?
На каком языке Вы думаете?
Сколько Вам было лет, когда Вы стали родите­лем?

Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:

№ п/п Вопрос да нет
Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи?
Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)?

ТЕСТ ДЛЯ ПОДРОСТКА, Инструкция: «Дорогой друг!