1. Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться,
отодвигаться в даль памяти, словно театральные кулисы.
2. Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3. Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывала безмерные дали,
расступались облачные небеса.
- Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.
Проблематика текста
- А как вы понимаете, что такое проблема текста?
- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре (подготовленный ответ ученика).
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблеме
можно определить, как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую,
злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную,
международную.
- Какие проблемы ставит перед читателем автор?
1. Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы. (Какова роль книг в жизни человека? Ив чем
заключается сила их воздействия?)
2. Проблема заинтересованного, вдумчивого (осмысленного) чтения. (Почему книги нужно читать с
интересом?)
Идея текста
- Какова основная идея писательского высказывания?
- Что хотел своим читателям автор, создавая этот текст?
- Как определяет автор понятие временности, постоянства?
Авторская позиция
- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?
1. Литература дает человеку колоссальный опыт жизни, учит пониманию жизни. Книги формируют личность.
2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали,
уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению.
Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...
... Повторение композиции сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция автора это итог ...
Аргументация собственной позиции
Цель – убедить в чем – либо, укрепить или изменить свое мнение.
Схема рассуждения
Тезис – Аргументация – Вывод
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация _ доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.
Аргументы «За» должны быть:
- правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «Против» :
- должны убеждать в том, что аргументация автора неубедительна;
- опровержения должны бать тактичны подчеркнуто корректны, чтобы ваша позиция выглядела убедительно,
пишите (когда это возможно) «Мы»
- Мы все об этом слышали…
- Наше будущее зависит …
- Мы не можем остаться равнодушными …
- Проблемы, с которыми сталкивается общество…
- Это влияет на всех нас…
Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам :
- Трудно не согласиться с автором в том, что …
- Автор прав, утверждая, что …
- Справедливо утверждение автора о том, что …
- Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…
Если вы отстаиваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:
- Трудно согласиться с автором в том, что …
- Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что…
Используйте вопросы для обозначения мысли, например,
- Неужели это применимо для нашего общества?
- Может ли мне кто – либо сказать…
- Таким образом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.