О в узорова е а нефёдова

Сочинение

Языковое образование и речевое развитие

школьников — одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь — показатель интеллектуального уровня ребёнка. Теоретик словесности А. Филонов писал: «Слово имеет три стороны: слово есть выражение мысли (сторона внутренняя), слово есть звук или ряд звуков (сторона внешняя), слово есть образ предмета (сторона художественная).

Со стороны внутренней требуется, чтобы слово было полнейшим выражение мысли, а чтобы слово выражало мысль, для этого нужна речь правильная, речь ясная, речь чистая, речь точная». В пособии собран необходимый материал, который поможет школьникам в развитии логически связной, богатой и содержательной устной и письменной речи. Книга состоит из трёх частей. Первая часть содержит правила выполнения письменных работ: сочинений, изложений, конспектов, отзывов, писем, приглашений, а также советы по подготовке устных выступлений на уроке. Во второй части даны конкретные задания для выполнения. В третьей части приведены примеры анализа текста, составления пересказа, аннотации, плана сочинения и других работ. Пособие можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе, а также для самостоятельной работы дома.

Теоретическая часть

УСТНЫЕ РАБОТЫ

В школе

Задано: выступить публично

Речь слагается из трёх элементов:

из самого оратора,

из предмета, о котором он говорит,

и из лица, к которому он обращается.

Аристотель

Как готовиться к публичному выступлению 1. Определи для себя цель выступления. Для чего ты хочешь рассказать об этом? 2. Определи круг вопросов выступления. Что именно ты хочешь донести до слушателей? 3. Составь план выступления.

План выступления 1. Оригинальное начало. Придумай несколько интересных выражений, которые сразу привлекут внимание слушателей. Можно использовать пословицы, поговорки, цитаты, сентенции*. * Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Сентенция — изречение нравоучительного характера. 2. Вступление. 3. Основная часть. Придерживайся вопросов развёрнутого плана. Обязательно приводи примеры. 4. Заключение. 5. Оригинальная концовка.

Подготовка к выступлению 1. Распредели время. Обязательно отрепетируй свою речь дома. Отметь, сколько времени тебе понадобится на каждую часть выступления. Помни, что больше всего времени должна занимать основная часть. 2. Напиши к выступлению краткий план или начерти опорные схемы, которые помогут тебе рассказать всё по порядку и ничего не упустить. 3. Подготовь иллюстрации. Для наглядности лучше всего подойдёт плакат, схема, портрет, а в некоторых случаях и музыкальное сопровождение. 4. Преодолей страх перед выступлением. Будь уверен в себе. Во время выступления смотри чуть выше голов слушателей или на доброе, внимательное лицо в классе. 5. Будь аккуратно одет и причёсан. Помни, что «встречают по одёжке».

2 стр., 997 слов

Тип речи — рассуждение. Вводная часть сочинения-рассуждения

... пишут вступительную часть сочинения-рассуждения, воспользовавшись одним из способов). 6) Презентация вступлений к сочинениям-рассуждениям. (Учащиеся называют выбранную тему и зачитывают свои вступления. После каждого выступления обсуждается ... это слово). 3) Цитирование (яркие высказывания по теме, стихотворение, , анекдот , крылатая фраза и т. п.). 4) Приведение ситуации из жизни. 5) А КАКОЙ СПОСОБ ...

Задано: прочитать произведение

Тест: правильно ли

я понимаю произведение? 1. Могу ли я понять прочитанное? 2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении? 3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события? 4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством? 5. Могу ли я пересказать текст (подробно, кратко, выборочно)?

Задано: выразительно прочитать

стихотворное произведение

Правила выразительного чтения

стихотворного произведения 1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль, идею. 2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери: — темп (скорость); — интонацию; — громкость чтения; — жесты и мимику. 3. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова. 4. Обязательно соблюдай: — рифму (делай правильное ударение в словах); — стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

5. Постарайся выразить: — эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя; — эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения. 6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения. 7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

Задано: выучить стихотворное

произведение и рассказать его в классе

Как понять стихотворное произведение,

выучить и рассказать его на «5»

Чтобы в классе рассказать на «5»,

надо дома знать на «6».

Правило-шутка

Анализ стихотворного произведения 1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение? 2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения? 3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).

4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми? 5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми. 6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении. 7. Какова роль этих сравнений? 8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении? 9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения? 10. Какую иллюстрацию ты сделал бы к этому стихотворению?

Правила заучивания наизусть 1. Прочитай стихотворное произведение «про себя». 2. Прочитай стихотворное произведение вслух. 3. Раздели стихотворное произведение на смысловые части (иногда помогает деление на строфы*).

2 стр., 888 слов

Урок литературного чтения «Картинная галерея» И.И. ...

... русского поля. Бондаренко Анастасия 8. Итог урока Урок литературного чтения [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-klass-planeta-znaniy-k-kartinam-uchebnika/ Тема : Сочинение-описание картины И.И.Шишкина «Рожь» 4 класс УМК «Планета знаний»

* Строфа — группа стихов, объединённых между собой по смыслу, а также рифмой (например, четверостишие).

4. Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть. 5. Повтори выученное вечером перед сном и с утра.

Правила чтения стихотворного

произведения в классе 1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос — это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении. 2. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения. 3. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины. 4. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки (к сожалению, такое иногда случается).

Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать. 5. Никогда не читай, повернувшись к учителю (как бы адресуя свои слова ему одному).

В классе может стать шумно. 6. Читая стихотворение, не торопись. 7. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов (не читай их торопливо).

Иначе испортишь все впечатление от чтения.

При выборе стихотворения помни: — короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выразить, «реализовать»); — «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения.

Задано: составить план текста

Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Как составить план 1. Прочитай произведение. 2. Определи идею, то есть главную мысль. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. Вырази идею в одном предложении. 5. Раздели произведение на части. 6. Озаглавь каждую часть. 7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

•Вопросный.

•Назывной.

•Тезисный.

•План — опорная схема.

•Комбинированный.

Как правильно составить каждый из них? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-большой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море — черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звёзды — снова плачет. Жалко ей звёздочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

По Г. Цыферову

Вопросный план План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос — к какой-либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т. д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли» и т. п.).

Например: — Кого поймали в море? — О чём плакала пойманная черепаха? — Почему черепаха плакала на самом деле?

2 стр., 840 слов

По серии картинок и готовому плану 2 класс

... Тема: Сочинение по серии картинок и готовому плану. Цель: совершенствовать умения составлять текст с учетом развития событий действия, озаглавливать текст и ... плакал, шёл за мальчиком) Составьте несколько предложений по этой картинке. Мальчику дайте имя. Рассмотрите вторую картинку. Доска: ... вами рассказы, письма, размышления – это ваши сочинения. 2. Подготовительная беседа. Есть ли у вас дома ...

Тезисный план План записывают в виде тезисов*. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например: — В море поймали черепаху. — Пойманная черепаха все время плачет. — Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма. * Тезис — кратко сформулированная идея абзаца или части текста.