Инструкция к модифицированной методике «Родительское »

Сочинение

Задание для женщин

Уважамая…………………………………………………………………………..

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при напи­сании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуй­ста, следующего плана.

1. История моего материнства.

2. Я как мать.

3. Что мне нравится в себе как в матери.

4. Что мне не нравится в себе как в матери.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Задание для мужчин

Уважаемый………………………………………………………………………….

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-

менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и так­же написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написа­нии. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

1. История моего отцовства.

2. Я как отец.

3. Что мне нравится в себе как в отце.

4. Что мне не нравится в себе как в отце.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Методика «Представления об идеальном родителе»*

В этом исследовании мы использовали авторскую методику «Представления об идеальном родителе», основанную на контент-анализе родительских сочинений. Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале, зависящей от выраженности качества.

Кроме того, все качества дифференцированы по трем компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. На каждый аспект приходится по 16 пар качеств. При составлении методики мы использовали следующие антиномии: положительное — отрицательное, должное — необязательное, теплое — холодное, предлагаемое — отвергаемое, достижимое — неосуществимое, простое — сложное.

Используя эту методику, мы определили представления об идеальном родителе в трёх различных показателях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Для каждого показателя были рассчитаны средние значения, стандартные отклонения и доверительные интервалы с помощью статистических пакетов R и SPSS.

Когнитивный показатель

В когнитивном показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:

Качество Ср. значение Ст. отклонение Доверительный интервал
1 Знает как развивать ребенка 2.81 1.03 (1.79, 3.82)
2 Понимает проблемы ребенка 2.72 1.09 (1.57, 3.88)
3 Умеет помогать ребенку в обучении 2.71 1.07 (1.60, 3.82)
4 Дает детям полезные советы 2.68 1.08 (1.54, 3.81)

Средние значения по когнитивному показателю находятся в диапазоне от 2.75 до 3.01, что свидетельствует о высоких ожиданиях от идеального родителя в этом аспекте. Стандартное отклонение в диапазоне от 1.02 до 1.11 говорит о большом разнообразии в представлениях об идеальном родителе.

Эмоциональный показатель

В эмоциональном показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:

Качество Ср. значение Ст. отклонение Доверительный интервал
1 Любит своих детей 3.02 0.98 (2.02, 4.01)
2 Понимает чувства ребенка 2.94 1.06 (1.74, 4.13)
3 Принимает своих детей такими, какие они есть 2.92 1.06 (1.73, 4.10)
4 Внимателен к чувствам детей 2.89 1.07 (1.67, 4.11)

Средние значения по эмоциональному показателю находятся в диапазоне от 2.84 до 3.11, что также свидетельствует о высоких ожиданиях от идеального родителя в этом аспекте. Стандартное отклонение составляет от 0.98 до 1.13, что говорит о значительном разнообразии в ответах.

Поведенческий показатель

В поведенческом показателе представлений об идеальном родителе были выделены следующие ключевые качества:

Качество Ср. значение Ст. отклонение Доверительный интервал
1 Лежит в основе сильные этические принципы 2.82 0.96 (1.87, 3.78)
2 Ведет здоровый образ жизни 2.66 0.98 (1.71, 3.61)
3 Обеспечивает своих детей материально 2.62 1.01 (1.58, 3.66)
4 Имеет позитивные отношения с супругом 2.59 0.94 (1.70, 3.46)

Средние значения по поведенческому показателю находятся в диапазоне от 2.59 до 2.82, что свидетельствует о значении этих качеств для идеального родителя. Стандартное отклонение составляет от 0.94 до 1.01, что также указывает на значительные различия в ответах.

Испытуемый может набрать от —54 до +54 по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).

Баллы, относящие к качествам справа, «положительным», берутся со знаком «плюс», а баллы, относящие к качествам слева «отрицательным», берутся со знаком «минус».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен шрифтом):

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств от­носятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и —1 (так как «неблагоразумный находится в левой части).

Итого: 2 — 1 = 1 и так далее.

Качественная обработка

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный
непрактичный практичный
должен быть справедли­вым может быть не спра­ведливым
должен все знать может чего-то не знать
должен ставить детей на первое место может не ставить де­тей на первое место
не доверяющий детям доверяющий детям
соперничающий с детьми сотрудничающий с детьми
злопамятный прощающий
расчетливый бескорыстный
эгоист альтруист
безответственный ответственный
всегда терпелив не всегда терпелив
всегда понимает не всегда понимает
всегда прав не всегда прав
решающий за детей не решающий за детей
не уважающий детей уважающий детей
требовательный снисходительный
несчастный счастливый
грустный радостный
злой добрый
должен интересоваться детьми может не интересо­ваться детьми
должен быть спокойным может быть разражен­ным
должен гордиться детьми может не гордиться детьми
строгий мягкий
жестокий ласковый
холодный теплый
не одобряющий одобряющий ребенка
безжалостный жалеющий
не любящий любящий
всегда довольный детьми не всегда довольный детьми
никогда не кричащий на ребенка иногда кричащий на ребенка
не обижающийся на де­тей обижающийся на де­тей
стыдящийся за ребенка не стыдящийся за ре­бенка
не готовый к родитель-ству готовый к родитель-ству
боящийся извиниться перед ребенком не боящийся извинить­ся перед ребенком
не воспитывающий воспитывающий
усталый отдохнувший
не обучающий ребенка обучающий ребенка
должен быть опытным родителем может быть неопыт­ным родителем
должен жить для ребенка может жить для себя
должен проводить с ре­бенком много времени может проводить с ре­бенком мало времени
не хвалящий хвалящий
не балующий ребенка балующий ребенка
не опекающий опекающий
не слушающий ребенка слушающий ребенка
не помогающий помогающий
приказывающий просящий
всегда может повлиять на ребенка не всегда может по­влиять на ребенка
никогда не командующий иногда командующий
всегда выполняющий ка­призы ребенка не всегда выполняю­щий капризы ребенка
вмешивающийся в жизнь ребенка не вмешивающийся в жизнь ребенка
ограничивающий свободу ребенка не ограничивающий свободу ребенка
критикующий ребенка не критикующий ре­бенка

Структура методики «Идеальный родитель»

Антиномии Когнитивный аспект (№ вопросов) Эмоциональный аспект (№ вопросов) Поведенческий аспект (№ вопросов)
Положительное — отрицательное 1-3 19-21 37-39
Должное -необязательное 4-6 22-24 40-42
Теплое -холодное 7-9 25-27 43-45
Предлагаемое — отвергаемое 10-12 28-30 46-48
Достижимое — не­осуществимое 13-15 31-33 49-51
Простое — слож­ное 16-18 34-36 52-54

Б. Комплексное исследование принятия родительской роли с учетом этнопсихологических особенностей

Эта группа методик для семьи (папа—мама—ребенок) вхо­дит в диагностический пакет по сельской семье в силу того, что именно в сельском социуме на формирование родительства зна­чительное влияние оказывают этнокультурные традиции, кото­рые в условиях монокультурной и поликультурной среды различ­ны. Психологическое сопровождение этнических сельских семей должно строиться на знании их этнопсихологических особенно­стей, которые обусловливают характер принятия и исполнения родительской роли.

Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитатель­ной функции. Выполнение этой роли определяется как основ­ными социальными нормами и требованиями, традиционно в

ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека (в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли).

Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Можно выделить ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

Исследование роли родителя важно, так как она является одной из основных и наиболее ответственных ролей в жизни человека. Роль родителя начинает формироваться с самого раннего детства и оказывает решающее влияние на ее усвоение пример собственных родителей. Однако, несмотря на то, что роль родителя является необычайно устойчивой и сложной, переход к ее исполнению может происходить внезапно.

Структура существующих в семье ролей играет важную роль в организации жизнедеятельности семьи. Данная анкета разработана для определения адекватности исполнения родительской роли в соответствии с другими социальными ролями, выполняемыми индивидом в семье. Она также позволяет выявить характер внутриличностной согласованности национально-этнической идентичности личности и родительства как интегрального образования личности.

Анкета «Принятие и исполнение родительской роли»*

Тест предназначен для родителей. Инструкция:

Ваше искреннее и открытое сотрудничество важно для успешного проведения исследования. Просим вас ответить на все вопросы анкеты без пропусков. Дайте однозначный ответ на каждый вопрос.

№ п/п Вопрос да нет
Как Вы считаете, является ли материнство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Как Вы считаете, является ли отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в насто­ящей семье?
Было ли рождение Вашего ребенка (детей) строго запла­нированным?
Согласны ли Вы с тем, что подготовку к родительству мо­лодых людей нужно осуществлять в рамках специальных учебно-воспитательных программ?
Как Вы считаете, до какого возраста ребенка родители несут за него полную ответственность? ДОлет
Каков, по Вашему мнению, оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому?
Какое количество детей в семье Ваших родителей вместе с Вами (включая всех родных братьев и сестер)?
Знает ли Ваш ребенок (дети) свой фамильный род?
Знаете ли Вы происхождение своих предков и их род за­нятий?

* Анкета разработана под нашим научным руководством Н. А.

Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») со следующими утверждениями:

Г

№ п/п Утверждения да нет
Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей
В детстве мне приходили мысли о том, как я буду отно­ситься к своим детям
Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня
Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре
Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей)
Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют
Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею

В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:

Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический ин­стинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления — просто так случается;
На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании соб­ственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои роди­тели; 2) в основном на принятые в обществе нормы и тре­бования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситу­ации.
Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал.
К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне.
Как Вы считаете, до какого времени родители должны ма­териально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимо­сти; 4) до момента вступления в брак.
Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след.

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

Вашу национальность по документам
Кем Вы сами себя считаете по национальности?
На каком языке Вы разговариваете в своей се­мье?
На каком языке Вы разговариваете со своими со­седями?
На каком языке Вы думаете?
Сколько Вам было лет, когда Вы стали родите­лем?

Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:

№ п/п Вопрос да нет
Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи?
Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)?

ТЕСТ ДЛЯ ПОДРОСТКА, Инструкция: «Дорогой друг!