Методическая разработка «Учимся писать — рассуждение. Анализ публицистического текста»

Сочинение

1. Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться,

отодвигаться в даль памяти, словно театральные кулисы.

2. Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3. Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывала безмерные дали,

расступались облачные небеса.

  • Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.

Проблематика текста

  • А как вы понимаете, что такое проблема текста?
  • Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре (подготовленный ответ ученика).

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблеме

можно определить, как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую,

злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную,

международную.

  • Какие проблемы ставит перед читателем автор?

1. Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы. (Какова роль книг в жизни человека? Ив чем

заключается сила их воздействия?)

2. Проблема заинтересованного, вдумчивого (осмысленного) чтения. (Почему книги нужно читать с

интересом?)

Идея текста

  • Какова основная идея писательского высказывания?
  • Что хотел своим читателям автор, создавая этот текст?
  • Как определяет автор понятие временности, постоянства?

Авторская позиция

  • Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?

1. Литература дает человеку колоссальный опыт жизни, учит пониманию жизни. Книги формируют личность.

2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали,

уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению.

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... Повторение композиции сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция автора это итог ...

Аргументация собственной позиции

Цель – убедить в чем – либо, укрепить или изменить свое мнение.

Схема рассуждения

Тезис – Аргументация – Вывод

Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация _ доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Аргументы «За» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «Против» :

  • должны убеждать в том, что аргументация автора неубедительна;
  • опровержения должны бать тактичны подчеркнуто корректны, чтобы ваша позиция выглядела убедительно,

пишите (когда это возможно) «Мы»

  • Мы все об этом слышали…
  • Наше будущее зависит …
  • Мы не можем остаться равнодушными …
  • Проблемы, с которыми сталкивается общество…
  • Это влияет на всех нас…

Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам :

  • Трудно не согласиться с автором в том, что …
  • Автор прав, утверждая, что …
  • Справедливо утверждение автора о том, что …

Если вы отстаиваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

  • Трудно согласиться с автором в том, что …
  • Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
  • Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что…

Используйте вопросы для обозначения мысли, например,

  • Неужели это применимо для нашего общества?
  • Может ли мне кто – либо сказать…
  • Таким образом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.