Письмо выпускникам от сочувствующего учителя‑словесника

Сочинение

Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».

Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям «Этические нормы» и «Речевые ошибки».

Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.

18 стр., 8993 слов

Проблема – аргумент. Учимся правильно писать в части С по русскому языку

... Кремер «Музыкальные обертоны». Дина Рубина, «Концерт по путевке "Общества книголюбов"». О. М. Туберовская «В гостях ... согласны (или не согласны) с автором, и что-то добавить от себя в рамках проблемы. Если нет возможности полностью раскрыть проблематику текста через позицию автора (тексты ... переход между проблемой и комментарием: Размышляя над этой проблемой, автор… Для написания комментария было бы ...

Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.

Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.

Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.

Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Критерии оценки сочинения можно скачать . Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 2.
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 2.
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 1.

Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.

Всего можно получить за сочинение 23 балла.

Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?

Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.

(1) В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.

3 стр., 1135 слов

Совершенствование речевых умений, работа над м в эпистолярном жанре

... должны с вами познакомиться с особенностями жанра письма, предупредить возникновение речевых ошибок при написании сочинения в эпистолярном жанре. I . Давайте вспомним, с чего ... бы написать получше. 5 слайд: Учитель: Для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходят как публицистическая, так и литературно-критическая ... и все дружим между собой – папа, мама, сестра и я. Мама у нас хорошая. Только у ...

(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.

(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.

(24) Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.

2 стр., 529 слов

Книга в современном мире 7 класс

... настоящий поклонник современной музыки. Среди любимых жанров могу выделить поп, рок и ... печатной книги не уменьшилось, наоборот возросло. Ведь если мы стали меньше читать, это не означает что читать стали меньше весь Мир! Книга в современном мире Несколько интересных сочинений Я ...

(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для
отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические
события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.

По Фазилю Искандеру

Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:

После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:

Это предложение нужно исправить .

К этому предложению есть комментарий .

Сочинение первое

Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её. В данном тексте Фазиль Искандер показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.

Автор поднимает вопрос о влиянии книги на мировосприятие ребёнка, опираясь на собственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».

Отношение мальчика к обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями . Фазиль Искандер положительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял».

3 стр., 1001 слов

Что читают наши дети? Отчет о региональном этапе конкурса «С книгой по жизни»

... общеобразовательная школа». Информация о конкурсе «С книгой по жизни» размещалась на сайте ПОИПКРО: Работы победителей Конкурса отправлены на всероссийский уровень. Итоги Межрегионального конкурса сочинений «С книгой по жизни» буду подведены и объявлены только в ...

Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте . В «Алых парусах» Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем. На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что я не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык. Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.

Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ

(188 слов)

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).

  • К3. Отражение позиции автора — 1 .
  • К4. Аргументация — 1 (из 3).

  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).

  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).

Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.

Сочинение второе

«Это был роман-дом, где хочется жить…» Да, книги порой становятся целым отдельным миром для нас, миром заманчивым и непостижимым. Миром , в котором мы сами находим любимых героев, которым потом подражаем, миром , формирующим наш вкус, наши мечты и стремления. Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литература наравне с другими видами искусства оказывает неизгладимое влияние на восприятие действительности?

Фазиль Искандер в приведённом отрывке описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной». Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время, главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.

9 стр., 4435 слов

Рассуждение. 1.Необходимо ли современному человеку читать книги? ...

... 24 часа! Похожие сочинения на тему: Сочинение «Моя любимая книга» «Роль книги в жизни человека» — сочинение-рассуждение «Уважай мысли и чувства братьев своих» — сочинение Сочинение на тему «Рассказ старого учебника в библиотеке» с прямой речью Сочинение «Книга — наш друг ...

Разумеется, литература влияет и на литературных героев. В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно.

Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести Солженицына «Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснуться к ней , чтобы взять эту книгу в руки потом и постигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.

Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения. Хорошая литература прививает нам вкус , открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг? Так и жить будет неинтересно!

Тихон, 11 класс

(263 слова)

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 2 (из 3).

  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).

  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).

  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).

  • К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).

  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла

14 стр., 6874 слов

Сочинение история и человек в древнерусской литературе

... произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам. Вариант 2 С давних времен человечество передавало свою историю с помощью древнерусской литературы и фольклора. В древнерусской литературе ...

Сочинение третье

Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека. Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.

Автор до сих пор помнит жаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.

Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь. Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, любящая читать романы о возвышенной любви , придающая им большое значение, воплощает в жизнь мечты, желания, действия их героев: она мечтает о вечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе, её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев . А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, как героини её любимых романов.

Влияние литературы на человека также прослеживается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём противопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова . У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную, уважает только прикладные науки.

1 стр., 461 слов

Маленький человек в литературе

... гвардии, совсем не много, в остальном различные вариации этого типа. ` Маленький человек в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malenkogo-cheloveka-v-russkoy-literature/ Популярные сочинения Смысл названия романа «Отцы ...

Таким образом , можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.

Лера, 11 класс

(312 слов)

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).

  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).

  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.

Вы внимательно следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте. Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.

Желаем вам вдохновения и успеха!

Елена Владимировна Кузнецова, учитель русского языка и литературы