Свистельникова Елена Владимировна
Преподаватель игры на фортепиано
ГБОУ СПО СК Ставропольский краевой музыкальный колледж им. Сафонова,
г. Минеральные воды
Исполнительский и педагогический анализ, Прелюдий Рахманинова ре мажор
и соль минор
сочинение 23
Работа над художественным образом тесно связана с анализом исполняемого произведения. Анализ нужен не только исполнителю, но и педагогу. Умение анализировать и глубоко осмысливать нотный текст необходимо и при самостоятельной работе студентов над произведениями разных стилей.
Данная работа посвящена исполнительскому и педагогическому анализу двух прелюдий Рахманинова ре мажор и соль минор соч. 23. Эти прелюдии привлекают, прежде всего, их высокими художественными достоинствами. Контрастные по характеру прелюдии ре мажор и соль минор относятся к числу характерных образов в творчестве Рахманинова.
Богатство и разнообразие художественных образов прелюдий, их глубокое содержание, яркий концертный стиль изложения- все эти качества способствуют огромной популярности многих прелюдий.
Прелюдии Рахманинова- не миниатюры в общепринятом смысле этого слова. Большинству из них свойственна не только масштабность образов, но и их интенсивное развитие. И в этом сказывается большая самобытность художника.
Самым главным источником в работе над художественными образами этих произведений служат редакторские указания автора и фактура прелюдий. Известно, что Рахманинов сам редактировал все свои произведения, поэтому редакторские указания автора являются исключительно важным ключом к пониманию характера его произведений.
Ре-мажорная
Асафьев отмечает в рахманиновской задушевной лирике «наличие пейзажа, не живописно- изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта».
ре-мажорную
Прелюдия написана в трёхчастной форме. Несмотря на общий лирический характер ей свойственна внутренняя динамика развития: спокойное, созерцательное настроение (первый раздел) сменяется более взволнованным (разработка), достигая в кульминации и в третьем разделе большой яркости чувства.
Прелюдия проникнута песенностью. В ней напевна вся звуковая ткань: и основная тема широкого дыхания, и извилистая линия подголоска, и гармоническая фигурация сопровождения. Это требует от исполнителя «вокальной» трактовки произведения. При этом важное значение приобретают не только приёмы звукоизвлечения, но и правильное употребление педали, а также правильное понимание рахманиновских лиг.
Образ Петра Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»: , ...
... воевать на стороне бунтарей и чудом остался жив. Пугачев. Гринев Образ Петра Гринева — детство и юность: сочинение Образ Петра Андреевича Гринева «Образ Петра Гринева — детство и юность»: Детство героя прошло в интеллигентной ... Петр умело преодолевает трудности, он добр, обязателен, смел и справедлив. Даже в сложной ситуации, Гринев не растерялся, не испугался и защитил честь девушки на дуэли. Что ...
С первых тактов необходимо добиться плавности и ровности звучания триолей гармонического сопровождения: этому помогает одна педаль на два такта вступления и глубокий бас, который сразу создаёт впечатление объёмного звучания.
Следует плавно переносить руку на большие расстояния и не стараться дотягиваться пальцами до соответствующих клавиш, так как это лишь вызовет напряжение и неизбежно отразиться на качестве звучности (такт 1,2).
Часто ученики сближают по звучности мелодию и аккомпанемент, лишают их «воздушной прослойки» — мелодия как бы растворяется в аккомпанементе и звучит недостаточно рельефно.
Мелодию- тему следует играть сочным полным звуком с ощущением весомости каждого звука; вместе с тем, связно. Лучше педализировать к концу звучания каждого отдельного звука темы (с целью их продления).
Основная тема- мелодия большого дыхания, поэтому неправильно подчеркивать каждую отдельную лигу. Рахманиновские лиги помогают чувствовать дыхание мелодии, её изгибы и их следует понимать, как «смену смычка в пределах единой фразы».
Очень часто Рахманинов подчёркивает какую-то исполнительскую деталь, как бы предостерегая от возможной ошибки. Так, в 5 и 9 тактах он выделяет шестнадцатые в партии правой руки знаком- ( tenuto ).
Не нарушая плавного течения мелодии, эта «оттяжка» предостерегает от чрезмерно быстрого исполнения шестнадцатых и придаёт фразе своеобразный речевой характер.
Очень важно добиться единого дыхания в первых 16 тактах и дать постепенное «развёртывание» мелодии ( от mF к F и затем до Р ).
Второе проведение темы не является простым повторением первого- здесь происходит дальнейшее развитие: тема изложена более полно, в партии правой руки появляется подголосок, движение которого отличается устремлённостью вверх.
Многоплановая фактура представляет одну их трудных задач для исполнителя. Она требует умения вести развитие одновременно по нескольким самостоятельным мелодическим линиям.
При этом важно найти правильное соотношение звучания между отдельными голосами.
При втором проведении темы главная трудность заключается в том, что два мелодических голоса сосредоточены в партии правой руки. Тему следует играть более полным звуком, подголосок- чуть легче и тише. Важно хорошо дослушать начало темы ( первый звук) и при глубоком басе взять запаздывающую педаль. Только затем нужно плавно перенести руку на подголосок: педаль здесь играет очень важную связующую роль, она объединяет три звуковых плана в единое целое и придаёт полноту и красочность звучанию.
Следует особо подчеркнуть важную связующую роль педали у Рахманинова, так как многоплановая фактура многих его произведений, захватывающая большой диапазон звучания, не может быть исполнена только путём пальцевого легато.
Каждая новая тональность- это как бы следующий этап в развитии, поэтому очень важно почувствовать здесь гармоническое развитие. Постепенное нарастание приводит к яркой кульминации ( стр. 22, 4 строка, 1 такт).
Тарас Бульба – характер, рожденный временем. Cочинение Тарас ...
... сбросить с себя ярмо. Поэтому и имел Тарас Бульба характер, рожденный временем. Вся его жизнь была посвящена одному святому делу — ... и гибнет ужасной смертью. Несколько интересных сочинений Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение Люди, которые целенаправленно идут к ... и ненависть к врагам. Дальше следует еще один поход на Польшу под предводительством Бульбы, который стал еще более ...
Очень часто ученики ускоряют темп в кульминации, от этого она звучит суетливо и не воспринимается как высшая точка напряжения. Напротив, лучше немного расширить, как бы «утвердить» кульминацию- это придаст большую определённость и яркость. Аккорды должны звучать сочно и глубоко. ( Автор подчёркивает их знаком >
- . Важное значение приобретает и подход к кульминации , умение правильно соразмерить различные градации звучности.
В третьем разделе тема звучит светло и радостно. Расширяется диапазон звучания- тема становится ещё более насыщенной. Подголосок имитирующий основную мелодию, Рахманинов помещает в верхнем (звонком!) регистре, и это усиливает светлый характер музыки.
Основная трудность заключается в неудобстве скачков, которые мешают плавному движению мелодии. Рахманинов выдерживает звуки подголоска в ритме четверть с точкой и восьмая, тем самым как бы предостерегая от суетливости, и рекомендует брать их не спеша. Не меньшая трудность заключается и в нахождении нужной окраски звучания подголоска. «В прелюдии есть легкость, радостность, улыбка…Что-то солнечное и прозрачное»… «И притрагивался Рахманинов к этим ноткам бережно, как бы боясь спугнуть тишину просыпающегося утра…»
Сохраняя плавность общего движения, следует искать «звенящий» характер в звучании подголоска, что ещё больше подчеркнёт красочность общей звучности.
Небольшое по масштабу, но очень выразительное «послесловие» играет роль постепенного успокоения, «ухода».
Несмотря на импровизационный характер прелюдии ре мажор при её исполнении не должно быть чрезмерного rubato , ибо это нарушит целостность построения единство развития.
Однако не должно быть и строгой метричности. Важно почувствовать импровизационный характер произведения и ощутить живое дыхание мелодии.
ре мажорный
Соль- минорная
соль минор
соль минор
соль минорной
С первых тактов появляются 2 звуковых плана: тема (подчёркнута знаком — ) и аккордовое сопровождение.
Чтобы добиться двуплановой звучности, звуки темы следует больше выдерживать и играть полнее, в то время, как аккорды- острее и суше. Кроме того, короткая педаль на звуки темы помогает создать большой звуковой контраст между темой и аккордовым сопровождением.
Очень важно добиться ритмической характерности в исполнении. Достигается это упругим ритмом и волевыми акцентами, указанными автором.
соль минорной
А. Прибыткова рассказывает об исполнении автором этой прелюдии: «Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом крещендо нарастало с такой чудовищной силой, что казалось лавина грозных звуков обрушивалась на вас мощью и гневом».
ми бемоль мажору.
В кульминации первого раздела ( стр. 25, третья строка, первый такт) целесообразно употребить динамическую педаль. Для этого нужно взять более глубокий бас на одну педаль с последующими аккордами и сделать crescendo отP к FF .
После кульминации тема проводится в соль миноре, но характер ей меняется: если вначале она звучит затаённо (P), то здесь- мощно и с большой драматической силой (FF).
Сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств ...
... Детского альбома». Задача исследования - сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств музыки мелодий циклов «Детского альбома». 1. Структурная композиция «Детского альбома» П.И. Чайковского Сочинение «Детского альбома» - первое ... курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка». 27 февраля/11 марта 1878 года, в ...
Постепенно ритм марша замирает.
Почти всё развитие лирической темы построено на доминантовой гармонии (бас- ре ).
В сочетании с устремлённой вверх мелодией это придаёт музыке особую взволнованность и устремлённость. После сурового соль минора лирическая тема звучит, как мечта о счастье. Вся фактура здесь «поющая». Очень важно добиться максимального легато в главной мелодии, которая изложена аккордами.
Авторские tenuto на аккордах мелодии являются как бы логическими оттяжками и придают ей характер декламационности.
Во втором и четвёртом тактах на стр. 26 появляется подголосок, который в дальнейшем вырастает в самостоятельную мелодическую линию в альтовом регистре. Таким образом, получается три звуковых плана. Для достижения разных звучностей подголосок следует играть более «густым» звуком. Глубокий бас при запаздывающей педали лучше оттеняет светлый характер основной мелодии. Важно сосредоточить внимание исполнителя на плавном ведении мелодической линии в альтовом регистре, так как основная тема может затмить звучание подголоска.
соль минор
Приступая к работе над прелюдиями Рахманинова, очень важно тщательно изучить текст, определить круг художественных образов и их развитие, разобрать форму, фактуру произведения, очень внимательно и бережно отнестись ко всем авторским указаниям.
Изучение творчества Рахманинова в целом, его фортепианного и исполнительского стиля, изучение современной Рахманинову эпохи и т.д. – всё это помогает глубже понять музыку великого русского композитора и выработать своё определённое отношение к ней.
Каждый исполнитель должен творчески подходить к произведению, внимательно в него вслушиваться и вдумываться в авторский текст. Это поможет найти свою художественную интерпретацию.
Адрес публикации: