Методическая разработка русского языка в 9 классе : » -рассуждение на морально-этическую тему»

МБОУ «Хотьковская СОШ №5»

Тоирова Лилия Юрьевна

Разработка урока русского языка в 9 классе:

«Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему».

( Алгоритм решения проблемы, связанной с написанием сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.)

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

Проектирование текста на морально-этическую тему с привлечением аргументации из художественной литературы: «Совесть- нравственный стержень человека»

Цель:

  • сформировать умение правильно понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на основе прочитанного.

Задачи:

  • обобщать и расширять представление о типе речи – рассуждение;

  • продолжать работу над формированием навыков построения рассуждения;

  • способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно излагать свою точку зрения;

  • расширять предметную компетенцию;

  • формировать умение учащихся анализировать готовый материал;

  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Тип урока:

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний

    30 стр., 14920 слов

    Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе ...

    ... мысли автора. Структура сочинения Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты: Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме: Укажите автора ... измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» ...

  1. Практическая работа с высказываниями на морально-этическую тему

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Воспитание дело совести; образование дело наук(..).

Позднее в уже сложившемся человеке оба эти вида дополняют друг друга.(

Совесть есть светило внутреннее закрытое которое осв(..)щает единстве(н,нн)о самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу приводит ее в чувство и следуя за человеком везде не дает ему пощады ни в каком случае.(

Закон живущий в нас называется совестью. Совесть есть собстве(н,нн)о применение наших поступков к этому закону.(

  1. Беседа

  • Как в человеке формируется «совесть»?

  • Каким должен быть человек?

  • Назовите синонимы слова «совесть».

  1. Словарная работа в парах с толковым словарём (запись на доске и в тетрадях)

Задание. Дайте лексическое значение слов совесть, нравственность, честь.

  1. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  • К сожалению, в наше время многие позабыли значение слов «честь, совесть».

Что такое совесть? Это слово часто употребляется в повседневном общении людей. Говорят «это на его совести», «нет у него ни стыда, ни совести», «совесть замучила», «угрызения совести», «совестливый человек», «поступает по совести» и т.д. Но что это означает? Что под этим понимают?

СОВЕСТЬ — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Именно она определяет, по какому пути идёт человек. И его поступки, дела тесно связаны с тем, слушает ли он свою совесть.

По мнению великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть». Но это его личное мнение, его убеждение, которое он определил, исходя из своего жизненного опыта.

На сегодняшнем уроке вам предстоит работа с отрывком из произведения В.Дроганова, в этом тексте вы, может быть, найдёте что-то полезное для себя.

IV. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.

49 стр., 24375 слов

Курсовая работа литература 19 века

... формировании русского реализма в начале 19 века большую роль сыграли И.А. Крылов и А.С. Грибоедов, Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы был А.С. Пушкин). 2 Державин Г.Р., ... сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность. Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и ...

  1. Работа с текстом (учитель раздаёт материал, читает текст вслух, затем ребята работают в парах).

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

(21)— Спасибо за подарок!

(22)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(26)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

Задание 2.

Ознакомление с памятками «Как писать сочинение-рассуждение», «План работы над сочинением», раздаточный материал: основные этические понятия, речевые клише.

6 стр., 2811 слов

Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей»

... в качестве аргумента в сочинении по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ, а также в эссе по обществознанию. Тема, проблема. Отражение проблемы . Дружба. В чём проявляется истинная дружба? Роль дружбы в жизни ... лучшее, что было в это прекрасное время жизни. Тема труда. Труд как ... книг ЖЗЛ: « Ни одно из павленковских дел, по моим наблюдениям, не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на ...

Как писать сочинение-рассуждение

1).

Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, но и объяснять, убеждать.

2).

Не забывайте, что существует несколько способов аргументации. Среди них цитирование и указание на номер предложения.

3).

С помощью языковых средств выражайте логическое отношение между частями.

планом сочинения-рассуждения:

  • тезис. В качестве тезиса в данном виде сочинения-рассуждения выступает сформулированное учащимися определение понятия. Следующий шаг — прокомментировать данное определение (1-2 предложения).

    Комментарий должен быть связан с последующими аргументами, в качестве «связки» выступают речевые клише;

  • первый аргумент (по тексту);

  • второй аргумент (из жизни);

  • вывод. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением. Заключение по объёму, как и вступление, должно быть больше, чем основная часть, состоящая из двух аргументов.

Задание 3. Самостоятельная работа:

Предлагаю ученикам послушать несколько работ.

Вариант 1

Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.

Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл. 22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).

Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).

Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.

Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.

Вариант 2

Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой совестью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.

2 стр., 818 слов

Рассуждение Что значит жить по совести?

... жизнь, которая своевременно наказывает нас за проступки и нарушения законов совести. Жить по совести иногда очень трудно, но если пойти против совести – это значит предать самого себя. Когда делаешь плохой поступок, ... тебе. Для меня если человек «живет по совести», значит, у него имеется честь. Также читают: Картинка к сочинению Что значит жить по совести? Популярные сегодня темы Александр Иванович ...

Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34).

Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.

Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.

Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.

V. Домашнее задание:

1. Закончить начатую на уроке письменную работу.

2. Прочитать рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Урок я хочу закончить словами Джона Голсуорси: «У каждого из нас внутри нечто вроде метронома — такой поразительный, самодействующий инструмент, самый тонкий механизм на свете. Люди зовут его совестью; он определяет ритм нашего сердца.»

Приложение 1, Речевые клише

  • в жизни я постоянно сталкиваюсь с ….

  • в жизни я всегда ощущаю…

  • в жизни мне приходилось….

  • текст …. позволяет мне сказать…., утверждать…

затронутая автором проблема имеет многовековую историю…·

передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.·

в заключение хотелось бы отметить…·

прочитав данный отрывок, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..·

можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…·

  • чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ……

  • подтверждение этому находим в …предложении

  • из … предложения следует…

  • с примерами проявления… нам приходится сталкиваться…

  • проявление… в жизни можно увидеть….

  • делая выводы из вышеизложенного…

  • подводя итог…

  • обобщая сказанное…

Приложение 2, Высказывания о совести, Самое главное украшение — чистая совесть. (Цицерон Марк Туллий), Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. (Мигель де Сервантес Сааведра), Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. (Бенджамин Франклин)

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Поль Анри Гольбах)

2 стр., 826 слов

Проблема совести. По Д. Гранину

... Даниилом Александровичем Граниным. Действительно, не первый раз мы слышим о том, что совесть – внутренний судья ... мамину вазу. Она решила помочь мне, сказав родителям, что это она. Но ... совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни ... лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, ...

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. (Денис Иванович Фонвизин)

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Иммануил Кант)

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. (Александр Сергеевич Пушкин), Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. (Лев Николаевич Толстой)