Почему душа должна быть зрячей. душа обязана трудиться

Эссе

Это всего лишь буквы. Что вам видится за каждой из этих букв ?

, когда произносите каждую из этих букв?

Д – дом, доброта…

У – утро, ум, урок…

Ш – школа…

А – аист…

Составьте из них слово

(Презентация)

2) Работа со словом

Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Хорошо ли это? Безусловно. Век компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов.… В Японии одинокие люди даже покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым человеком.

А что же отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета…

О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»?

(О доме, в котором царит уют; о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)

3)Выстраивание ассоциативного ряда. Индивидуальная работа

Какие ассоциации приходят на ум или западают в вашу душу, когда вы произносите слово «душа»?

(На фоне звучащей музыки : Моцарт-Вивальди «Душа»)

4)Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску

5)Работа со значением слова. Работа в группах

А) Подбор антонимов:

бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) — могут перейти в жестокость.

(чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная, У – умиротворенная, умная, увлекающаяся, Ш — широкая, А – артистичная, активная, Как вам видится, а что же такое душа?, Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?

(Душа — это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек — это добрый человек. Слово является многозначным.)

13 стр., 6038 слов

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, ...

... внутреннего ядра, духа! «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали классикой. Но ... Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков. Теперь поговорим о человеческом лице. Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью ...

Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю

1.Душа — внутренний психический мир человека, его сознание.

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

4.В старину: крепостной крестьянин.

5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

Как же дети понимают, что такое душа, представлено ниже на рисунке :

Чтение работ. Группа предлагает свое определение

А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» (Л.Н. Толстой)

Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В) Душа – это человек. (Христианство)

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.

Составляется одно общее определение .

(Примерно получилось такое:

Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)

Что можно говорить о душе

  1. на уроках этики и морали (какой должна быть душа)

И какой же она должна быть?

(доброй, отзывчивой, чуткой…)

  1. на уроках русского языка (форма слова, его происхождение, лексическое толкование, морфологические признаки)

Об этом мы обязательно продолжим разговор на уроке русского языка.

  1. на уроках литературы (образ души в произведении, какая она, душа, какой должна быть)?

А об этом мы с вами поговорим и сегодня, и непременно продолжим беседу в ходе работы над проектом «Душа».

Подбор глаголов

Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.

Для работы предлагается заполнить два столбика:

Веселится Гневается

Успокаивает Завидует

Помогает Подталкивает, провоцирует

Защищает Губит

Возрождает Убивает

Мирит Ссорит, обижает

Радуется Злится

Ликует Тешится

Умиротворяет Не заботится

Трудится Ленится

Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.

С лово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам.

Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души., Работа в группах

Обсудите в своей группе и приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, «душа трудится» и когда «ленится» (от каждой группы — по одной ситуации).

Презентация выступлений от групп

2. Коммуникативная фаза, Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

1)Слово учителя

Оказывается, проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся в нашей мастерской с его стихотворением «Не позволяй душе лениться».

Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться»? (до чтения стихотворения) А так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.

2)Чтение стихотворения

3)Свободный микрофон. Первичная беседа

Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать)

Вы представляете, эти строки писал поэт, будучи смертельно больным. Стало быть, это обращение к нам с вами.

Можно выслушать детей : о чем стихотворение, чем интересно с точки зрения языка, что необычно, какое настроение вызвало, каким видим автора, о чем оно заставило задуматься…

Можно задать вопросы:

  • О чем вы подумали, когда услышали строки? (рассуждаем)

О чём оно? Какие проблемы решает в нем автор?, А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б) проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

Приступаем к работе в группах. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Ваша душа сейчас тоже должна потрудится, чтобы получить результат.

Задания для групп:, Группа № 1) Мастера художественного слова, Задание :, Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой.., Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните значение слов и выражений.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в черном теле», «узды», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

2)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

3) Какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Какова их роль в тексте? Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор?

Группа №3) Мастера кисти, Задание :

Вы художники. Вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие эскизы появятся у вас?

5)Выступления групп

6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

  • Попробуем разделить стихотворение на микротемы.

№п\п

Текст

Микротемы

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !

Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .

Что произойдет, если она обленится?

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !

Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

Какова основная мысль стихотворного текста?

«душа обязана трудиться»

Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды».

(«Гони», «тащи» — значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» — значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте., Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

(строг к своей душе)

Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.

Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него?

«Душа — рабыня и царица», «Воспитание души», «Труд души»)

Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии?

(«Не позволяй душе лениться» — в названии отражена основная мысль стихотворения.)

Обратите внимание, что композиция кольцевая, и это также неслучайно

Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется?

(выслушать ответы детей)

6)Формулирование проблемы урока

Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?

Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души?

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…

Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет — это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов. О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать.

Написание миниатюры:

1.Воспитание души.

2.Труд души

3.Что такое душа?

Чтение сочинений (по желанию), Рефлексия

Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание

Задание №1

Составьте синквейн «Душа»

Задание №2

Напишите сочинения- миниатюры (по выбору):

1.Что такое истинные человеческие ценности?

2.Что делать, если душа сопротивляется?

3.Душа – это…

4.Какой должна быть душа?

5.Моя душа.

Задание №3

(на 3 недели)

Соберите кейсы к проекту «Душа»:

Пословицы, стихи, миниатюры, высказывания из Библии, иллюстрации…

Задание №3

Прочитайте ст. Н.Рубцова «Пусть душа останется чиста…»

Задание №4

(для урока русского языка)

Определите фигуры и тропы, приведите примеры из текста

“Не позволяй душе лениться”. Эти слова русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Но что такое труд души? С телом человека все понятно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как может трудиться душа?

На самом деле душа отвечает за очень

Важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человеческий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день ото дня. А душевные качества человека должны становиться с каждым днем лучше.

Чего человеку недостает, то и надо развивать в душе. Если человек боязлив, то нужно развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать отзывчивость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и про свои лучшие качества и развивать их еще больше.

Для этого каждый день человеку нужно делать что-то такое, что поможет ему двигаться вперед как личности.

Например, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, узнавать новую полезную информацию. Или учиться находить общий язык с людьми, с которыми не так легко общаться.

Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортно, где не надо учиться ничему новому, то это приятно. Но тогда ни тело, ни душа трудиться не будут. “А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она!” – советует нам поэт Николай Заболоцкий.

Да, свою личность надо с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. Тогда она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается труд его души.

Сочинения по темам:

  1. Давайте поразмышляем, зачем Чичиков скупал мертвые души? Понятно, что этот вопрос очень интересует школьников при выполнении домашнего задания по литературе….
  2. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не…
  3. В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его…

Труд души — само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)

Так вот, по-моему, душа может трудиться и даже должна. А сам труд души — в добрых делах, мыслях…В чтении хороших книг тоже есть труд души, в молитвах, в размышлениях над отношениями с людьми. Можно наблюдать за самим собой — это тоже труд души. Например, стоит уделить время, чтобы перед сном вспомнить свой день.

Что ты сделал хорошего? Много, так ты молодец! А плохого?! Ну, надо признать, что мы и плохое иногда делаем. То есть я. Да, делаю иногда не очень хорошие вещи, но это не специально. Обычно мне бывает стыдно, что я поленился. Мог бы сделать хорошо, помочь человеку, но подумал: «Да ну его!» А после мне стыдно становится. Даже если просто не поговорил с человеком, который ко мне обратился, а я был занят или расстроен. Но я тогда на другой день стараюсь все исправить. Я не люблю обижать людей. Отказать себе в чем-то, не быть эгоистом — это, честно, не так уж просто! Но я стараюсь помогать людям.

Если читать молитвы, вдумываться в их древние тексты, то это тоже труд. Искренние чувства вкладывать в молитву — тоже очень важно. Главное, чтобы все молитвы и добрые дела не были формальными, чтобы не для «галочки».

Мне кажется, что я становлюсь лучше. Тут главное себя не расхваливать! Это особенно плохой поступок. Даже если ты сделал что-то хорошее, то нехорошо трубить об этом на всех углах, мол, хвалите меня!

Еще большой труд заключается в благодарности. Благодарить можно и на словах, и делами. И просто можно чувствовать эту самую благодарность ко всему на свете! Здорово, что мы живы-здоровы!

Труд души не обязательно связан с религией или психологией, но неразрывно связан с человеком, с его работой над собой и своей жизнью. Тут важно не отлынивать, не становиться равнодушным.

Вот так важно и нужно потихъоньку тренировать свою душу.

Сочинение эссе на тему Труд души размышление для 7 класса

Труд души — что же это такое? Считается, что у каждого человека есть душа. Некоторые учения даже учат, о том что в растениях и животных и даже в неживых предметах есть душа. На мой взгляд это не правда. Человек — это уникальное явление природы. Он является самым разумным существом во вселенной. И как раз, то что отличает нас от животных, это и есть наличие души. Но вместе с тем у человека природа двойственна.

У нас есть душа, но вместе с этим у нас есть тело и частично мы и есть животные. Если в жизни мы больше о заботимся о душе, а не о теле нас можно назвать в полной мере человеком. Забота о душе это и есть труд души. Но помимо заботы в это понятие можно вложить также постоянный духовный рост, духовное самосовершенствование. Но давайте конкретизируем.

Труд тела мы понимаем очень легко — бегать, ходить, носить, работать руками. Труд души — это работа над душой. Это закалка сили воли, духа и других качеств. Необходимо постоянно работать над собой, улучшать свои качества, характер и даже менять его если есть необходимость. У каждого есть свои недостатки. Но кто-то смиряется с ними и носит их в душе всю жизнь, а другие бросают им вызов, борются с ними и побеждают.

Я считаю, что работать над своей душой нужно постоянно, каждый день, каждое мгновенье. Например если чувствуешь в душе трусость, сомнения, страх нужно взглянуть страху в глаза и действовать быстро и решительно. Так, чтобы твоя трусость даже не успела вполне тебя запугать. Если чувствуешь жадность, алчность — силой необходимо искоренять это, специально делая, то чего твоя негативная сторона так не хочет.

Для борьбы со своими слабыми сторонами нужно использовать свои сильные стороны. Как говорят, клин клином выбивают. Останавливаясь в развитии человек деградирует и вместе с ним его душа. Не нужно искать комфорта, нужно работать над своей душой, чтобы нас можно было называть людьми с большой буквы.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

  • Образ и характеристика Лопухова в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Одним из главных героев романа «Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского является Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он также является сыном помещика, другом Кирсанова и мужем Веры.

  • Сочинение Лирика Есенина

    Сергей Александрович Есенин — выдающийся русский поэт, представитель лирики. Есенина воспитали бабушка и дедушка, потому что мама его была выдана замуж не по своей воли, поэтому ей было необходимо

  • Анализ произведения Княгиня Трубецкая Некрасова

    Поэма «Русские женщины» Некрасов написана в 1871-1872 г. Первая часть посвящена самоотверженному поступку княгини Трубецкой, первой их жен декабристов, решившей уехать к месту каторги осужденного муж

  • Сочинение Примеры сострадания из жизни

    Наверное почти каждый человек когда-нибудь испытывал сострадание или сочувствие к другому человеку или существу. Так как можно описать сострадание? Когда человек способен прочувствовать всю боль другого человека

Давайте поговорим

Если человек еще и делает свою любимую работу, то он еще и счастлив, и красив душой. Труд не только облагораживает человека, он еще не дает возможность зачахнуть. Даже техника, какой бы она не была, если она не эксплуатируется – погибает. О труде можно говорить много, и с разных точек зрения. Но мы говорим о труде человека, который дает человеку жизнь, счастье, удовлетворение, и внутреннюю молодость.

Каждый выбирает свой труд : кто по желанию, кто по призванию, кто по принуждению, кто по необходимости. Кто-то работает, чтобы жить, а кто-то живет, чтобы работать. Но душа обязана трудиться ! Даже вода портится, если она стоит. Она не привлекательна и дурно пахнущая. Мы стремимся напиться родниковой, прозрачной, прохладной и кристально чистой воды. Так и человек. И пусть наша душа будет родником, а не болотом. Мира вам. Добра и любви вам!

Притча “Две сохи”

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своем углу.

Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

Лук ломается от напряжения, дух — от расслабления. (Публий)

Отзывов (8) на «Душа обязана трудиться»

  1. Людмила

    07 Окт 2014 в 17:10

    Согласна с Вами,Виталий!Спасибо за статью.

  2. Vitaliy

    12 Окт 2014 в 15:47

    Спасибо и Вам!

  3. Аксана

    13 Окт 2014 в 15:01

    Замечательно сказано о лени!

  4. Vitaliy

    19 Окт 2014 в 16:33

    Спасибо, Аксана!

  5. Надежда

    07 Ноя 2014 в 23:05

    С крестиком на шее, с ноликом в душе (с).

    Так и играем всю жизнь в крестики-нолики. Не до родников душевных нам. Одна забота – как бы не проиграть.

  6. Vitaliy

    09 Ноя 2014 в 17:43

    У каждого своя философия жизни, кому нолики а кому крестики.

  7. Надежда

    09 Ноя 2014 в 19:43

    Эх, Виталий, Виталий! А мой то комментарий вовсе не о том, о чем Вы мне любезно сообщили в своем ответном.

    Ну да ладно. Против философии жизни не попрешь!:))))))

  8. Vitaliy

    09 Ноя 2014 в 20:16

    Добрый вечер Надежда! Я написал то, что хотел написать)))))

А.В. Суворов, доктор психологических наук

Эта статья с небольшими редакционными изменениями взята из моей книги «Совместная педагогика. Лекции по общей и специальной теории взаимной человечности», которая в настоящий момент готовится к изданию в издательстве Университета Российской Академии Образования.

Сам термин «труд души» взят мною из стихотворения Николая Заболоцкого, которое привожу полностью и очень хотел бы, чтобы вы тоже (как и я) выучили его наизусть, пронесли через всю жизнь как девиз, как самую общую и вместе с тем точную, конкретную программу жизни.

Не позволяй душе лениться!, Чтоб в ступе воду не толочь,, Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,, Через сугроб, через ухаб!, Не позволяй ей спать в постели, При свете утренней звезды., Держи лентяйку в чёрном теле,, И не снимай с неё узды., Коль дать ей вздумаешь поблажку,, Освобождая от работ,, Она последнюю рубашку, С тебя без жалости сорвёт., А ты хватай её за плечи,, Учи и мучай дотемна,, Чтоб жить с тобой по-человечьи, Училась заново она., Она рабыня и царица,, Она наперсница и дочь,, Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не удивляйтесь, что я использую как источник научного творчества, в том числе источник терминологии, произведения искусства. Ничего еретического в этом нет. Не стоит замыкаться в рамках своей «специальности», считая достойной своего профессионального внимания только специальную литературу. Знать её, конечно, по возможности нужно, но в своей работе, вообще в своём духовном мире надо использовать всё доступное вам культурное поле, и чем шире это поле, тем лучше, тем меньше опасность догматизма, тем выше творческий потенциал.

Лично у меня всё время переливаются друг в друга разные сферы творчества, и выделить тут какую-то «главную» сложно, да и не нужно выделять, — прекращение работы в любой из этих сфер резко обеднит остальные. Например, термин «филосфера» (сфера любви) впервые появился у меня в поэме «Свет», и сразу же возникла потребность в его теоретической, а не только художественной разработке; поэтому, когда меня спросили, на какую тему я хотел бы сделать доклад на симпозиуме по психологии смысла жизни, я, что называется не моргнув глазом, ответил: «Филосфера и смысл жизни». Как видите, факт художественного творчества может стать и фактом творчества научного, как и наоборот, — у одного и того же человека или у разных в порядке взаимного или одностороннего заимствования.

Превращая образ Н.Заболоцкого «труд души» в научную концепцию, приходится разобраться в структуре общения. Не на уровне «общаться — хорошо, а не общаться — плохо», а на уровне понятия общения (что это такое) и видов общения.

Общение — это такой процесс, такая деятельность, которая предполагает взаимодействие двух субъектов. Как минимум двух. А субъект — это источник некой инициативы, предсказуемой или непредсказуемой. Примем эти определения как рабочие: на их полноту я бы не решился претендовать.

И вот чисто эмпирически можно выделить по крайней мере три вида общения:

1. прямое общение — непосредственно с кем-нибудь (в том числе с животными);

2. опосредствованное общение — через книги, вообще через что-нибудь с авторами, создателями этого чего-нибудь;

3. общение с самим собой.

Чисто эмпирически — это значит: в порядке констатации факта, то есть мы отмечаем (констатируем), что вот такое-то явление налицо. Понятно, что и тут не приходится говорить о полноте: во-первых, в каждом из констатированных видов общения можно выделить ещё множество подвидов; во-вторых, видов общения может быть больше трёх, — отмеченные, пожалуй, просто самые бросающиеся в глаза, самые заметные, а, например, общение религиозных людей с Богом, общение любящих на расстоянии (не через переписку) или с умершим любимым существом (как у меня с мамой, и не только с ней), — в намеченную классификацию вряд ли укладывается.

Кроме того, и границы между намеченными тремя видами общения не жёсткие, то есть возможны пограничные формы. Только что названная переписка — это что: прямое общение (между теми, кто переписывается, как бы вид разговора); опосредствованное общение (через письма — с их авторами, а не так, как при личной встрече); или же общение с самим собой (собственно писание писем, как вид творчества)? Наверное, и то, и другое, и третье. А прослушивание музыки в записи — или непосредственно в концертном зале? Прямое (с исполнителями), опосредствованное (с композитором, отсутствующим или умершим), с самим собой (степень полноты восприятия, глубины эстетического впечатления, подготовленности вашего духовного мира, вашей эмоциональной культуры к наслаждению данным произведением)?

Я к тому, что всякого рода классификации, разграничения, выделения — вещь весьма и весьма условная, и относиться к ним как чему-то абсолютно, на все времена верному, какой бы авторитетный теоретик их ни создал, — не стоит. Мне, пожалуй, легче относиться с некоторой иронией к любым схемам, классификациям, так как я одинаково дома (или одинаково дилетант) и в науке, и в искусстве. В качестве учёного я должен прежде всего найти место данного явления среди других явлений, а значит, волей-неволей вынужден классифицировать явления. В качестве поэта я, наоборот, должен брать каждое явление в его единичности, уникальности, неповторимости, должен не столько ставить его в тот или иной ряд, сколько выделять из любого ряда, — должен интересоваться явлением самим по себе.

И когда один и тот же человек к одним и тем же явлениям подходит с обеих этих позиций, он учится скромности, то есть учится не принимать плоды собственного или чужого творчества за истину в последней инстанции, за нечто правильное раз навсегда. Учится критичности и самокритичности в творчестве, да и вообще в жизни. Учится одновременно и сомневаться в чьих бы то ни было выводах, и доверяться — интуитивному постижению самой «нереальной» реальности.

Б.Спиноза выделял три рода познания: воображение, которое он понимал как непосредственное восприятие; разум, то есть получение знания рационально-логическим путём, а так же путём эксперимента (наука); и интуицию, которую Б.Спиноза определял как «непосредственное постижение Бога», то есть получение истины в результате озарения, вспышкой, без очевидного её источника, когда непонятно, да и не слишком важно, откуда она взялась, — главное, что это именно истина.

Интуиция — это всякое «непосредственное постижение», не только Бога, а чего угодно. Именно постижение, озарение, мгновенное прозрение истины, а не постепенное познание, познавание, мучительное добывание, кропотливый поиск истины. И вовсе не обязательно постижение — результат познавания; постижение может, наоборот, предшествовать познаванию; у постижения свой, самостоятельный механизм, и если он нам непонятен, это ещё не повод отрицать его существование.

Когда пишу стихи, я вполне сознательно позволяю себе «забыть» и про материализм, и про идеализм, и вообще про все на свете «измы», — забыть о том, что бывает, чего не бывает, что возможно, что невозможно, что правдоподобно, что неправдоподобно, — и на полном серьёзе настаиваю, что поэма «Свет» непосредственно мне продиктована только что умершей мамой. Как учёный я обязан либо обосновать эти свои интуитивные прозрения в поэзии, либо отречься от них как от «вымысла», в поэзии простительного, но недопустимого в науке и в «обычной» жизни. Предпочитаю — обосновывать, а не отрекаться, и вот почему мне понадобилась теоретическая разработка понятия «филосфера», мелькнувшего первоначально как поэтический образ. С той же целью обоснования, осмысления интуитивных прозрений я оказался вынужденным углубиться и в мистическую литературу… Что это получается за наука и что за искусство, — пускай уж судят-рядят как угодно, в меру каждый своей испорченности или непорочности…

В конце концов, Э.В.Ильенков, в цикле работ по эстетике, настаивал на равноправии науки и искусства как методов познания или, точнее (особенно по отношению к искусству), постижения реальности. (См. Э.В.Ильенков. Искусство и Коммунистический идеал. Сборник статей по эстетике и философии. М., «Искусство», 1984.) Этот тезис позволяет мне со спокойной совестью — то есть вполне бессовестно и нагло — фантазировать в науке и мыслить в искусстве. Хоть, может быть, сам Эвальд Васильевич далеко не во всех случаях погладил бы меня по головке за такое практическое применение его тезиса. Но раз наука и искусство равноправны, почему бы в собственном творчестве не воспользоваться преимуществами обоих одновременно? Разграничивать их, делить между ними «сферы влияния», — охотников и мастеров много и без меня.

Однако вернёмся к труду души, хотя всё сказанное выше не было «лирическим отступлением»: речь шла не о чём другом, как именно о формах именно труда души. Вот и продолжим разговор об этих формах в рамках нашей темы.

Разумеется, всякое общение требует труда души, если есть кому трудиться, то есть если есть душа. А трудно оспаривать, что бывают бездушные дети и ещё более бездушные взрослые. Откуда они берутся и как уменьшить их поголовье, исключая, разумеется, такой простой способ, как их физическое истребление, — именно это — предмет исследований и цель практической работы в области психологии и педагогики, а иначе непонятно, зачем вообще огород городить.

Когда речь идёт об опосредствованном общении, тем более об общении с самим собой, к термину «труд души» приходится добавить эпитет «уединённый». То есть труд души в этом случае совершается в уединении, а вполне может совершаться и вместе с другими людьми. Бывает уединённый труд души, а бывает — коллективный. Запомним это, — несколько ниже пригодится, — и разберёмся немного в другом: ясно, уединение предполагает, что человек физически один; но одинок ли он при этом? Одно ли и то же — уединение и одиночество?