Слайд 1 Мотивац Слайд 2 Слайд 3 НАСТЯ Слайд 4 Слайд 5 Нина Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Цели урока: -ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»; — подготовиться к работе над сочинением; -выявить особенности композиции рассказа; -анализируя произведение, понять его основную идею; ХОД УРОКА.
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока: «Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения по произведению. Как и для чего мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня. КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ — ИДЕЯ — РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я
Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году.
Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя. С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите». ? А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа? (уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи) Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй». ? Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного? ? Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему? ?О чем вы задумались, читая это произведение? ?Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? ( Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий). ? В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа: В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока. Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе. ? От чьего лица ведется повествование? Почему? ?Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком? (их двое) ?Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой — сам Иван Васильевич). ? Как автор относится к рассказчику? Докажите примерами из текста? Перед нами по существу своеобразный « Рассказ в рассказе ». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись) ? О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора? А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно. «…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением . Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().» ? как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? «Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг). ? Почему эти проблемы называются «вечными»?
Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала» ? С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала) Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны? Пюсовое — (устар.) темно-коричневое. Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб. ? А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего? ?Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении? ?Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова. ? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. ? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала? ? Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания. Примерная запись, сделанная в ходе анализа.
Спасибо. А теперь послушаем Алешу. Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа). (запись)С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение? ? Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первая колонка защищает полковника, третья – осуждает его. Вторая- делает выводы. Как участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.
Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире)? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением? ? О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом? ? О чем он старался узнать? ? На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека? В начале он гов, что дело в случае. Сам не понял до сих пор, что произошло. (На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но зато мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни). ? Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом? ? Какова же идея произведения? ?Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа? Значение рассказа огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видим, глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.
В чем хотел убедить нас, читателей, Толстой?
Тема 1. УТРО,ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ. Примерный план.
Тема 2. Полковник на балу и после бала. Примерный план.
Тема 3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании. Примерный план.
|