«Мастерская «Слово» / -повествование по данному началу/ 7 класс

Сочинение

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.

Организационный момент. Стадия вызова.

Сообщение темы урока, цели, задач урока

Восприятие разъяснений учителя

5 мин.

2.

Собирание мате-риала к сочинению. Стадия погружения.

Работа с афоризмами, словами, словосочетаниями, демонстрация слайдов

Пишут, читают, комментируют

15 мин

3.

Закрепление полу-ченных знаний: написание сочинений

Работа с предложениями (выбрать предложение, найти в нем проблему)

Пишут сочине-ние по данному началу

15 мин

4.

Презентация творческих работ

демонстрация слайдов

Читают свои сочинения

10 мин

5.

Стадия рефлексии

Обобщение и анализ проделанной работы в форме «неоконченное предложение»

Пишут, читают

5 мин

Ход урока.

I .Стадия вызова. На данном этапе важно пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь учащимся самим определить тему урока.

1.Читаю афоризм (слайд 1)

  • Древнегреческий мыслитель Горгий говорил: «… видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».
  • Как вы думаете, о чем говорит древнегреческий мыслитель в своем высказывании?

Скажите, ребята, как слово может вызвать радость, отвратить печаль?, Тема нашего урока «Мастерская «Слово». Запишите тему урока в своих рабочих листах

  • Как вы знаете, в любой мастерской что-то изготавливают, и мы сегодня в своей мастерской напишем небольшие сочинения.

В нашей мастерской есть правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы, потому что мы думаем;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!

Каждое правило напечатано на отдельном листе и крепится на магнитную доску, т.к. в течение урока учитель будет обращать внимание детей к этим правилам.

Цель урока: я сегодня предлагаю поработать со словом, думать над значением слова, вслушиваться в слова и попробуем написать свои тексты.

II. Стадия погружения.

Скажите, а какую роль играет слово в нашей речи?

Не случайно многие великие люди задумывались над ролью и значением слова в нашей речи. Посмотрите: перед вами лежат высказывания мудрых людей (желтые листы, см. приложение 2).

Прочитайте их, найдите афоризм (меткое выражение), который вам понравился. Зачитайте его. Как вы его поняли? Прокомментируйте. Слушаем высказывания детей.

Итак, приступим к работе со словом.

  • Посмотрите в окно, если окно далеко, то мысленно представьте то, что вы увидели бы в нем. Запишите это словами в свои рабочие листы. Читаем вслух.

  • Запишите самое нежное слово. Читаем вслух.

  • А какое слово для вас самое трудное? Читаем вслух.

  • Запишите самое радостное для вас слово. Читаем вслух.

  • Самое ранящее вас слово, то, которое причиняет вам боль? Читаем

вслух.

Учитель замечает, что дети думают, прежде чем записать слово, оказывается не так-то просто подобрать нужное слово.

Итак, мы увидели, какую силу имеет слово. Но слово в речи не живет само по себе, с каждым словом связаны определенные образы. (слайд 3).

Я предлагаю вам выполнить задание, в котором нужно найти соответствие понятия и образа на основе сходства по смыслу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух, сверяемся с ответами на слайде и комментируем свои ответы.

III. Закрепление полученных знаний. Написание сочинений.

Мы с вами увидели и услышали, что каждое слово наполнено определенным смыслом, а наиболее яркие смысловые оттенки слова проявляются в тексте. Давайте попробуем убедиться в этом. У вас на столе лежит карточка зеленого цвета (см. приложение 3), на ней написано 3 предложения. Выберите то, которое вам понравилось, показалось интересным. Прочитайте и скажите, скрыта ли в этом предложении какая-нибудь проблема? Прокомментируйте .

Я предлагаю вам написать текст, который бы начинался с того предложения, которое вы выбрали. Текст ваш может быть небольшим 10-15 предложений (т.е. вы должны развить мысль первого предложения, которое вы выбрали, и написать сочинение-повествование).

В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах.

Пишут .

IV. Презентация творческих работ.

Перед классом стоит стул – авторское кресло.

«Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами».

  • Я это предложение взяла из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (слайд 5).

    Послушайте, какой текст с этим предложением создал классик:

«Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы.

  • Так после ужина кадриль моя? – сказал я ей, отводя ее к ее месту.
  • Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь.
  • Я не дам, — сказал я.
  • Дайте же веер, — попросила она.
  • Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер».

«Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения».

Развертывание исследования

В данной работе мы рассмотрели фрагменты из произведений Л.Н. Толстого «После бала» и И.С. Тургенева «Ася». Оба писателя являются великими мастерами слова, которые с легкостью создают удивительные миры и передают глубину человеческих чувств.

Одним из интересных моментов, которые мы обнаружили в произведениях, является использование лексических средств выразительности речи. Это позволяет писателям передать настроение, эмоции и создать особую атмосферу в тексте.

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой описывает события, происходящие после вечеринки. Главный герой подходит к знакомому домику и обнаруживает, что все окна открыты, дверь раскрыта, а перед порогом лежат бумажки. Этот фрагмент создает ощущение загадочности и непонятности происходящего.

В свою очередь, И.С. Тургенев в повести «Ася» использует лексические средства выразительности речи, чтобы передать странность и подозрения главного героя. Он описывает, как он обнаруживает запертую калитку и перепрыгивает через обрушенное место в ограде. Затем он замечает небольшую беседку и уже проходит мимо нее. Этот фрагмент создает ощущение тайны и загадочности.

Изучение произведений Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева помогает нам понять, как мастерски используют писатели слова, чтобы создать особую атмосферу и передать эмоции читателю. Читая эти произведения, мы открываем для себя целую панораму лексических средств выразительности речи.

Заключение

В ходе нашего исследования мы рассмотрели фрагменты из произведений Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, которые позволяют нам увидеть, как мастерски используют писатели слова, чтобы передать эмоции и создать особую атмосферу в тексте. Изучение этих произведений помогает нам расширить наши знания о лексических средствах выразительности речи и погрузиться в удивительный мир литературы.

В заключение хочется напомнить о восточной мудрости, которая гласит: «Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!». Пусть наши слова всегда будут наполнены добротой и мудростью, и мы сможем создавать произведения, которые будут вдохновлять и трогать сердца читателей.

Домашнее задание:

Прочитайте рассказы Л.Н. Толстого «После бала» и И.С. Тургенева «Ася». Обратите внимание на использование лексических средств выразительности речи и попробуйте самостоятельно описать их воздействие на вас как читателя.

Список использованной литературы:

  • А.П. Кондрашов, И.И. Комарова «Великие мысли великих людей»
  • Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
  • И.С. Тургенев. Повесть «Ася»