Еще раз о сочинениях с учащимися 5 класса
В работе словесника средней школы очень много разного вида письменных работ, одним из значимых и объемных является сочинение.
Школьные сочинения это письменные работы, где учащиеся обучаются грамотно и выразительно передавать свои чувства и отношения к жизни, проявляют самостоятельность мышления, пытаются познать уже известное им, развивать свою речь и готовиться к предстоящим экзаменам.
Но заставить писать сочинения не так-то просто, дети не очень любят писать сочинения, чаще мы получаем переписанные и скучные работы, или же списанные с Интернета. Как же сделать так, чтобы русский язык стал средством самореализации, творческим проявлением своего «я»?
Перепробовав множество методов, я нашла методику обучения написание письменной работы в самых маленьких формах. Это работа интересна в 5 классе. Индивидуальная работа приобретает новые черты. Но прежде чем, приступить к серьезным письменным работам приучаю акцентировать внимания на примере игры «Пятый лишний», где предлагаю детям картинки с рисунками на одну общую тему, среди которых есть рисунок с несоответствием. Затем предлагаю одному ученику придумать предложение с несоответствующим рисунком, следующему продолжить и так по отношению к одной группе, после они должны на память записать 4-6 предложения в зависимости от количества участников. И каждая группа работает в этом формате. За урок получается 3-4 сочинения с небольшим объемом.
Небольшие сочинения – миниатюры имеют следующие преимущества: небольшой объем (0.5 страницы тетради на 7-10 минут в начале или в конце урока), характер содержания: обычно это отклик на что-то. Есть возможность прочесть перед одноклассниками и получить формативное оценивание товарищей.
Сочинения характеризую по степени их завершенности. Во-первых, тезисы – небольшой текст, создаваемый обучающимися с целью приобретения речевых умений. Внимание, при этом, фиксируется на каких-то определенных сторонах наблюдаемого объекта. Например, «Снежинка» — внимание сосредоточено на отдельной детали этого явления.
Подготовка к сочинению. Работа над комментарием
... к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? ... интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте ... автором в диалог (спор или согласие) Я предлагаю вам попытаться это сделать на примере текста таджикского ...
Во-вторых, этюд – сочинение небольшого объема, текст которого составит часть будущего большого сочинения. Это помогает и в подборе материала к предстоящим работам, так как тетради я сохраняю, и пользуются они ими 6 классе. Например, «Снежинка» — тема этюда как речевого высказывания, которое станет частью большого сочинения-описания на тему зима.
В-третьих, миниатюра – небольшое сочинение, которое предусматривает завершенный характер. Например, тема «Снежинка» — предполагает завершенный текст, который дети пишут по своим личным наблюдениям.
Такие сочинения могут быть как классными, так и домашними. У каждого свои преимущества: первые интересны спонтанностью высказывания, вторые дают возможность совершенствовать текст. Моим ученикам больше нравится работа, которая проводится в классе, у них есть возможность к формативному оцениванию работу одноклассника. Такое сочинение читать интересно, слушаешь их импровизации, в которых раскрывается их индивидуальность.
Результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции обучающихся. Для уроков, на которых школьники пишут мини сочинения, характерен широкий познавательный фон: дети пристальнее присматриваются к окружающему миру, посещают библиотеку, используют комментарии из Википедии..
Применение таких методов приучает к поиску эпиграфов, пониманию литературных тропов, умению концентрироваться на выводах и писать свое мнение. Эти уроки обеспечивают ролевое разнообразие в учебной деятельности, т.к. при работе над текстом миниатюр их роли меняются: то они творцы (когда пишут сами), то слушатели (когда слушают сочинения одноклассников), то рецензенты или критики (когда высказывают свое мнение о сочинении товарища).
Важен каждый этап в работе над сочинениями: настрой на творчество, создание текста, прочтение, рецензирование. Активность школьников на всех этапах – показатель интеллектуального их развития, логического мышления и мастерства к использованию речевых оборотов.
Можно во время работы обратить внимание на некоторые приемы, опишу те, которыми сама пользуюсь.
Прием смотр знаний. Критерии заранее подготавливаю и знакомлю
Прием сотрудничества. Задана определенная тема, текст создается всеми вместе. Получается коллективное сочинение. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы.. По завершении работы текст выразительно прочитывается. Преимущество коллективного сочинения в том, что оно помогает найти школьнику форму самовыражения. Таким образам, при современной групповой работе учебная деятельность каждого ученика не только не превращается в анонимную, обезличенную, но, напротив, становиться более явной, ответственность каждого отдельного ученика возрастет. Он отчитывается и перед членами своей группы, и перед учителем. Если одному трудно передать словами то, что он увидел и почувствовал, то помогут товарищи.
Текст для работы папе было сорок лет славику десять ёжику и того меньше
... и искренность пока ещё главные черты характера человека. В раннем детстве дети не умеют ни лгать, ни хитрить. Таким мы и видим ... в рассказе Г. Горина. В руках мальчишек оказался лотерейный билет, выигрыш по которому, как думал один из них, — холодильник. Однако Славик, ... псу оно было нужнее, чем Алисе! Детство — светлая пора. Мысли и воспоминания о нём радуют! Вариант 3 Детство — это время, когда ты ...
Задания для коллективной работы:
-
Рядом с дорожкой, по которой дети идут в школу растут ясень, береза, сосна. Как они меняются осенью.
-
Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы.
-
В селе есть памятник сельчанам участникам ВОВ и во время уборки территории стараюсь акцентировать соответственно временам года на изменения.
-
С окон хорошо видны горы Заилийского Алатау, смотрим и представляем снегопад там. Дети рассказывают о нем
-
Скоро весна, все тает, с крыши свесились сосульки. Ученики описывают, какие они, что думают, о чем разговаривают. И т.п.
Монологический рассказ-импровизация – следующий прием, который особенно нравится моим ученикам. Предлагаю им «одушевить» предмет, рассказать о себе от 1-го лица. Лаконичная форма такого рассказа помогает найти «изюминку», которая вызывает общий интерес. Пятиклассники охотно фантазируют на темы природы: «Я ясень», «Я подснежник», «Я мари-каревна», «Я ветер », «Я травинка» и т.п. Пример сочинения: «Я марикаревна, такая бордовая, с солнышком посередине, которое греет мои лепестки. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики. С виду я, может, и не красавица, зато веселая при одном взгляде». Дети с интересом пишут на такие темы и с интересом слушают.
В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой работы – соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов полезны миниатюры А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Пришвина о природе. Например, такие:
-
Мороз и солнце…
-
Белая береза под моим окном
-
Зимняя, ясная ночь наступила.
-
Между тем метель не унималась;
-
В лазоревой воде, в жемчужных берегах….
-
Опять блистательное утро.
23 стр., 11138 словМетодика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах
... Именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе. Все вышеизложенное и определило выбор ТЕМЫ дипломной работы – «Сочинения-рассуждения как средство развития письменной ... проблем методики развития речи школьников является работа по формированию письменной речи. Конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в ...
-
Сирень цветет.
-
Никогда не поздно посадить дерево.
После написания сочинения прочитываются 2-3 работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста.
Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из путей усиления речевой направленности уроков русского языка. В заключение хочу сказать, что такие творческие работы – экономное, многофункциональное и эффективное средство формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся. Нельзя успешно осуществить всеобщее обязательное среднее образование, развить творческие силы каждого ученика, приучить к самообразованию, не пробудив охоту к учению.