Методическая разработка русского языка в 9 классе : » -рассуждение на морально-этическую тему»

Сочинение

МБОУ «Хотьковская СОШ №5»

Тоирова Лилия Юрьевна

Разработка урока русского языка в 9 классе:

«Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему».

( Алгоритм решения проблемы, связанной с написанием сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.)

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

Проектирование текста на морально-этическую тему с привлечением аргументации из художественной литературы: «Совесть- нравственный стержень человека»

Цель:

  • сформировать умение правильно понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на основе прочитанного.

Задачи:

  • обобщать и расширять представление о типе речи – рассуждение;

  • продолжать работу над формированием навыков построения рассуждения;

  • способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно излагать свою точку зрения;

  • расширять предметную компетенцию;

  • формировать умение учащихся анализировать готовый материал;

  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Тип урока:

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Практическая работа с высказываниями на морально-этическую тему

    11 стр., 5178 слов

    «Развитие речи учащихся на уроке литературы»

    ... данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы в ...

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Воспитание дело совести; образование дело наук(..).

Позднее в уже сложившемся человеке оба эти вида дополняют друг друга.(

Совесть есть светило внутреннее закрытое которое осв(..)щает единстве(н,нн)о самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу приводит ее в чувство и следуя за человеком везде не дает ему пощады ни в каком случае.(

Закон живущий в нас называется совестью. Совесть есть собстве(н,нн)о применение наших поступков к этому закону.(

  1. Беседа

  • Как в человеке формируется «совесть»?

  • Каким должен быть человек?

  • Назовите синонимы слова «совесть».

  1. Словарная работа в парах с толковым словарём (запись на доске и в тетрадях)

Задание. Дайте лексическое значение слов совесть, нравственность, честь.

  1. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  • К сожалению, в наше время многие позабыли значение слов «честь, совесть».

Что такое совесть? Это слово часто употребляется в повседневном общении людей. Говорят «это на его совести», «нет у него ни стыда, ни совести», «совесть замучила», «угрызения совести», «совестливый человек», «поступает по совести» и т.д. Но что это означает? Что под этим понимают?

СОВЕСТЬ — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Именно она определяет, по какому пути идёт человек. И его поступки, дела тесно связаны с тем, слушает ли он свою совесть.

По мнению великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть». Но это его личное мнение, его убеждение, которое он определил, исходя из своего жизненного опыта.

На сегодняшнем уроке вам предстоит работа с отрывком из произведения В.Дроганова, в этом тексте вы, может быть, найдёте что-то полезное для себя.

IV. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.

  1. Работа с текстом (учитель раздаёт материал, читает текст вслух, затем ребята работают в парах).

    6 стр., 2815 слов

    Задание 1 Нравственные типы личности

    ... условии уважения других людей. Ценности Нравственные и духовные. Жить «по совести», работать «на совесть». Аристократический, героический, религиозный Дети, любимая женщина, хорошее отношение окружающих, стабильность ... «мягкое» управление. Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности. Соблюдать договоренности. Задание 3. 1. Определение ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение к кому-либо ...

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

(21)— Спасибо за подарок!

(22)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(26)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

Задание 2.

Ознакомление с памятками «Как писать сочинение-рассуждение», «План работы над сочинением», раздаточный материал: основные этические понятия, речевые клише.

3 стр., 1418 слов

Задание №1. Работа с текстом (задание ( )

... образом, каждый из нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется». 3 . Расположите фрагменты сочинения таким образом, ... солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я ...

Как писать сочинение-рассуждение

1).

Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, но и объяснять, убеждать.

2).

Не забывайте, что существует несколько способов аргументации. Среди них цитирование и указание на номер предложения.

3).

С помощью языковых средств выражайте логическое отношение между частями.

планом сочинения-рассуждения:

  • тезис. В качестве тезиса в данном виде сочинения-рассуждения выступает сформулированное учащимися определение понятия. Следующий шаг — прокомментировать данное определение (1-2 предложения).

    Комментарий должен быть связан с последующими аргументами, в качестве «связки» выступают речевые клише;

  • первый аргумент (по тексту);

  • второй аргумент (из жизни);

  • вывод. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением. Заключение по объёму, как и вступление, должно быть больше, чем основная часть, состоящая из двух аргументов.

Задание 3. Самостоятельная работа:

Предлагаю ученикам послушать несколько работ.

Вариант 1

Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.

Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл. 22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).

Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).

Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.

Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.

Вариант 2

Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой совестью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.

2 стр., 724 слов

«Суд совести — высший суд»

... Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни. Итак, могу сделать вывод о том, что совесть — одно из главных нравственных качеств личности, которое формиру­ется ... деревенская женщи­на, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души. Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание ...

Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34).

Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.

Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.

Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.

V. Домашнее задание:

1. Закончить начатую на уроке письменную работу.

2. Прочитать рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Урок я хочу закончить словами Джона Голсуорси: «У каждого из нас внутри нечто вроде метронома — такой поразительный, самодействующий инструмент, самый тонкий механизм на свете. Люди зовут его совестью; он определяет ритм нашего сердца.»

Приложение 1, Речевые клише

  • в жизни я постоянно сталкиваюсь с ….

  • в жизни я всегда ощущаю…

  • в жизни мне приходилось….

  • текст …. позволяет мне сказать…., утверждать…

затронутая автором проблема имеет многовековую историю…·

передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.·

в заключение хотелось бы отметить…·

прочитав данный отрывок, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..·

можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…·

  • чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ……

  • подтверждение этому находим в …предложении

  • из … предложения следует…

  • с примерами проявления… нам приходится сталкиваться…

  • проявление… в жизни можно увидеть….

  • делая выводы из вышеизложенного…

  • подводя итог…

  • обобщая сказанное…

Приложение 2, Высказывания о совести, Самое главное украшение — чистая совесть. (Цицерон Марк Туллий), Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. (Мигель де Сервантес Сааведра), Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. (Бенджамин Франклин)

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Поль Анри Гольбах)

2 стр., 826 слов

Проблема совести. По Д. Гранину

... Даниилом Александровичем Граниным. Действительно, не первый раз мы слышим о том, что совесть – внутренний судья ... мамину вазу. Она решила помочь мне, сказав родителям, что это она. Но ... совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни ... лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, ...

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. (Денис Иванович Фонвизин)

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Иммануил Кант)

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. (Александр Сергеевич Пушкин), Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. (Лев Николаевич Толстой)