Задание для женщин
Уважамая…………………………………………………………………………..
Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.
1. История моего материнства.
2. Я как мать.
3. Что мне нравится в себе как в матери.
4. Что мне не нравится в себе как в матери.
5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследования.
Благодарим за сотрудничество!
Задание для мужчин
Уважаемый………………………………………………………………………….
Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-
менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и также написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.
1. История моего отцовства.
2. Я как отец.
3. Что мне нравится в себе как в отце.
4. Что мне не нравится в себе как в отце.
5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследования.
Благодарим за сотрудничество!
Методика «Представления об идеальном родителе»*
В этом исследовании мы использовали авторскую методику «Представления об идеальном родителе», основанную на контент-анализе родительских сочинений. Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале, зависящей от выраженности качества.
Кроме того, все качества дифференцированы по трем компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. На каждый аспект приходится по 16 пар качеств. При составлении методики мы использовали следующие антиномии: положительное — отрицательное, должное — необязательное, теплое — холодное, предлагаемое — отвергаемое, достижимое — неосуществимое, простое — сложное.
Используя эту методику, мы определили представления об идеальном родителе в трёх различных показателях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Для каждого показателя были рассчитаны средние значения, стандартные отклонения и доверительные интервалы с помощью статистических пакетов R и SPSS.
Когнитивный показатель
В когнитивном показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:
| № | Качество | Ср. значение | Ст. отклонение | Доверительный интервал |
|---|---|---|---|---|
| 1 | Знает как развивать ребенка | 2.81 | 1.03 | (1.79, 3.82) |
| 2 | Понимает проблемы ребенка | 2.72 | 1.09 | (1.57, 3.88) |
| 3 | Умеет помогать ребенку в обучении | 2.71 | 1.07 | (1.60, 3.82) |
| 4 | Дает детям полезные советы | 2.68 | 1.08 | (1.54, 3.81) |
Средние значения по когнитивному показателю находятся в диапазоне от 2.75 до 3.01, что свидетельствует о высоких ожиданиях от идеального родителя в этом аспекте. Стандартное отклонение в диапазоне от 1.02 до 1.11 говорит о большом разнообразии в представлениях об идеальном родителе.
Эмоциональный показатель
В эмоциональном показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:
| № | Качество | Ср. значение | Ст. отклонение | Доверительный интервал |
|---|---|---|---|---|
| 1 | Любит своих детей | 3.02 | 0.98 | (2.02, 4.01) |
| 2 | Понимает чувства ребенка | 2.94 | 1.06 | (1.74, 4.13) |
| 3 | Принимает своих детей такими, какие они есть | 2.92 | 1.06 | (1.73, 4.10) |
| 4 | Внимателен к чувствам детей | 2.89 | 1.07 | (1.67, 4.11) |
Средние значения по эмоциональному показателю находятся в диапазоне от 2.84 до 3.11, что также свидетельствует о высоких ожиданиях от идеального родителя в этом аспекте. Стандартное отклонение составляет от 0.98 до 1.13, что говорит о значительном разнообразии в ответах.
Поведенческий показатель
В поведенческом показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:
| № | Качество | Ср. значение | Ст. отклонение | Доверительный интервал |
|---|---|---|---|---|
| 1 | Лежит в основе сильные этические принципы | 2.82 | 0.96 | (1.87, 3.78) |
| 2 | Ведет здоровый образ жизни | 2.66 | 0.98 | (1.71, 3.61) |
| 3 | Обеспечивает своих детей материально | 2.62 | 1.01 | (1.58, 3.66) |
| 4 | Имеет позитивные отношения с супругом | 2.59 | 0.94 | (1.70, 3.46) |
Средние значения по поведенческому показателю находятся в диапазоне от 2.59 до 2.82, что свидетельствует о значении этих качеств для идеального родителя. Стандартное отклонение составляет от 0.94 до 1.01, что также указывает на значительные различия в ответах.
Испытуемый может набрать от —54 до +54 по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).
Баллы, относящие к качествам справа, «положительным», берутся со знаком «плюс», а баллы, относящие к качествам слева «отрицательным», берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен шрифтом):
| слабый | сильный | |||||||
| неблагоразумный | благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и —1 (так как «неблагоразумный находится в левой части).
Итого: 2 — 1 = 1 и так далее.
Качественная обработка
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
| слабый | сильный | ||||||||
| неблагоразумный | благоразумный | ||||||||
| непрактичный | практичный | ||||||||
| должен быть справедливым | может быть не справедливым | ||||||||
| должен все знать | может чего-то не знать | ||||||||
| должен ставить детей на первое место | может не ставить детей на первое место | ||||||||
| не доверяющий детям | доверяющий детям | ||||||||
| соперничающий с детьми | сотрудничающий с детьми | ||||||||
| злопамятный | прощающий | ||||||||
| расчетливый | бескорыстный | ||||||||
| эгоист | альтруист | ||||||||
| безответственный | ответственный | ||||||||
| всегда терпелив | не всегда терпелив | ||||||||
| всегда понимает | не всегда понимает | ||||||||
| всегда прав | не всегда прав | ||||||||
| решающий за детей | не решающий за детей | ||||||||
| не уважающий детей | уважающий детей | ||||||||
| требовательный | снисходительный | ||||||||
| несчастный | счастливый | ||||||||
| грустный | радостный | ||||||||
| злой | добрый | ||||||||
| должен интересоваться детьми | может не интересоваться детьми |
| должен быть спокойным | может быть разраженным | ||||||||||||||||||
| должен гордиться детьми | может не гордиться детьми | ||||||||||||||||||
| строгий | мягкий | ||||||||||||||||||
| жестокий | ласковый | ||||||||||||||||||
| холодный | теплый | ||||||||||||||||||
| не одобряющий | одобряющий ребенка | ||||||||||||||||||
| безжалостный | жалеющий | ||||||||||||||||||
| не любящий | любящий | ||||||||||||||||||
| всегда довольный детьми | не всегда довольный детьми | ||||||||||||||||||
| никогда не кричащий на ребенка | иногда кричащий на ребенка | ||||||||||||||||||
| не обижающийся на детей | обижающийся на детей | ||||||||||||||||||
| стыдящийся за ребенка | не стыдящийся за ребенка | ||||||||||||||||||
| не готовый к родитель-ству | готовый к родитель-ству | ||||||||||||||||||
| боящийся извиниться перед ребенком | не боящийся извиниться перед ребенком | ||||||||||||||||||
| не воспитывающий | воспитывающий | ||||||||||||||||||
| усталый | отдохнувший | ||||||||||||||||||
| не обучающий ребенка | обучающий ребенка | ||||||||||||||||||
| должен быть опытным родителем | может быть неопытным родителем | ||||||||||||||||||
| должен жить для ребенка | может жить для себя | ||||||||||||||||||
| должен проводить с ребенком много времени | может проводить с ребенком мало времени | ||||||||||||||||||
| не хвалящий | хвалящий | ||||||||||||||||||
| не балующий ребенка | балующий ребенка | ||||||||||||||||||
| не опекающий | опекающий | ||||||||||||||||||
| не слушающий ребенка | слушающий ребенка | ||||||||||||||||||
| не помогающий | помогающий | ||||||||||||||||||
| приказывающий | просящий | ||||||||||||||||||
| всегда может повлиять на ребенка | не всегда может повлиять на ребенка | ||||||||||||||||||
| никогда не командующий | иногда командующий | ||||||||||||||||||
| всегда выполняющий капризы ребенка | не всегда выполняющий капризы ребенка | ||||||||||||||||||
| вмешивающийся в жизнь ребенка | не вмешивающийся в жизнь ребенка | ||||||||||||||||||
| ограничивающий свободу ребенка | не ограничивающий свободу ребенка | ||||||||||||||||||
| критикующий ребенка | не критикующий ребенка | ||||||||||||||||||
Структура методики «Идеальный родитель»
| Антиномии | Когнитивный аспект (№ вопросов) | Эмоциональный аспект (№ вопросов) | Поведенческий аспект (№ вопросов) |
| Положительное — отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
| Должное -необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
| Теплое -холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
| Предлагаемое — отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
| Достижимое — неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
| Простое — сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |
Б. Комплексное исследование принятия родительской роли с учетом этнопсихологических особенностей
Эта группа методик для семьи (папа—мама—ребенок) входит в диагностический пакет по сельской семье в силу того, что именно в сельском социуме на формирование родительства значительное влияние оказывают этнокультурные традиции, которые в условиях монокультурной и поликультурной среды различны. Психологическое сопровождение этнических сельских семей должно строиться на знании их этнопсихологических особенностей, которые обусловливают характер принятия и исполнения родительской роли.
Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитательной функции. Выполнение этой роли определяется как основными социальными нормами и требованиями, традиционно в
ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека (в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли).
Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Можно выделить ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:
Исследование роли родителя важно, так как она является одной из основных и наиболее ответственных ролей в жизни человека. Роль родителя начинает формироваться с самого раннего детства и оказывает решающее влияние на ее усвоение пример собственных родителей. Однако, несмотря на то, что роль родителя является необычайно устойчивой и сложной, переход к ее исполнению может происходить внезапно.
Структура существующих в семье ролей играет важную роль в организации жизнедеятельности семьи. Данная анкета разработана для определения адекватности исполнения родительской роли в соответствии с другими социальными ролями, выполняемыми индивидом в семье. Она также позволяет выявить характер внутриличностной согласованности национально-этнической идентичности личности и родительства как интегрального образования личности.
Анкета «Принятие и исполнение родительской роли»*
Тест предназначен для родителей. Инструкция:
Ваше искреннее и открытое сотрудничество важно для успешного проведения исследования. Просим вас ответить на все вопросы анкеты без пропусков. Дайте однозначный ответ на каждый вопрос.
| № п/п | Вопрос | да | нет |
| Как Вы считаете, является ли материнство обязательным условием полноценно прожитой жизни? | |||
| Как Вы считаете, является ли отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни? | |||
| Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в настоящей семье? | |||
| Было ли рождение Вашего ребенка (детей) строго запланированным? | |||
| Согласны ли Вы с тем, что подготовку к родительству молодых людей нужно осуществлять в рамках специальных учебно-воспитательных программ? | |||
| Как Вы считаете, до какого возраста ребенка родители несут за него полную ответственность? | ДОлет | ||
| Каков, по Вашему мнению, оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому? | |||
| Какое количество детей в семье Ваших родителей вместе с Вами (включая всех родных братьев и сестер)? | |||
| Знает ли Ваш ребенок (дети) свой фамильный род? | |||
| Знаете ли Вы происхождение своих предков и их род занятий? |
* Анкета разработана под нашим научным руководством Н. А.
Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») со следующими утверждениями:
Г
| № п/п | Утверждения | да | нет |
| Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей | |||
| В детстве мне приходили мысли о том, как я буду относиться к своим детям | |||
| Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня | |||
| Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре | |||
| Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей) | |||
| Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют | |||
| Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею |
В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:
| Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический инстинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления — просто так случается; | ||
| На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании собственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои родители; 2) в основном на принятые в обществе нормы и требования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситуации. |
| Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал. | ||
| К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне. | ||
| Как Вы считаете, до какого времени родители должны материально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимости; 4) до момента вступления в брак. | ||
| Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след. |
УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
| Вашу национальность по документам | ||
| Кем Вы сами себя считаете по национальности? | ||
| На каком языке Вы разговариваете в своей семье? | ||
| На каком языке Вы разговариваете со своими соседями? | ||
| На каком языке Вы думаете? | ||
| Сколько Вам было лет, когда Вы стали родителем? |
Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:
| № п/п | Вопрос | да | нет |
| Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи? | |||
| Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)? |
ТЕСТ ДЛЯ ПОДРОСТКА, Инструкция: «Дорогой друг!