Конспект – беседы «Человеческое счастье в труде»

Сочинение

Ее счастье в труде и жизнелюбии

Дом Зинаиды Леоновны Голубцовой из деревни Петровичи, что в Недашевском сельском Совете нам показали сразу, ведь ее знает каждый сельчанин. Хозяйку мы застали в огороде – пропалывала картофель. И это в свои 93 года! Жизнерадостная, энергичная, оптимистка – эти качества Зинаида Леоновна пронесла через всю свою нелегкую жизнь. Такой она осталась и сейчас. И первым делом показала нам свой огород, которому могут позавидовать даже молодые. Парники с высаженными помидорами и огурцами, ровненькие грядки клубники, лук, чеснок. И, конечно же, традиционный для белорусов картофель. К нему у З.Л.Голубцовой особое уважение. Вспоминая голодные послевоенные годы, когда приходилось собирать гнилую и мерзлую картошку на колхозном поле, у бабушки невольно наворачиваются непрошенные слезы.

  • Вы проходите в дом, я вам фотографии покажу, — приглашает нас Зинаида Леоновна.

Судьба этой женщины полна трудных испытаний, но несмотря ни на что она сумела остаться доброй, приветливой, с открытой душой. В далеком 1938 году З.Л.Голубцова закончила Могилевское педучилище и была направлена в Езерскую школу, что в Чериковском районе. Тогда еще не знала молодая учительница, что через три года начнется Великая Отечественная война и перечеркнет все ее планы. В 1941 г. школу закрыли, и Зинаида Леоновна возвратилась к себе на родину в д. Петровичи. Территория была оккупирована немцами. Мужчин забрали на фронт, а в деревне остались лишь старики, женщины и дети. Подростков и молодежь забирали на принудительные работы в Германию. Волею случая Зинаида осталась дома.

  • К тому времени уже были подготовлены списки тех, кого должны забрать в Германию, — вспоминает З.Л.Голубцова и продолжает, — а на отправном пункте всех должен был осмотреть немецкий врач.

Кто-то из односельчан посоветовал насыпать в глаза табака. При осмотре молодую худенькую девчонку с воспаленными, слезящимися красными глазами посчитали больной и немедленно отправили домой. Немцы очень боялись инфекционных заболеваний. Таким образом З.Л.Голубцовой удалось избежать принудительных работ в Германии.

Трудные военные годы, жизнь под страхом на оккупированной территории — всё это довелось пережить. Но с какой теплотой встречали сельчане воинов-освободителей. На глазах были слезы радости.

После войны З.Л.Голубцова вышла замуж, определенное время жили в Кадино. Но с первым мужем жизнь не сложилась. Около семи лет женщина работала в Щежере учительницей начальных классов. Здесь встретила своего второго мужа, с которым прожили долгую счастливую жизнь. Алексея Аверьяновича направили работать учителем математики в школу д.Голени. В эту же школу перешла и Зинаида Леоновна.

2 стр., 531 слов

«Не для школы — для жизни учимся» воспитателя ГБОУ г. Москвы ...

... Кем ты хочешь стать в будущем?». Но для осуществления мечты всегда нужно учиться - это известно даже совсем маленьким детям. ... курсов. Вообще знания и опыт человек приобретает всю жизнь, ведь мир не стоит на месте. С возрастом вы можете заинтересоваться ... устремлениями, и жить достойной жизнью в обществе. Образование дает нам определенный путь, чтобы следовать, вести нашу жизнь по принципам гуманизма и ...

40 лет она отдала педагогической работе. Среди ее учеников — люди самых различных профессий. Они всегда с теплотой вспоминают свою первую учительницу. А для З.Л.Голубцовой самая главная награда не дипломы и грамоты, а слова благодарности учеников. Много лет ветеран на заслуженном отдыхе. Но и сейчас о ней помнят. Администрация ГУО «Романовичская СШ» всегда поздравляет с праздниками, постоянно звонят педагоги.

Прощаясь, я спросил у этой женщины, в чем же заключается секрет ее долголетия.

  • В труде и великом жизнелюбии, — ответила Зинаида Леоновна. Хочется пожелать ей здоровья и еще долгие лета отдавать свою позитивную энергию людям.

Олег ДЯТЛОВ.

№33 (174) / 1 декабря ‘01

Святоотеческое наследие

В этой теме:

Святоотеческое наследие

Радость жизни

Святоотеческое наследие

Жизнь человеческая. Покаянная песнь при конце жизни

Святое Евангелие рассказывает о том, как Спаситель исцелил расслабленного, лежавшего при овчей купели 38 лет.

Апостольские Деяния рассказывают об исцелении другого расслабленного, восемь лет лежавшего без движения, именем Энея, а также о воскрешении девицы Тавифы. И то и другое чудо именем и силою Господа совершил апостол Петр среди верующих.

Хочется спросить: в чем же состояло несчастье и страдание обоих расслабленных? Конечно, ответите вы, несчастье в том, что они не могли двигаться, не могли работать, были прикованы к одному месту. А ведь послушать многих нынешних смутителей народа, так выйдет, что расслабленные-то и были счастливцами. Ибо о чем теперь часто проповедуют? О том, чтобы человек как можно меньше работал и как можно больше пользовался всеми жизненными удобствами и благами, чтобы человек имел как можно меньше часов работы.

При таком желании, конечно, лежать без движения, быть расслабленным, совсем ничего не делать — это самое высшее счастье. Для лености и праздности ведь не нужно ни рук, ни ног, ни крепости членов, ни острого глаза, ни слуха, ни ловкости и выносливости. Если не будешь работать, расслабление и само собою придет к человеку. Но вот видим, что природа человека громко восстает против расслабления. Оба расслабленные считали себя глубоко несчастными. Тридцать восемь лет лежал один из них около чудодейственной купели и все ожидал, все ожидал единого счастья: получить прежнюю крепость своих членов, ходить собственными ногами, распоряжаться собственными силами, трудиться своими собственными руками.

Так, братие, труд — это потребность человека, труд — это счастье наше, а где нет труда, там является расслабление человека, — глубокое его несчастье.

Но это еще не все. В Апостольских Деяниях рассказывается: когда девица Тавифа умерла, то христиане, узнав о том, что недалеко от них находится апостол Петр, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Как только он пришел, все женщины в доме, где находилась умершая, предстали пред апостолом со слезами, показывая ему рубашки и платья, какие делала Тавифа, живя с ними. Для чего же они делали это?

17 стр., 8179 слов

Конкурсное районное : «В труде — красота человека.»

... человек – трудами, – это тоже будет правильно. Ведь жизнь Нины Васильевны Переверзевой – яркое доказательство этой мысли! Сочинение на тему: Человек славен трудом Со школьной парты на всю жизнь ... только на деле можно понять – насколько человек сам по себе – сильный, как по духу, так и физически. Только ... продолжаем верить в ее непреложность. Труд облагораживает человека. В русском фольклоре, как и в ...

А для того, конечно, чтобы восхвалить умершую, чтобы показать, как полна была труда её жизнь, как, поэтому, она была достойна звания христианки, как она достойна милости Господней.

И апостол силою Божией возвратил умершую к жизни.

Итак, труд есть не только потребность и счастье человека, но и великая похвала для него, добродетель, угодная в очах Божиих.

Так говорит нам совесть наша. Тому же ясно и вразумительно учит нас и слово Божие.

Когда Господь сотворил первых людей, Он даровал им блаженство и поселил в раю сладости. Что же, однако, люди услышали от Господа в раю? Господь повелел им трудиться, возделывать рай и хранить его. Блаженство, значит, было невозможно без труда. Но вот человек согрешил, изгнан был из рая, лишился блаженства. Как же ему было возможно загладить грех, исполнять волю Божию, исправлять себя, обновляться душой? Милосердый Господь не отказал ему в этом, и путь исправления, путь нравственного воспитания, врачевство от греха, подвиг примирения с Богом, смысл жизни Он опять указал человеку в труде: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой.

Мы знаем, как жили люди после грехопадения. Одни забыли Бога истинного и выдумали себе ложных богов. Это были язычники, которые считали труд несчастьем, а людей трудящихся презирали. Другие люди сохранили веру истинную; такие всегда высоко почитали труд: древние патриархи, пророки, цари, все благочестивые люди были великими трудолюбцами. Сам Христос Спаситель в доме Иосифа трудился с ним вместе как плотник; Пречистая Матерь Господа занималась трудами рукоделия и домашнего хозяйства; Христовы апостолы были рыбаками; апостол Павел делал палатки и писал о себе: «мы трудимся, делая своими руками». С кем больше всего обращались святые апостолы? На это отвечает книга Деяний Апостольских хотя бы в том месте, где рассказано о воскрешении Тавифы: апостол Петр довольно дней пробыл в трудах проповеди после совершенного чуда, и проживал при этом у некоего Симона кожевника.

Среди рабов-тружеников апостолы находили верующих; тысячи этих рабов соделались мучениками и святыми, которых и доселе почитают верующие люди.

Недостало бы времени перечислить все уроки слова Божия и Церкви Христовой, все поучения о святости, высоком достоинстве и пользе труда. Главное сказано; добавлю вам немногое. Иов, богатый человек древности, учит: «Человек рождается на труд, как птица для летания». Соломон, мудрейший из людей, среди полного изобилия и беспримерного богатства, восхвалял труд и говорил: «Сон сладок работающему». Апостол Павел христианам завещал труд, и это завещание его как нельзя более относится к нынешнему нашему рабочему люду. Вот что он пишет: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели хлеб свой». И еще: «Если кто не послушает (этого) слова нашего, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

7 стр., 3386 слов

ОХРАНА ТРУДА. Обязательное социальное страхование от несчастных ...

... экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обязательность регистрации в качестве ... страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ...

У всех народов, решительно на всех языках есть пословицы, говорящие, что леность есть мать всех пороков; так, голос общечеловеческий согласен с золотым правилом древнего библейского мудреца: «Многой злобе научила праздность». В высшей степени выразительно поучает нас тому же мудрец и учитель новозаветный — Иоанн Златоустый. Этот святой отец пишет: «Нет ничего в делах человеческих, чего не губила бы праздность; ибо и вода, если стоит, повреждается, загнивает, если же течет, то сохраняет свое свойство; и железо, если остается без употребления, покрывается ржавчиной, а когда из него что-либо выковывается, приносит пользу и блестит, как серебро».

Да будет же, возлюбленные, благословен ваш труд! Трудитесь и работайте, исполняйте ваш долг пред Богом, питайте трудами рук ваших близких и родных, трудом честным и добрым очищайте души свои и привлекайте к себе этим любовь Бога и людей! Труд часто тяжек для нас. Но такова воля Божия. Бог труды любить. Без труда нет плода. Поэтому не слушайте тех ложных учителей и смутителей, которые нередко обещают трудящимся людям жизнь покойную и довольную без труда и указывают на преступный путь присвоения чужого добра. Чужим счастлив не будешь.

Поэтому не губите трудов ваших тем, чем часто губит его русский человек, губит месяцы и годы своей работы, обездоливает семью, губит душу и становится податлив на всякие лжеучения и соблазны, на всякие пороки и преступления! Я разумею пьянство после получки денег. Вот где горе-горькое, горе наше всенародное; вот где может быть главный источник всех теперешних несчастий нашей родины! В пьянстве часто зачаты и рождены дети. Такие люди уже над собою не господа, собою не владеют; такие люди склонны на все злое; такими людьми жизнь не строится, а разрушается.

Будьте же, возлюбленные братья, набожны, трудолюбивы, будьте честны, трезвы и рассудительны. Тогда труд для вас будет не только долгом, но и счастьем вашим и ваших ближних, счастьем родины, источником довольства, путем богоугождения и душевного спасения! Аминь.

протоиерей Иоанн Восторгов

В других номерах: