Конспект литературы » — рассуждение на морально — этическую тему (по прочитанным произведениям)» план-конспект по литературе (8 класс)

Сочинение

Тема: Развитие речи. Сочинение рассуждение на морально- этическую тему (по прочитанным произведениям).

Цель: учить писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему на основе прочитанных произведений.

Задачи: 1) формировать умение писать творческие работы, учить рассуждать на морально-этическую тему;

2) развивать письменную речь, умение составлять план, подбирать материалы для сочинения;

3) воспитывать нравственные качества: чуткость, милосердие.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Подготовка к сочинению.
  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Слово учителя.

— Во времена человечество размышляло над философскими вопросами: в чём смысл в жизни, каким должен быть человек, какие идеалы приоритетны? Давайте выясним значение слов «мораль», «этика», «нравственность».

3. Лексическая подготовка.

— В словаре С. Ожегова мы находим следующее толкование:

Мораль- 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. 3. Нравоучительное наставление (разг.)

Моральный- 1.См. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали. 3. Внутренний, душевный.

Этика- 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения.

Этичный- 1. Соответствующий этике, морали.

4.Аннотированное представление тем сочинений.

— В каких произведениях ставропольские писатели поднимают проблемы морально-этического характера?

7 стр., 3180 слов

Этические нормы поведения в информационной Сети

... законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения. В информационной деятельности юридические ...

— Предлагаю вашему вниманию темы сочинений-рассуждений на морально-этическую тему (по прочитанным произведениям):

1. «Жизнь дана на добрые дела…»

2. «Береги честь смолоду».

3. Какова мораль современного общества.

4. «Один лишь труд безвестный-

За совесть, не за страх,

Лишь подвиг безвозмездный

Не обратится в прах…»

5. « Действия людей- лучшие переводчики их мыслей»

Джон Лонк

6. « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А.П. Чехов

7. «Равнодушие- это паралич души, преждевременная смерть». А.П. Чехов

5. Стилистическая подготовка.

— Определите жанр вашего сочинения.

— Какому типу речи оно должно соответствовать?

— Назовите композицию сочинения-рассуждения.

— Какие аргументы вы должны привести?

/ из произведений и собственного жизненно

опыта

  1. Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Индивидуальная помощь учащимся.
  3. Чтение и анализ 2-3 работ.
  1. Итог урока.

— Какие общечеловеческие ценности никогда не утратят своей актуальности? Почему?

— Афоризм древнего мира гласит: «Кто прежде был легкомысленным, а потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков». Как вы понимаете эти слова?

V. Домашнее задание.

1) закончить сочинение-рассуждение;

2) подготовить проект презентации по выбранной теме.