Уроки № 27-28 Р.р. -рассуждение по данному началу. 5 класс

Сочинение

«Уроки № 27-28 Тема: Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. 5 класс»

Уроки № 27-28

Тема: Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу.

Цель: научить учащихся писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и

доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт

личных наблюдений;

  • развитие речи и логического мышления;
  • воспитание нравственных качеств личности: любовь и уважение к близким.

Ход урока

І. Организация класса

ІІ. Актуализация

Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.

Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?

Что такое рассуждение?

Какова композиция рассуждения?

Что такое тезис?

Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?

Что пишем в заключении?

Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

( имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть

чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.

2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования:

  • аргументы должны быть убедительными, их должно быть достаточно для

доказательства вашего тезиса;

между тезисами и аргументами, между доказательствами должна присутствовать

логическая связь;

все приводимые факты должны быть убедительны для каждого, должны

подтверждать именно тезис;

— для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, несомненно, естественно,однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.

Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.

Можно использовать слова: таким образом; следовательно; поэтому; обобщив все вышесказанное, можно утверждать…

При рассуждении можно использовать вопросительные, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы и восклицания.

ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

Беседа с классом по теме сочинения.

5 стр., 2016 слов

Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс

... 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.) * Что такое аргументы? (Аргументы ... роли прилагательных в речи: 1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была ... 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29) (Начинается сочинение со вступления-тезиса). (Во вступлении сообщаются общие ...

Эпиграф к уроку

Не забывайте люди, что вы люди!

Не забывайте о соседях, стариках.

Не забывайте одиноких, слабых в будни,

Почаще думайте о них, как о долгах

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.

Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.

2. Предлагается текст, как начало сочинения

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?

(По Сухомлинскому)

3. Беседа

  • Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

1) Составление карты ассоциаций

  • учиться хорошо

Быть хорошим ребенком- это — оказывать любую помощь,

которая потребуется родителям

  • не грубить
  • не обманывать
  • не огорчать, а радовать
  • покинув родимый дом,
  • навещать как можно чаще
  • все прощать

2) — Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

  • Какую помощь вы оказываете родителям?
  • Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
  • Как мы должны относиться к старым людям?

Приводятся примеры из рассказа Паустовского «Телеграмма» (Хрестоматия 6 класс), Мамин- Сибиряк «Волки» (Литературное чтение 7 класс), дети сами рассказывают истории о которых читали, слышали , видели фильмы (Рассказ с коментариями)

3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут

осмыслить предстоящее сочинение.

Дополнительный материал

Высказывания знаменитых людей.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес

Самый счастливый человек есть тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.

Дидро

Ни один злой человек не бывает счаслив.

Ювенал

Нужно, чтобы о ком – нибудь болело сердце. Как ни странно, а без этого пуста жизнь.

В.В. Розанов

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н. Толстой

4) Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела…»

Слово учителя Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

«Черствость души- самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы… »

8 стр., 3711 слов

Настоящий герой или что значит быть человеком? Школьные сочинения

... 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не ... помощь женщине — вот это настоящий человек. А знаем ли мы, за его поступки? Настоящий герой На этом обзор истинных ... то, каким должен быть человек. Кто такой человек Конечно же, в статье речь пойдёт о понятии «человек» с социальной и моральной ...

  • Как вы понимаете эти слова?

ІV. Применение. Формирование умений и навыков

Высказывания детей по теме, аргументация ответов

Просмотр видеоролика Ксении Симоновой «Не опоздайте…»

Слово учителя

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского

«Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком!»

Cамостоятельная работа обучающихся над сочинением

V. Информация о домашнем задании

Написать сочинение по данному началу, озаглавить.

VІ. Подведение итогов урока