Как Вы понимаете значение слова красота ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренняя красота? ».
Сочинение 9.3 (15.3)
Красота может быть внешней и внутренней. Внешняя красота человека – это стройная фигура, правильные черты лица. Внутренняя красота связана с богатым духовным миром человека, с его высокими нравственными качествами: благородством, трудолюбием, добротой. Внутренняя красота не может не отражаться на вешнем облике человека.
В предложенном для анализа тексте известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский размышляет об особенностях красоты. Человек стал человеком тогда, когда начал замечать красоту окружающей природы. Понимание прекрасного помогло расцвести в его душе благородству, открыло радость жизни. Автор статьи убеждён, что внутренняя красота отражается на внешнем облике. Он вспоминает прекрасную новеллу Олеся Гончара «Подсолнечники», где скульптор не почувствовал вдохновения, увидев некрасивую девушку, героя труда, скульптуру которой он должен был вылепить. Но когда он по дороге на станцию увидел эту девушку работающей в поле цветущих подсолнечников, то поразился её воодушевлённому любимой работой лицу. Во всех чертах лица труженицы светилась красота внутренняя. Педагог убеждён, что внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» противопоставлены две героини. Элен Курагина поражает внешней красотой, но в душе её пустота, она безжалостна, эгоистична и развратна. Наташа Ростова с первого взгляда не поражает внешней красотой, напротив, автор подчёркивает её некрасивость. Но в этой девушке светится её душа, наполненная добротой и состраданием. Недаром ею очаровываются многие мужские персонажи романа.
Таким образом, внутренняя красота – это высокие нравственные качества человека: доброта, благородство, сострадание и милосердие. Эти прекрасные свойств человеческой души не могут не отразиться на внешнем облике человека.
Исходный текст:
(1)С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. (2) Красота – это глубоко человеческое, это радость нашей жизни.
(3) Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника. (4) Увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. (5) Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.
Красота души человека классный час (4 класс)
... внутренний мир. ведь это необходимо для формирования сознания подрастающего поколения если правильно жить и помогать окружающим Сочинение рассуждение Душа человека Каждый из нас рано или поздно задается вопросом: что ... пример внешней уродливости и внутренней красоты. Квазимодо, которого боялись окружающие, прятался за стенами храма. На самом деле горбун был добрым и отзывчивым человеком. Прекрасную ...
(6) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи. (7) Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (8) Умей и ты слушать эту музыку. (9) Дорожи красотой, береги ее.
(10) Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (11) Но внешняя красота – это не только совершенство тела, не только здоровье. (12) Это внутренняя одухотворенность: это богатый мир мыслей и чувств, нравственное достоинство, уважение к людям и к себе, скромность. (13) Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (14) Внутренняя красота отражается на внешнем облике.
(15) Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. (16) Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (17) Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. (18) Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. (19) При этом его внешний облик словно озарен внутренним вдохновением. (20) Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. (21) Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.
(22) Красота – спутник вдохновения. (23) У Олеся Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники». (24) В этой новелле рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких урожаев подсолнечника. (25) Лицо девушки поразило мастера некрасивостью, и он не почувствовал вдохновения, поэтому и отказался от работы. (26) По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо поля цветущих подсолнечников, где он снова увидел эту девушку, которая работала, но теперь ее лицо выглядело другим. (27) Оно было воодушевлено чувством красоты труда, во внешних чертах светилась красота внутренняя. (28) «Она красива!» – воскликнул скульптор. (29) В своем воображении он уже лепил черты лица девушки.
(30) Внешняя красота, таким образом, имеет свои внутренние, нравственные истоки. (31) Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными. (32) Красоту, безусловно, создают и тревога, забота – как говорится, «муки творчества». (33) Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (34) И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.
Внешняя или внутренняя красота женщины: что важнее
... Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу Классный час «Красота внешняя и внутренняя» Классный час в 8 классе на тему: «Красота внешняя ... взгляд). Пантомима – выразительное движение всего тела (осанка, походка, поза). Лучший рисунок лица – доброжелательное его выражение. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать ...
(35) Если внутреннее, духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. (36) Когда соприкасаешься со многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание – они мелькают, но не запоминаются, ведь духовная пустота делает безликой внешность человека.
(37) Безнравственная деятельность уродует. (38) Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. (39) Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия не только глазам, лицу: он, дабы угадать мысли начальника, слушает не только ушами, но и всем телом – руками, ногами, даже спиной, готовой в любую минуту изогнуться то ли в покорности, то ли в извинении. (40) Зависть, эгоизм, подозрительность – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придавая ему угрюмость, нелюдимость. (41) Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.
(42) Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. (43) Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть гармония. (44) Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека, и одно из самых благородных человеческих чувств – любовь. (45) Вершина общечеловеческой красоты будет достигнута тогда, когда каждый, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой. (46) Каждый будет, по словам Максима Горького, как звезда друг перед другом.
(47) Ты – творец собственной духовной красоты. (48) От тебя же зависит и красота людей, живущих с тобой рядом.
(По В. А. Сухомлинскому*)
*Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог-новатор, детский писатель.
Наследие Сухомлинского. Совесть. Красота. Труд и Коллектив
Совесть
, пожалуй, одно из ключевых понятий в становлении Настоящего Человека. У Василия Александровича Сухомлинского, знаменитого педагога из Украины, создавшего в своё время оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, есть такие золотые слова: «
Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть
».
Часто многим современным детям сложно понять, что же такое совесть. Мудрые родители прибегают к следующему объяснению его сути: « Совесть, словно невидимый человек, постоянно наблюдает за тобой. Она всегда знает, как правильно поступить, поэтому стоит следовать её советам. Её советы – это твои добрые мысли
». Говоря так ребёнку, мы вкладываем в него важнейшее зерно человечности – стремление следовать своим благим намерениям. Кстати любопытно, что ещё в IV в. до н.э. Сенека учил: «
Г. Поляновский. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ
... сочинению частушек и песен. Глубина и красота родных напевов запечатлелись в его сердце навсегда. Александр Васильевич ... против увольнения маститого композитора, которого студенчество считало совестью консерватории, из состава ... С увлечением занимался Александров и в классе Анатолия Константиновича Лядова. С ... из которых Александров особенно ценил Белинского. Неустанный, систематический труд дал ему ...
Делай все так, как будто бы на тебя смотрели
».
Научить своих детей не просто слушать, а слышать голос своей совести – одна из главных задач родителей
- Поэтому некоторые из них вводят в свой воспитательский обиход следующую фразу: «
А что Совесть твоя говорит?
». Такой вопрос cподвигает ребёнка обратить внимание на иные свои мысли, более справедливые, мирные, доброжелательные, которые приведут его к правильному поступку, решению, действию. Этот вопрос будет актуален тогда, когда ребенку уже ясно значение слова «совесть». Применение такого подхода допускается в ситуациях, когда ребёнок действительно провинился, ищет оправдания или что ещё хуже — не хочет признавать и даже видеть свою ошибку.
Василий Александрович, посвятивший свою жизнь воспитанию детей, формированию из них настоящих Личностей, считал, что надо давать детям время подумать о своей ошибке, прочувствовать где-то стыд, где-то раскаянье. Ведь есть большая вероятность, что, провинившись, раз и, ощутив колкое угрызение совести, ребёнку больше никогда в голову не придёт поступить или подумать так же. Ему захочется поскорее заместить это неловкое чувство более гармоничным, приятным, естественным. Важно, чтобы ребёнок прочувствовал, что внутренний комфорт придёт тогда, когда он исправит свою ошибку: извинится, исполнит обещание, признает что был не прав, придумает мирное решение ситуации и т.д. Именно в такие моменты дети и учатся делать выбор в пользу позитивного высоконравственного образа мыслей, являющихся проводниками добра и красоты.
О красоте
Василий Александрович Сухомлинский говорил так: «
В понимании и чувствовании красоты — могучий источник самовоспитания!
». За многие годы внимательного и чуткого наблюдения за своими воспитанниками он пришёл к тому, что одним из важнейших качеств Настоящего Человека является умение видеть и чувствовать прекрасное. Эта способность закладывается в младшем возрасте. Отмечено, что дети, способные замечать очарование окружающего мира, проявляют себя позитивно и в учёбе, и в жизни коллектива. Кроме того, умение ощущать красоту вокруг, свидетельствует о раскрытии красоты внутреннего мира ребёнка. А это, в свою очередь, даёт ему возможность творчески проявлять себя, вносить свой вклад в развитие общества.
Сказки школы под голубым небом: сказки, притчи, рассказы
», Освита 1990.
коллективному труду
Великий педагог считал труд основой всего мудрого и прекрасного на земле. И по праву воспитание трудом, трудом и коллективом было одним из основных элементов его методики. О воспитательной силе коллектива Сухомлинский писал: « Когда мои дети начинают жить в коллективе, первая моя забота о том, чтобы самой большой бедой каждого ребенка стала чужая беда, самой большой радостью и утешением была мысль о том, что он принёс радость другому человеку
». Этими словами Василий Александрович, как и многие другие педагоги, выражает свою глубокую убеждённость в том, что воспитание коллективным трудом создаёт условия для ребёнка, в которых совершенствуется его личность, наделённая лучшими человеческими качествами, а эгоизм и потребительское мышление стираются. Во времена Союза, благодаря такой системе воспитания, стало возможным сформировать много действительно достойных высоконравственных людей, которые стали подлинной гордостью для общества. Для таких людей нет чужих бед и чужих побед. Они стали подлинным примером человечности для своих будущих поколений.
По роману Ивана Мележа “Люди на болоте”, : “Любовь Василия и Ганны”
... права. В конце романа мы видим Василия глубоко несчастным. Разрыв с любимой девушкой тяжело повлиял на него. Но кто в этом разрыве виноват? Ведь любовь ни на минуту не ... привязанный к своей земле Василий слишком мрачен и занят хозяйственными заботами, отодвинув все остальное на второй план. Можно сказать, что он плывет по течению, двигаясь только к ...
О труде Сухомлинский уверенно говорил: « Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания
», неоднократно доказывая, это на собственном опыте. В своих книгах Василий Александрович приводит примеры того, как коллектив и труд на глазах меняли его воспитанников, делая из ленивых – усердных, из равнодушных – желающих помочь и позаботиться. Из этого последовал разумный вывод: коллективный труд способствует формированию в ребёнке стремления больше думать о других, а не о себе, развивает у детей благородные человеческие качества: трудолюбие, щедрость, благодарность, ответственность, учит уважать чужую работу. К тому же, педагог отметил, что коллективный труд на полях и виноградниках сплачивает ребят, благодаря чему умственная работа в школе также становится для них более комфортной и эффективной.
Многие современные педагоги и воспитатели сходятся на том, что пример прекрасного опыта Советской педагогики, проверенного десятилетиями и давшего свои замечательные результаты, заслуживает предельного внимания в наше время. Внедрение его в современную систему образования – важный этап на пути становления общества, построенного на высоконравственных моральных и культурных принципах. Ведь несмотря на то, что времена изменились, главная цель воспитательской деятельности осталась той же – научить детей человечности.
Учить человечности — самое сложное и невероятно трудное дело
». Педагог по собственному опыту знал, как много внимания и сил требует воспитание Настоящего Человека, и вместе с этим он был глубоко убеждён в неоспоримой потребности такого воспитания. Пусть нас не пугает то, что придётся уделить много времени, приложить упорство и всё усердие души для того, чтобы посеять и удобрить зёрна человечности в ребёнке. Ведь, как доказывает многолетняя практика Василия Александровича – это того стоит!
Всех достижений, нововведений и идей мудрого педагога не перечислить в одной статье. Василий Александрович Сухомлинский – яркий пример человека, не просто отдавшего своё сердце детям, а отдавшего своё сердце Людям!
Ведь благодаря его научным трудам, разработкам, и новаторским идеям произошло огромное количество позитивных изменений не только в образовании, но и в ценностной системе общества.
Сегодня отмечается ещё одна волна повышенного интереса к идеям Василия Александровича. Всё больше и больше учителей и преподавателей обращаются к его опыту, всё больше родителей читают его книги: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека?», «Родительская педагогика». Надо признать, что труды Василия Александровича Сухомлинского действительно являются прекрасными проводниками добра в нашем мире, поскольку помогают нам стать лучше и изменять весь мир к лучшему.
Многозначительными являются слова педагога: « Идея добра становится ориентиром жизненной практики и меркой поступков лишь тогда, когда смыслом жизни человека является стремление к добру!
«Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в ...
... саморазвитию и самопознанию личности, выступая особой формой «музыкальной» социализации человека. Сегодня, целью музыкально-эстетического воспитания младших школьников является формирование музыкальной и эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. На ...
». Желание воспитать в своём ребёнке, как и в себе Настоящего Человека, стремящегося к добру — весьма своевременно в любые времена. И особенно сейчас, ведь настал период, когда обществу необходимо утвердится в высоконравственных и духовных ценностях во благо мирного развития будущего всей цивилизации.
Всё начинается с отдельного человека. Ведь ежедневная работа над собой предполагает самосовершенствование, нравственное, духовное развитие человека, обогащение его внутреннего мира. А внутренний мир всегда отражается на внешний мир. Созидательное стремление каждого – источник благих достижений многих. Человек сам иногда до конца не может осознать масштабности результатов своих деяний.
На примере Василия Александровича Сухомлинского мы видим, что светлые идеи, одного человека, воплощённые в жизнь, и вправду способны на протяжении долгих лет зажигать тысячи человеческих сердец. Ведь мудрые слова великого педагога и поныне напоминают нам о том, что же значит быть настоящим человеком, вдохновляя нас на добрые мысли и дела: « Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души!
».
Анна Дубровская,
участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»
Источник: https://lagoda.org/ru/publicati…
Цитаты Сухомлинского
Подготовил: Дмитрий Сироткин
цитат педагога Василия Сухомлинского
подкупает вера в возможность
сведены по темам:
О жизненной этике
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.
Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер. Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.
Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку, нормам социалистического общежития. Умение подчиняться самым гуманным в мире законам — высшее выражение свободы.
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье.
Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
«Ценность человеческой жизни. “Ценность человеческой жизни”
... что помогает самоутвердиться человеку, двигаться дальше и быть самим собой. Эссе ценность человеческой жизни. Сочинение на тему «Ценность человеческой жизни Сочинение на тему «Ценность человеческой » Иногда я размышляю по поводу того, к какой цели стремится человечество в своем развитии? Неужели ...
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие. Из этих семян вырастает индивидуализм.
Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе.
Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.
О любви
Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.
Любовь — это самый трудный экзамен человечности.
Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.
Любовь — это прежде всего ответственность за того человека, которого ты любишь, за его судьбу, за его будущее. Любить — это значит прежде всего отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье.
Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы.
Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь — горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок.
Кстати, цитаты о любви
О человеке
Человек таков, каково его представление о счастье.
Ты рожден человеком; но Человеком надо стать.
Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.
Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек.
Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания — сам человек.
Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.
Кстати, цитаты о человеке
О зле
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит, самому стать безнравственным человеком.
Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое.
Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу — от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму — всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы.
Об оценках
Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
Проблема воспитания чувства прекрасного (по Л Л. Кассилю)
... юношеской литературы. Сочинение Примерный круг проблем 1. Проблема воспитания чувства прекрасного. ... познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь ... хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)3нания ... вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ... (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие ... более отрадны и взору.., чем ...
Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители.
Тот, кого я учу, — это прежде всего живой человек, ребенок, а потом — ученик. Оценка, которую я ставлю ему, — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
О воспитании
Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.
Настроить самую тонкую струну в человеческой душе — человечность — это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание.
Об эгоизме
Эгоизм — это первопричина рака души.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.
Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя отдавать ничего не может, он только берет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг.
О женщинах и мужчинах
Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин. Отношение к женщине — тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости.
Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
Уважай девушку, оберегай ее честь и достоинство, ее человеческую гордость. Девушка, которая влечет тебя,— это твоя будущая жена, мать твоих детей. Она — залог твоего бессмертия, она повторит тебя в твоих детях.
Кстати, цитаты про женщин и цитаты про мужчин
О труде
Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Пример сочинения по тексту А.Дорохова Проблема воспитанности. ...
... Воспитание начинается с колыбели. В.Жуковский Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Толстой Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.Чехов 7 Структура сочинения ...
Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
О чтении и книгах
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание — прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
О детстве
Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся.
О старости
Старость не может быть счастьем. Это невежды выдумали слова «счастливая старость». Старость может быть или покоем, или горем. Старость покойна, когда ее уважают. Старость горестна, когда старика забывают, бросают в одиночестве.
Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право.
Умейте быть снисходительными к человеческим слабостям стариков.
Об обучении
Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!
Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
О музыке
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку.
Об учителе
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
Учителя не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит ту сложную вещь, которую принято называть преемственностью поколений.
Наш труд — это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти — в этом смысл нашего труда и нашей жизни — колосья, полные зерна, — убеждения, поступки.
О невежестве
Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком.
Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть,— главная причина отсутствия свободного времени.
О личности
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство — цель коммунистического воспитания.
Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
О чувстве долга
Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.
Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина — чувством долга.
О смысле жизни
Смысл жизни — в служении людям.
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
О чувстве вины
Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.
О браке
В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье.
Кстати, цитаты про свадьбу
Об убеждениях
Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.
Решающей стороной коммунистической нравственности являются убеждения. Формирование стойких коммунистических убеждений — одна из главных задач воспитания.
О счастье
Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.
Кстати, цитаты про счастье
О патриотизме
Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное… Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.
Долг перед отечеством — святыня человека.
О мышлении
Мышление начинается с удивления.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
О желаниях
Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.
Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива. Умение управлять желаниями — источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
О разном
Дружба — это школа воспитания человеческих чувств.
Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
Подлинная самокритика — это голос совести.
Развивай чуткость своей совести. Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности.
Где зубрежка — там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Шпаргалки в вузах — это дитя лени мысли.
Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста).
В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном.
идеи гуманистической педагогики и советские идеологемы
Впрочем, прошли десятилетия, а педагогические идеи Сухомлинского выглядят слишком новаторскими для современной нам школы.
Цитаты про Сухомлинского
- Д. Кабалевский: Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для меня взгляды и убеждения В. А. Сухомлинского, выросшие из его безграничной веры в духовные силы детей и подростков, из глубокого, истинно человеческого уважения к ним.
- С. Соловейчик: Сухомлинский был первым, кто в самые тяжелые для педагогики дни стал говорить о внутреннем достоинстве человека и его воспитании как главной цели, можно даже сказать – самоцели воспитания.
- Ш. Амонашвили: Детям очень хорошо в гуманно-личностном образовательном пространстве, ибо они в нём не к жизни готовятся, а уже живут. А «клетка» Сухомлинского – духовная общность – заполняет сущность Ребёнка радостью успеха, уверенностью в себе, чувством сотрудничества, мыслью о благе…
к другим подборкам цитат:
- цитаты Юнга
- цитаты Конфуция
- цитаты Сократа
- цитаты Лабковского
- цитаты Гете
- цитаты Толстого
поделитесь с друзьями ссылкой
приветствуются!
Сочинение-рассуждение Во внешней человеческой красоте воплощены наши… (по В. А. Сухомлинскому)
Что такое красота? Какой она может быть? Говоря о красоте человека, в первую очередь мы подразумеваем внешние данные человека. Так что же делает человека красивым? Именно эту рассматривает в своем тексте Сухомлинский.
Автор обращает внимание читателя на то, что внутренний мир человека накладывает печать и на его внешность. Так, он приводит в качестве примера дискобола, которого Мирон запечатлел в момент, когда напряжение внутренних духовных сил человека гармонирует с напряжением его физических сил.
Но Сухомлинский также обращает внимание на то, что красота создается волнениями, заботами – тем, что обычно называют «муками творчества».
Автор полагает, что человеческую красоту создает внутреннее богатство, а убивает эту красоту не что иное, как бездеятельность. В этом и выражается авторская позиция.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь внутренний мир человека часто отражается и на его внешности.
Вспомним героиню романа Льва Толстого «Война и мир» Наташу Ростову. Автор нарочно показывает внешнюю некрасивость Наташи, но никто из окружающих не мог назвать ее некрасивой: все были восхищены юной особой, её чистой и светлой душой. Говоря об этом романе, нельзя не соотнести образ Наташи с образом Элен Курагиной. В данном случае за красивой внешностью скрывается мелочная, жадная и эгоистичная натура, об этом говорят её многочисленные измены и ложь, которых нельзя ничем оправдать. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Её внешняя красивость лишь испортила, Элен не смогла скрыть за ней свой скудный внутренний мир.
Таким образом, можно прийти к выводу, что внешность человека играет немаловажную роль в его судьбе, но самым главным все равно будет душа. Именно душевная красота кладет отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и поведение.
Полезный материал по теме:
- По тексту В.А.Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного.» (Проблема истинной красоты человека)
- Проблема истинной красоты (В.А. Сухомлинский «Во внешней человеческой красоте…»)
- О человеческой красоте
- Илья Ильф и Евгений Петров «12 стульев» . Проблема внешней и внутренней красоты человека. Взаимосвязь внешней и внутренней красоты.
- наш разум и наши чувства всегда влияют на наши поступки