Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к сочинению.
а) Подготовка к восприятию картины.
На доске записаны два слова: первый и последний .
– Прочитайте на доске слова. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый ? (первый зуб, первый грач, первый цветок, первый снег).
Первый снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломала, сокрушила,
Ткань густая облекла.
Эти светлые покровы
Шиты в мерку, в самый раз,
И чаруют белизною
К серой мгле привыкший глаз.
Посмотрите на экран. Какие чувства у вас вызывает первый снег?
б) Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский.
“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй”.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина “Первый снег”:
… Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Как говорит Бунин о том, что снег идёт? (“Снегом понесло”).
Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову “ понесло”.
в) Творческая работа. Игра “Оживи картинку”.
На столе рисунок, ватные разноцветные шарики, клей (изобразить первый снег).
III. Рассматривание картины.
а) Знакомство с творчеством художника.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова. Он был сыном крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: “Быть живописцем и никем более”. Художник Пластов создал множество ярких картин. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему близка и знакома.
Матисс анри «радость жизни» описание картины, анализ,
... Поднятое колено Портрет Делекторской Портрет жены художника Радость жизни Разговор. Семейный портрет Матисс писал:»Когда мне ... синем столе. Одалиска в красных шароварах. Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, ... раковиной. Натюрморт с устрицами. Многие картины Матисса выглядят так, будто это ... ярче и светлее по колориту. По свидетельству современников, Матисс в жизни был человеком ...
Картину “Первый снег” он написал в 1946 году. Здесь он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снега. В своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
б) Беседа по содержанию картины.
- Какое время изобразил художник? Почему вы догадались? ( Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)
- Какое время суток изображено? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)
– Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
в) Работа со словарём настроений.
– Посмотрите на экран, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
Радость Удивление
Испуг
Восторг Восхищение
Грусть
Волнение Беспокойство
Интерес
восторг, удивление, радость
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
– Что ещё показывает художник на первом плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Берёза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так хорошо в стороны.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чём это проявляется? (Снег покрывает всю землю, крыши деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Природа тоже радуется первому снегу.)
г) выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он тёмный или светлый? ( в картине преобладают тёплые и светлые тона: розоватые , бледно-голубые, голубовато-серые)
- А какой цвет главный и почему? (Главный цвет – розовый.
Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине часть берёзы, а не всё дерево? ( Хотел сказать, что в главное в картине – дети и их настроение.)
IV. Речевая подготовка к сочинению
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: (снег, берёза, земля, дети, ворона, небо).
- Попробуйте описать каждое опорное слово, характеризуя их действия.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Чувство восторга, радости при виде первого снега.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.)
- Выберите лучший вариант.
V. Составление плана сочинения.
- Давайте составим план сочинения.
- Что увидели дети, выглянув в окно? Это первый пункт.
1) Первый снег.
- Какое чувство вызвало у детей появление первого снега? Это второй пункт.
2) Радость детей.
- А как природа восприняла первый снег? Какими красками художник изобразил
в) Краски первого снега.
г) Моё отношение к картине.
VI. Сочинение по картине А.А.Пластова “Первый снег”.
- Давайте составим устный рассказ по плану.
- Запишите текст своего сочинения.
VII. Итог урока.
Дети зачитывают свои сочинения.