По картине А.Саврасова «Грачи прилетели» 2 класс

Сочинение

Урок развития речи.

2 класс 3 четверть.

Сочинение по картине А. К. Саврасова

«Грачи прилетели».

Цели урока:

Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством А.К.Саврасова, с историей создания «Грачи прилетели»;

  • формировать умения понимать авторский замысел картины;

  • формировать умение подбирать подходящие речевые средства для описания картины; учить выражать в слове свои впечатления, представления.

  • учить понимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

Развивающие:

  • развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;

  • развитие умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

Воспитательные:

Ход урока.

Орг.момент., Самоопределение к деятельности.

— Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны?

-Как вы думаете, о каком времени года будем более подробно сегодня говорить?

Сообщение темы, цели урока.

— Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

7 стр., 3031 слов

Урок русского языка » по картине А.К Саврасова «Грачи ...

... время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по ...

Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

— Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.

Знакомство с картиной.

  • Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)

На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы.

Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, — неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!

Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.

Анализ содержания картины.

Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите

— Почему картина называется «Грачи прилетели»?

— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.)

4 стр., 1528 слов

Алексей Кондратьевич Саврасов

... лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху, первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок. Многие произведения художника, которые появлялись ...

-Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

-Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

-Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

— Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).

— Эти птицы — первые вестники весны. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.

-Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

— Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

— Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

— Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля).

— Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

— Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

— Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?

(Красоту русской природы).

— Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку?

— Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

3 стр., 1077 слов

Cочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода.» ...

... и проверка сочинения Примерный вариант сочинения На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом. Снег растаял. Вода так разлилась, ... весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. Иван Бунин. 1892. Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей ...

Художник —

Пейзаж — скромный, простой, задушевный, лирический.

Время года:

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, горделивые, драчливые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; мы как будто слышим их радостные беспокойные крики; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Домики, домишки

Церквушка – старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная. .

Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.

Составление плана сочинения

— Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана)

— На сколько частей поделим?

— О чем будем писать во вступлении?

— О чем мы будем писать в основной части?

— Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине?

План.

  1. Художник и его картина.

  2. Описание картины.

-Что изображено на переднем плане.

-Что изображено на втором плане.

  1. Мое отношение к картине.

Образец сочинения.

Передо мной картина русского художника А.Саврасова «Грачи прилетели». Это скромный пейзаж. На полотне изображен хмурый день.

7 стр., 3091 слов

Бизнес-план Открытие школы вокала

... из общедоступных источников Ограничение ответственности Все мнения, выводы и оценки, содержащиеся в настоящем бизнес-плане действительны на дату его составления. Исполнитель не несет ответственности за изменение экономических, политических, ...

На переднем плане картины мы видим ряд кривых берез. На их голых ветвях – гнёзда. Вокруг гнёзд сидят суетливые грачи. На земле подтаявший снег. На снегу видны следы птиц и тёмные тени берёз.

На втором плане, за забором, старые дома, церквушка. Дальше, бескрайние поля с остатками снега.

По низкому небу плывут белые, синеватые облака. Сквозь них пробивается неяркий свет солнца.

Автор картины подметил момент, когда природа стала просыпаться и меняться. Чувствуется прозрачный, свежий весенний воздух. Саврасову удалось передать приход весны.

Карточка для детей., Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели».

План.

  1. Художник и его картина.

  2. Описание картины.

-Что изображено на переднем плане.(берёзы, грачи, снег)

-Что изображено на заднем плане.(забор, дома, церквушка, поля, небо)

3.Мое отношение к картине.

русский, пейзажист, автор картины

Пейзаж

скромный, простой

День

хмурый, ненастный, пасмурный

Берёзы

белоствольные, кривые, старые, корявые, голые тонкие ветки.

Грачи

вестники весны, веселые, суетливые, шумные, крикливые;

Снег

подтаявший, серый, местами еще белый, видны следы птиц, тёмные тени берёз

Дома

деревянные, состарившиеся, ветхие.

Церковь

старая, с облупившимися стенами, каменная, ветхая,

Небо

Низкое, весеннее, плывут белые, синеватые облака, пробивается неяркий свет солнца

Поля

дальние, невспаханные, бескрайние с остатками снега