«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке всё должно быть прекрасно (Школьные сочинения)

Эссе

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

глубочайшим

должно быть

«должно быть»

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.

Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?

Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную , которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа — это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!

И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь — наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.

Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.

Мысли — это самое того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.

Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка — состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... смерти, освобождая себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы ... утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже вторгаются тонкие впечатления… Можно ...

Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту — это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.

Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней — при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.

Теперь поговорим о человеческом лице.

Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный . И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.

Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.

Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что… эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным — это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т.п.

Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об , а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.

Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить . Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа — на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку — по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.

12 стр., 5924 слов

Человек — вещей мера

... земной жизни. Все внутри человека, ибо человек есть мера вещей.По мере осознания Руководства и признания его оно углубляется и усиливается. Нужна взаимность. Ведь даже для понимания обычных вещей на них должно быть ... понять действие тела и духа. Ибо после всего сказанного все-таки действие мысли не оценивается. Хочу Сказать именно тем, кто верит материи. Мысль ваша напитана эманациями нервных ...

И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.

Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными — стали выражением его внутреннего ядра, духа!

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали классикой. Но что они могут значить для нас, современной молодёжи?

Если говорить об одежде, то, конечно, тут важна опрятность и аккуратность. Но по большому счёту, это то же самое, по чему составляется представление о нас. Но какие принципы в отношении одежды можно применить, чтобы мы выглядели прекрасно, как и сказал об этом Антон Павлович? Кроме аккуратности следует иметь в виду следующее: никогда не старайся одеться первым в новомодные вещи и не снимай то, что вышло из моды самым последним. То есть не следует быть экстравагантными, но и не старомодными тоже стремится быть не стоит.

Душа.. Можно сказать, что это наш внутренний мир. Наши чувства, наши стремления, наши желания. Можно даже сказать, что душа – это наше внутреннее «я». О многом из нашего «я» не знает никто, кроме нас самих.

Но как сделать прекрасным наш внутренний мир? Прежде всего, надо быть честным с самим собой. Это так во всех отношениях. Если мы честны с самим собой, то мы и честно оцениваем себя. Правилен ли наш поступок? Корректны ли мы по отношению к другим? Справедливо ли то, что мы делаем? Если будем давать себе честную самооценку, то наша душа будет прекрасна.

И, наконец, мысли. Отчасти мысли тоже связаны с душой. То есть нашим внутренним «я». Но мысли бывают мимолётными. Иногда приходит в голову неправильная мысль. Как к этому относиться? Мысли, они как птицы. Если не отгонять птиц, то они совьют гнездо на крыше. Так и если не гнать неправильные мысли, то они тоже совьют гнездо. Только в голове. Обдумывая постоянно что-то неправильное, мы уже привыкаем к такому неправильному образу мышления, и он становится для нас привычным. Будут ли в этом случае наши мысли прекрасны? Это очень серьёзный вопрос.

Вот такие размышления навевают мне слова великого классика Антона Павловича Чехова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Обновлено: 2013-09-27

Внимание!

Ctrl+Enter

3 стр., 1182 слов

» У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей ...

... в любых условиях, даже от тебя не зависящих. Главное – жить «в ладах с совестью своей»! ... всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного — мыслей, совести, ... Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, ...

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

(Классный час о красоте, физической и духовной для старшеклассников)

(1860- 1904 )

Цель: формирование представления учащихся о душевной и физической красоте человека;

Задачи:

развивать у учащихся эстетический вкус в одежде, манере говорить, вести себя в обществе;

познакомить учащихся с моделью совершенного человека;

воспитывать у учащихся желание красиво одеваться, ухаживать за своей внешностью и достойно вести себя в обществе.

Пояснительная записка:

Мы живём каждый день и в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот поможет старшеклассникам построить модель совершенного человека, опираясь на знаменитую фразу А.П. Чехова.

Учитель: Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом?

Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами…

Что же делает наше лицо, часто несовершенное красивым? Как вы считаете? (Ребята отвечают)

А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: « Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. « Она мне льстит?», — подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Чтец (1):

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица-подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица

Закрыты решётками, словно темница.

Пояснительная записка  1

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то,

Была неказиста она, небогата,

2 стр., 954 слов

Спор о человеке в пьесе На дне Горького

... что-то хотят сделать, то мысли должны быть обязательно чистыми. Спор о человеке в пьесе На дне Несколько интересных сочинений Одним из главных персонажей произведения является Борменталь Иван ... людей. Направить их на путь истинный. Вариант 2 Пьеса Горького «На дне» является философской. Потому что здесь раскрываются различные проблемы, с которыми сталкиваются люди каждый день. каждый человек ...

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Пояснительная записка  2

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих ног

Составлена песня небесных высот.

Н. Заболоцкий., О красоте человеческих ли

Н заболоцкий  1

Сияющие счастливые лица

Чтец (2):

Среди других играющих детей,

Она напоминает лягушонка,

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы,

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду,

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу,

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Сияющие счастливые лица 1

Ни тени зависти, ни умысла худого,

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг,

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Сияющие счастливые лица 2

Н.Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Учитель: А вот какой совет юноше даёт Эмилия Бронте в романе « Грозовой перевал»

Чтец (3) : « Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две чёрточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь ли ты эту пару чёрных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твёрдо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…»

Чтец (1):

Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным?

(Ребята отвечают)

Одежда играет в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.

2 стр., 953 слов

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ

... могут считать только те люди, кто никогда не работал школьным учителем. Школьный учитель должен уметь разбудить ... к обучению. Я считаю, что к профессии школьного учителя необходимо подготавливать ещё со школы: ... в высшие педагогические заведения. Не менее важным для себя аспектом считаю необходимостью разгрузить ... Л. Соловейчика, что учитель – это и артист, и скульптор, и врач. Понимание величия задач, ...

Чтец (2):

Н заболоцкий некрасивая девочка  1

Н заболоцкий некрасивая девочка  2

Н заболоцкий некрасивая девочка  3

Н заболоцкий некрасивая девочка  4

Н заболоцкий некрасивая девочка  5

Н заболоцкий некрасивая девочка  6

А вот что думает об умении одеваться у молодых людей академик Д.С. Лихачёв…

Чтец (2): «Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен».

Учитель: А что по – вашему, является главным признаком вкуса у человека?

(Ребята отвечают)

Обратимся за помощью к классической литературе.

Чтец (3):

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

А вот что думает об умении одеваться у молодых людей академик д с лихачёв  1

Учитель: Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство меры. Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно поэтому Татьяна Ларина – вечный идеал. Вспомним посвященные ей строки.

Чтец (1):

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Всё тихо, просто было в ней…

Никто б не мог её прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовётся vulgar…

А. Пушкин « Евгений Онегин»

(отрывок из романа)

А пушкин евгений онегин  1

Учитель: Какое же ещё слово нужно добавить к фразе А. П. Чехова: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и…»

(Дописывает слово, произнесённое ребятами: «одежда».)

А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть послужит высказывание Д.И. Фонвизина из комедии «Недоросль»

Чтец (2):

(Учитель дописывает в высказывание А.П.Чехова отгаданное ребятами слово «душа».)

А пушкин евгений онегин  2

2 стр., 788 слов

Давайте, люди, никогда об этом не забудем,,,

... из произведения Бориса Васильева: «Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям:, Давайте, люди, никогда…, Об этом не забудем…» Для меня, ученицы шестого класса, война уже стала историей, но я точно ... любить, но снаряд, пуля… прервали их жизнь. Об этом забыть мы не имеем права. Из нашего хутора Верхнесоинского более чем сто человек ушли на фронт защищать Родину, а вернулись ...

Учитель: Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.

Американский просветитель восемнадцатого века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим типографии, составил для себя « тринадцать принципов мелкой, повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путём самообразования он стал одним из самых просвещённых людей своего времени, а путём самосовершенствования – гуманистом.

Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, души – дело не только долгое, но и трудное.

Общепризнано:

Чтец (3) :

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться,

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку,

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по – человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться.

Н заболоцкий не позволяй душе лениться  1

Учитель: Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить всё человечество, но всё это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.

Чтец (1):

Мне с отчимом невесело жилось,

Всё ж он меня растил,

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем – нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Всё чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог-

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

А. Яшин. Спешите делать добрые дела

Учитель: Да, своевременная помощь конкретным людям-одно из главных проявлений душевных качеств человека.

2 стр., 823 слов

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы ...

... Успенский, утверждающий, что «…позволяет грамматика нам связать между собою слова любые, чтобы выразить любую мысль о предмете любом». Тест 10 Язык не есть только речь, говор: язык есть образ всего человека внутреннего, всех сил, умственных ...

Чтец (2):

До конца,

До тихого креста

Пусть душа останется чиста.

А яшин спешите делать добрые дела 1

А яшин спешите делать добрые дела 2

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Моей,

Перед ленивой

Пасмурной и грустной,

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Пред всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

Н. Рубцов. До конца.

Учитель: Как вы понимаете слова поэта « Пусть душа останется чиста»?

(Ребята отвечают)

Для того, чтобы приблизиться к идеалу, необходима ещё одна последняя составляющая.

Это – «мысли». (Дописывает в высказывание А.П. Чехова слово «мысли».)

Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:

Есть у мудрейших обильный запас изречений

Много для жизни может в нём каждый найти.

Чтец (3):

Чтец (1):

Честность ума состоит в том, чтобы…иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком» (Р. Роллан)

Учитель: Вот мы и построили с помощью А.П. Чехова модель совершенного человека. (Читает)

Эссе

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

К , как к солнцу,

все тянутся, чтобы согреться его теплом.

Соловьёвой Марине Константиновне

Антон Павлович Чехов … это имя знакомо каждому русскому человеку. Чеховские рассказы и пьесы давно уже стали для многих поколений россиян незаменимым читательским опытом, которым так ненавязчиво делится писатель: «В человеке дОлжно быть всё прекрасно…». Именно дОлжно, потому как Чехов-учитель никогда не был морализатором, как Толстой, или идеалистом в отношении человеческой природы, как Достоевский; он никогда не настаивал и ничего не требовал, а его жизнь всегда была примером сопротивления окружающей глупости, серости, наконец, безысходности. А мы, читатели разных поколений, неизменно вместе с Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским из рассказа «Человек в футляре» вздыхаем: «Больше так жить невозможно!» — и после этого каждый сам решал для себя сам, как он будет поступать в дальнейшем, соотнося свои поступки с камертоном собственной совести, совсем по-чеховски; восклицаем вместе с Петей Трофимовым и Аней из «»: «Вся Россия — наш сад» — чеховский оптимизм не столько в умных и красивых словах , сколько в поступках. Это и подвижническая работа на Сахалине, где он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей — все эти наблюдения вылились в художественно-документальный труд «Остров Сахалин». Или в 1891-92-е годы, когда организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, куда сам дважды выезжал. А жизнь в Мелихове — это не только вдохновенный литературный труд, но и активная медицинская практика, колоссальная общественная деятельность . Чехов работает здесь земским врачом, принимая множество больных. Кроме этого, в Мелихове и его окрестностях писатель строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. Но и этого мало: он организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Он неизменно проповедовал любовь к конкретным живым людям, призывал быть отзывчивым на их горести и быть милосердным к их недостаткам. Наверное, поэтому мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества в Чехове делали его слова и поступки такими зримыми, что появлялась потребность в их продолжении. Он сам постоянно стремился к идеалу, ненавязчиво увлекая за собой всё новых и новых знакомых, и даже его книги выполняют ту же задачу: зовут деятельно преобразовывать мир к лучшему. Поэтому, на мой взгляд, Чехов — один из немногих русских писателей, которых можно и нужно принимать в любом возрасте и при любом недуге без ограничений. Опять же без насилия, как это у нас в России любят, иначе это будет уже не чеховский диалог, а чеховская сатира.

14 стр., 6935 слов

Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова

... Чехова завершилась и тема «маленького человека» — тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди ...

Поэтому становится так ясно и понятно, почему каждое слово в чеховских рассказах и пьесах, каким бы афористичным оно не было, несёт очень важное смысловое значение, как явное, так и скрытое (знаменитый чеховский подтекст).

Как неслучайно Антон Павлович вложил заявленные в заголовке слова в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Они знакомы многим, но мало кто знает вторую часть высказывания и кому они отнесены.

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою .

Чеховский идеал красоты всегда соединён с постоянным вдохновенным трудом.

Времена меняются, но человеческая природа остаётся неизменной, и каждая эпоха предлагает свой шаблон красоты, который человеческое большинство считает идеалом; так в имиджевый 21-й век — это стандартные 90*60*90. В результате миллионы однотипных девушек и молодых людей. А если никакими средствами невозможно добиться этого эталона? … анорексия, алкоголь, наркотики, суициды? Необходим , уважение к себе и, конечно, любимое дело, чтобы выйти из заколдованного круга «красоты».

Катрин Денёв, Джина Лолоджиба,

иначе нельзя: на неё равняются. Никто никогда не скажет вам, что Марина Константиновна что-то не сделала или что-то забыла. А вы видели ли её когда-нибудь злой, раздражённой? Никогда!!! Как уместны будут здесь слова великого учёного, защитника древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным….».

Мне же хочется отметить особый талант классного руководителя, ибо для каждого ученика 5А класса (Какой по счёту класс?!) её слово было столь значимо, что всегда принималось как единственно верное и нужное, но это был не страх маленького человека перед большим и опытным, а искреннее уважение. Но дети есть дети, и потому иногда приносят и тревоги, и разочарования. Я же никогда не забуду, когда Марина Константиновна говорила своему любимому классу о их проступке, а они в гробом молчании слушали её, потупив головы. У некоторых девчонок показались слёзы. У самой классной мамы дрожал голос, и то же время она не старалась скрыть своей обиды. В этот момент мне, стороннему наблюдателю, передалось чувство общности, удивительного единения, когда каждый сидящий получил свой урок, ненавязчиво, аккуратно, тактично. Это был педагогики, которая всегда останется искусством личностным, индивидуальным. И таких воспитательных моментов было множество, и Марина Константиновна никогда не стояла над своими пятиклассниками, она всегда была наравне с ними и, самое главное, рядом с ними. Для меня, как учителя, это была замечательная школа педагогического мастерства: мастер-классы, семинары, выполнение домашнего задания.

Можно говорит до бесконечности, описывая достоинства Марины Константиновны, с ней интересно и учиться, и работать, и отдыхать — костёр, горящий в сердце этой женщины согревает всех, но как он особенно необходим серым, безликим людям, занятым серыми, безликими занятиями; он преображает их души и сердца, и совсем по-чеховски призывает деятельно изменить своё будущее: «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал всё, что от него возможно, как прекрасна стала бы земля наша» (А.П.Чехов).

Воспитательный час на тему:

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

: формировать и расширять у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

Раскрытие понятия «красота души человека»;, Развитие способности анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;, Воспитание стремления быть отзывчивым и добрым человеком.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, шоколадки – 3 шт., крупный рисунок с изображением Снежной королевы, сердечки, карточки с заданиями «Изобразить…», планшет «накопление мнений».

Предварительная подготовка:

  1. презентация для воспитательного часа;
  2. Крупный рисунок с изображением Снежной королевы.
  3. сердечки;
  4. разучивание стихов;
  5. разучивание движений для физкультминутки;
  6. создание проекта по данной теме с одним из учеников.

Сценарий воспитательного часа:

(Дети разделены на 3 группы)

(Слайд 1)

(Сообщается тема занятия)

На занятии мы с вами должны разобраться, что автор этих слов А. П. Чехов имел в виду, когда произносил эту фразу. Попытаемся её закончить. На планшете «Накопление мнений мы будем записывать все ваши мнения по поводу, что в человеке считается красивым.

(Слайд 2)

На слайде вы видите изображения людей. Выберите тех, кто вам симпатичен. Объясните свой выбор.

(Проводится работа в группах.)

(Один человек из группы объясняет, что выбрано и почему.)

Почему эти люди вам симпатичны? (У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы, приветливы и активны.)

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека? (Из внешнего вида, поступков, доброжелательности, физического состояния.)(Ответы записываются на планшет)

Вы почти ответили на мой вопрос, но давайте убедимся в верности ваших ответов, на других примерах.

Я вам приготовила сюрприз:

Что чувствовали, о чём думали до того, как развернули шоколад7

Что почувствовали после?

Чему научило вас это упражнение?

Обобщение: Конечно же, упражнение вы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться, что не всякое яркое, красочное бывает действительно ценным.. Недаром русская народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит». Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными.

Почему так бывает?

Какого человека можно назвать красивым?(Ответы записываются на планшет)

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам одну историю.

«В одном доме жили две девочки – подружки Карина и Даша. Карина считала себя очень . Она всё время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрёстку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу. Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

Вам помочь?

Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу. Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее её», — подумала Карина., обиженная тем, что её красоту не заметили. А вслух она спросила:

Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

Красоту этой девочки сможет увидеть, даже слепой, потому что её красота идёт от сердца, — ответил дедушка.»

О какой красоте говорил дедушка?

Какую из девочек считаете вы красивой? Почему?

Обобщение. (Ответы записываются на планшет)

А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Я не красавиц, не урод

Обыкновенный парень.

Обычный нос, обычный рот!

Глаза какие? Карие.

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задели клюшкой!

Она – словцо, и я – словцо

Война у нас в разгаре,

Вдруг вижу в зеркале лицо

Губастый злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало,

Испортило меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я урод!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал –

Смотрю: красивый парень!

Меняюсь 10 раз на дню.

С сестренкой начал я возню

И мячик отнял силой –

Смотрю: я не красивый!

Обычный нос, обычный рот, (Слайд 3)

То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица.

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

Какое открытие для себя сделал герой стихотворения?

Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

Какие же поступки считаются хорошими? (Ответы записываются на планшет)

Каждой из предлагается придумать и изобразить хороший, добрый поступок, который делает человека красивым (жалость к братьям меньшим – животным, уважение к старикам, помощь людям с отклонениями в состоянии здоровья. Ситуации даются группам на карточках .) После каждой инсценировки, остальные ребята отгадывают изображённые действия и отвечают на вопрос

Можно ли назвать этот поступок красивым? Почему?

Если я назову хороший поступок, вы хлопаете в ладоши, если плохой — не хлопаете.

  1. Здороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Взять в автобусе билет.
  4. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
  5. Вымогать деньги у одноклассников.
  6. Бросить фантик мимо урны.
  7. Отправиться на лыжную прогулку.
  8. Взять чужую вещь без разрешения.
  9. Забраться на скамейку ногами.
  10. Записаться в спортивную секцию.

Вы отлично разбираетесь в том, что хорошо и что – плохо. Молодцы!

Хорошее дело –занятие спортом. Оно тоже красит человека.

Наши мальчики все посещают спортивную секцию. Поднимите сейчас руки те, кому нравится этим заниматься. Что даёт вам спорт?

(Спорт помогает мне…, я получаю удовольствие от …)

Сейчас мы продемонстрируем ваши награды: (Слайды 4 — 9)

Ребята приняли очень заниматься спортом. Они не только укрепляют своё здоровье и становятся привлекательными, но у них не остаётся времени на то, чтобы делать пакости. Подумайте над этим!

Давайте сейчас с вами обсудим, к чему может привести безделье и какие последствия от этого ждать.

(Многие начинают курить, пробовать спиртные напитки и даже наркотики. Последствия, конечно, при этом будут самые плачевные: совершение правонарушений, вред здоровью и т. д.)) (Слайды)

А теперь скажите, что вы выбираете? (Обращаюсь к тем, кому не нравится спорт)

(слайд 10)

А знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? Чаще всего настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. Но в жизни мы очень мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов написал стихотворение, в котором призывает нас к этому:

«Нежные слова»

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

…И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу в виде комплиментов.

Тренинг «Комплимент»

Детям предлагается сказать комплимент рядом сидящему.

Леночка, какое красивое у тебя платьице! Дима, а ты очень добрый мальчик! …

Приятно ли получать комплимент?

Что было на ваших лицах, когда вы получали комплимент?

Дарите друг другу улыбки. Они делают нас добрыми, а наши лица милыми и приятными.

Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

(-В человеке должно быть всё прекрасно…)

Давайте попытаемся закончить эту фразу и поставим вместо многоточия конкретные слова.

(-внешность, душа, трудолюбие, здоровье, вежливость и т. д. – слова с планшета)

А хотите узнать, какими словами эту фразу закончил А. П. Чехов?

(Слайд 11)

«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете это высказывание?

Какого человека вы считаете красивым?

Встречались ли вам красивые люди?

На доске у нас имеется рисунок с изображением Снежной королевы. Давайте сейчас сделаем её душу, сердце красивым.

Задание.

Я вам раздам сердечки, а вы напишите на сердечко совет. Который поможет ему стать красивым и прикрепите вокруг него по окружности.

Похожие статьи