Подготовка к сочинению на морально-этическую тему по данному началу, 8-й класс

Сочинение

Разделы:

Цель урока:

Подготовить учащихся к написанию сочинения на морально-этическую тему.

Задачи:

  • Обобщить и расширить представление о типе речи “рассуждение”, закрепить формирование навыков рассуждения;
  • Развивать умение письменного и устного убеждения, навыки монологической речи, творческие способности, мышление, воображение;
  • Воспитывать такие качества, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство долга, преданности, уважение, сыновний долг.

Оборудование.

Пословицы, высказывания знаменитых людей, раздаточный материал: план сочинения типа – рассуждение, образцы начала сочинений.

Предварительное домашнее задание.

мораль, нравственность, этика,честь.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Приветствие, тема, цель урока.

II. Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.

  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое “тезис”?
  • Из чего состоит основная часть сочинения-рассуждения?
  • Что пишем в заключении?

Раздать учащимся план сочинения-рассуждения

III. Беседа с классом по тематике 1-го сочинения.

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к. чётко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение-рассуждение по данному началу на морально-этическую тему.

  • Дома вам необходимо было поработать с “Толковым словарём” и знать толкование терминов мораль, нравственность, этика, честь.

чувство долга, преданность, человек слова и дела.

  • Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют свои обещания.
  • Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть, чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это зависит?
  • А кто у нас в государстве по закону категорически не имеет права выдавать тайну?
  • Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать её?
  • От кого зависит умение хранить тайну?

Умение или неумение хранить тайны зависит от человека, от его самовоспитания.

Послушайте мнение писателя В.Белова о самовоспитании: “Человек формируется, воспитывается всё время, меняясь под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя. Эта способность самоусовершенствования явно связана с критическим отношением к окружающему, с различением добра и зла. Бывают люди, так и не пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до самой смерти…”

22 стр., 10687 слов

Что такое ироничность сочинение рассуждение

... Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами ... назад или вперёд - зависела судьба всей страны! Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек бесстрашный способен на подвиги, ... (или), В тексте Б.Васильев поднимает проблему... 3. Аргумент 2, Свое мнения я могу ...

  • Как можно себя воспитать?

1.Читать книги, которые учат нравственности, этике.

2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.

3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете выглядеть в глазах человека, тайну которого вы раскрыли.

4.Не обсуждать человека с кем-то в его отсутствие.

Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что значит украшать землю?”:

…Из чего складывается духовное богатство личности? Из системы внутренних и внешних связей, которыми человек живёт в окружающем его мире… Вторая мерка, которой человек измеряется в окружающем мире, — способность жить в обществе, коллективизм.

А вот какие пословицы придумали люди, размышляя на тему нравственности:

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит., Критиковать востёр, как топор, а критику слушать – глух, как обух.

Не искал бы в селе, искал бы в себе.

В ком есть стыд, в том и совесть.

Таким образом, мы с вами подошли к тезису первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет размышлять по проблеме, поставленной С. Михалковым (зачитать – см. “”, в котором также представлены некоторые подсказки учащимся при написании сочинения, раздать каждому)

IV . Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.

Послушайте, ребята, тезис второго сочинения (зачитать, см. в “”).

  • Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
  • Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг ?
  • Какую помощь вы оказываете родителям?
  • Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
  • Как мы должны относится к старым людям?

Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

“Чёрствость души – самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы…”

2 стр., 978 слов

Сочинение каким человеком ты сам себя считаешь добрым или злым

... ко всему живому, какими проникнуты истинные добряки. На добрых людях держится наш хрупкий мир. Так давайте же их беречь. Также читают: Картинка к сочинению Добрый человек Популярные сегодня темы Абсолютно все мы ... человек не сможет пройти мимо слабых людей, которые нуждаются в помощи, не оказав ее. А самое главное - это то, что добрый человек не ждут благодарности в ответ, в виде денег или ...

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями

Фалес

Самый счастливый человек есть тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей.

Дидро

Ни один злой человек не бывает счастлив.

Ювенал

Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни странно, а без этого пуста жизнь.

В.В.Розанов

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н.Толстой

Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к

Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим своих родителей, значит:

  • учиться хорошо;
  • оказывать любую помощь, которая потребуется родителям;
  • не грубить;
  • не обманывать;
  • не огорчать, а радовать;
  • покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
  • всё прощать.

(Раздать учащимся в помощь – “”)

V. Класс делится на две группы и готовит защиту одной из тем по выбору.

VI. Защита выступлений от группы.

VII. Вывод.

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского (записаны на доске):

“Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой

ступени человеческой иерархии – быть человеком!”

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по данному началу по одному из предложенных вариантов, озаглавить.

Используемая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-na-temuna-moralno-eticheskuyu-temu/

1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.

2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство “Горница”. Красноярск. 1997г.

3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.: Просвещение, 1987г.

4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.