Тема: Развитие речи. Сочинение рассуждение на морально- этическую тему (по прочитанным произведениям).
Цель: учить писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему на основе прочитанных произведений.
Задачи: 1) формировать умение писать творческие работы, учить рассуждать на морально-этическую тему;
2) развивать письменную речь, умение составлять план, подбирать материалы для сочинения;
3) воспитывать нравственные качества: чуткость, милосердие.
Ход урока.
- Организация внимания учащихся.
- Подготовка к сочинению.
- Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя.
— Во времена человечество размышляло над философскими вопросами: в чём смысл в жизни, каким должен быть человек, какие идеалы приоритетны? Давайте выясним значение слов «мораль», «этика», «нравственность».
3. Лексическая подготовка.
— В словаре С. Ожегова мы находим следующее толкование:
Мораль- 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. 3. Нравоучительное наставление (разг.)
Моральный- 1.См. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали. 3. Внутренний, душевный.
Этика- 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения.
Этичный- 1. Соответствующий этике, морали.
4.Аннотированное представление тем сочинений.
— В каких произведениях ставропольские писатели поднимают проблемы морально-этического характера?
Этические нормы поведения в информационной Сети
... законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения. В информационной деятельности юридические ...
— Предлагаю вашему вниманию темы сочинений-рассуждений на морально-этическую тему (по прочитанным произведениям):
1. «Жизнь дана на добрые дела…»
2. «Береги честь смолоду».
3. Какова мораль современного общества.
4. «Один лишь труд безвестный-
За совесть, не за страх,
Лишь подвиг безвозмездный
Не обратится в прах…»
5. « Действия людей- лучшие переводчики их мыслей»
Джон Лонк
6. « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А.П. Чехов
7. «Равнодушие- это паралич души, преждевременная смерть». А.П. Чехов
5. Стилистическая подготовка.
— Определите жанр вашего сочинения.
— Какому типу речи оно должно соответствовать?
— Назовите композицию сочинения-рассуждения.
— Какие аргументы вы должны привести?
/ из произведений и собственного жизненно
опыта
- Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Индивидуальная помощь учащимся.
- Чтение и анализ 2-3 работ.
- Итог урока.
— Какие общечеловеческие ценности никогда не утратят своей актуальности? Почему?
— Афоризм древнего мира гласит: «Кто прежде был легкомысленным, а потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков». Как вы понимаете эти слова?
V. Домашнее задание.
1) закончить сочинение-рассуждение;
2) подготовить проект презентации по выбранной теме.