Уроки № 27-28 Р.р. -рассуждение по данному началу. 5 класс

Сочинение

Уроки № 27-28

Тема: Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. 5 класс

Цель: научить учащихся писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;

  • развитие речи и логического мышления;
  • воспитание нравственных качеств личности: любовь и уважение к близким.

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация

Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.

Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?

Что такое рассуждение?

Какова композиция рассуждения?

Что такое тезис?

Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?

Что пишем в заключении?

Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

(имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем-либо или опровергнуть чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

  1. Тезис – то, что требуется доказать. Высказывается какая-то мысль, четко сформулированная и доказуемая.
  2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования:
    • аргументы должны быть убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса;
    • между тезисами и аргументами, между доказательствами должна присутствовать логическая связь;
    • все приводимые факты должны быть убедительны для каждого, должны подтверждать именно тезис;
    • для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, несомненно, естественно, однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.

    Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

  3. Вывод (заключение) – обобщение вышесказанного.
  4. Можно использовать слова: таким образом; следовательно; поэтому; обобщив все вышесказанное, можно утверждать…

    При рассуждении можно использовать вопросительные, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы и восклицания.

    ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

    Беседа с классом по теме сочинения.

    Эпиграф к уроку:

    Не забывайте люди, что вы люди!

    Не забывайте о соседях, стариках.

    Не забывайте одиноких, слабых в будни,

    Почаще думайте о них, как о долгах

    13 стр., 6049 слов

    Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Рассуждение ...

    ... -нибудь проблемы. Структура сочинения-рассуждения состоит из вступления, тезиса, аргументов и вывода. Работа по теме урока Мы провели беседу на тему сочинения-рассуждения и определили круг вопросов, которые можно использовать для написания ... Звучит песня «Раненая птица» Учитель. Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на роке? А что такое экология? В какой опасности наша планета? Что ...

    Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение-рассуждение по данному началу на морально-этическую тему.

    Словарная работа: мораль, нравственность, этика, честь.

    Беседа

    • Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

    1) Составление карты ассоциаций

    • учиться хорошо

    Быть хорошим ребенком — это — оказывать любую помощь,

    которая потребуется родителям

    • не грубить
    • не обманывать
    • не огорчать, а радовать
    • покинув родимый дом,
    • навещать как можно чаще
    • все прощать

    2) — Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

    • Какую помощь вы оказываете родителям?
    • Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
    • Как мы должны относиться к старым людям?

    Приводятся примеры из рассказа Паустовского «Телеграмма» (Хрестоматия 6 класс), Мамин-Сибиряк «Волки» (Литературное чтение 7 класс), дети сами рассказывают истории о которых читали, слышали, видели фильмы (Рассказ с коментариями)

    3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут

    осмыслить предстоящее сочинение.

    Дополнительный материал

    Высказывания знаменитых людей.

    Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес

    Самый счастливый человек есть тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. Дидро

    Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал

    Урок литературы «Спешите делать добрые дела»

    Цель урока

    Сформировать у обучающихся навык делать добро и проявлять эмпатию.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя

    Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы поговорим о важности добра, об эмоциональной связи с людьми вокруг нас и о том, какими качествами должен обладать настоящий человек.

    Актуализация знаний

    Как вы понимаете слово «добро»? Что обозначает это понятие для вас? Почему нам важно делать добрые дела?

    Формирование навыков эмпатии

    Давайте попробуем вжиться в обстановку другого человека. Каждый из вас получит задание описать свой день, но в роли другого человека: матери-одиночки, бедного студента, бабушки-пенсионерки и т.д. Попробуйте прочувствовать их эмоции и переживания, написав максимально подробное описание их дня.

    Изучение цитат

    Давайте вспомним несколько знаменитых цитат о доброте и человеческих качествах:

    1. «Нужно, чтобы о ком — нибудь болело сердце. Как ни странно, а без этого пуста жизнь.» — В.В. Розанов
    2. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.» — Л.Н. Толстой

    Что вы можете сказать о смысле этих цитат? Согласны ли вы с высказываниями авторов?

    Чтение стихотворения наизусть

    Прослушайте стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела…». В чем, на ваш взгляд, смысл этих строк? Попробуйте проанализировать их и выделите для себя основные мысли.

    3 стр., 1076 слов

    Почему человек должен быть добрым?

    ... 11 класс Почему человек должен быть добрым? Несколько интересных сочинений Наталья Савишна ... людей. А тем более ответного добра. Но в мире множество случаев, к счастью доказывающие, что это совершенно не так! И делая людям добро люди ... человек должен быть добрым, если он действительно человек. Наперекор всем и всему. Причём если он - человек с большой буквы. Несмотря на всеобщее безразличие, нужно быть ...

    Формирование умений и навыков

    Давайте обсудим видеоролик Ксении Симоновой «Не опоздайте…». Что вам понравилось в этом ролике? Какие мысли и чувства он вызвал у вас?

    Итог урока

    Я бы хотел завершить урок словами В.Г. Белинского: «Главная задача человека — быть человеком». Надеюсь, наш урок помог вам лучше понять, какими качествами должен обладать каждый человек, и почему так важно делать дела — (6 класс)">добрые дела.

    Самостоятельная работа

    Напишите сочинение по началу «Доброта — это…» озаглавьте ваше сочинение.

    Информация о домашнем задании

    Подготовьтесь к докладу на тему «Доброта и эмпатия в современном мире».