СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ
К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
Интегрированный урок развития речи (русский язык и изобразительное искусство)
Цели:
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е. И. Никитина; Дрофа, 2004; ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Методическое обоснование урока: создание собственного текста-описания по картине способствует развитию речи учащихся.
Ход урока
I .
II . Блок I . Учитель изо.
1. Краткое вступительное слово учителя изо о Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1939) К. С. Петров-Водкин — один из самобытных русских художников.
Заслуженный деятель искусств России (1930), живописец, рисовальщик, он писал портреты, натюрморты, жанровые картины.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) родился на Волге в небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапожника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наибольшее влияние на него оказал художник-преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Италии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с большим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. преподавал в Петроградской академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Две девушки», «девушки на Волге», «Мать. Петроград 1918г.», «Смерть комиссара», «Тревога», «За самоваром» и др.
В 1918–1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них большой философской и художественной глубины. В его натюрмортах поражают предельная верность изображения отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одним из лучших натюрмортов художника является «Утренний натюрморт», который вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.
— Что вы знаете о жанре натюрморт?
Учитель: Натюрморт, Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА «КУПАНИЕ КРАСНОГО ...
... К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, ...
Знай, что это…натюрморт.
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные веши, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи. рыбы, цветов (В Голландии — Класс, Хеда; во Франции Снайдерс и другие.).
Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей. животных, птиц и насекомых.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, Машков, Фальк. Пименов. Петров-Водкин и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но и мир человека, его мыслей и чувств. Для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи на картинах вовсе не мертвые, но живые. Почему вещи кажутся живыми? (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются).
В обширном наследии Петрова-Водкина особое место занимает натюрморт.
«Утренний натюрморт».
- Посмотрите на него внимательно. Что на нем изображено?(ответы уч-ся)
(Сразу же обнаруживаем на полотне большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Чего бы ей сидеть? Очевидно, люди еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании.)
- Внимательно рассматриваем содержимое деревянного стола. Что мы видим?
(Плотный букет полевых цветов (жёлтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку).
- Когда, с вашей точки зрения, был собран букет?
(Очевидно, цветы были собраны накануне, вчера, поскольку баночка наполовину заполнена водой).
- Как на дачном столике мог оказаться спичечный коробок?
(он необходим, чтобы разжечь самовар)
- Рассмотрим начищенный, как зеркало, латунный никелированный самовар в форме чайника.
(вместо краника – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышка от трубы лежит на столе).
- На столе обнаруживаем и куриные яйца. Это остатки ужина или только что сваренные яйца?
-Рассмотрим их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены. Откуда голубые и розоватые оттенки?
( одно яйцо отражается в грани самовара и на его белой поверхности отражается голубое блюдце. На другом яйце – рефлексы от розово-рыжего стола).
-Рассмотрим стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке. Чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз.
- Рассмотрим саму поверхность стола. Докажите, что стол этот дачный.
(стол с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с выцветшей (от старости или от попадания дождя) краской.
- Видны ли следы присутствия человека где-то рядом? Как мы можем об этом судить?
(если рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; ещё не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный восковой фонарик и брошенный рядом спичечный коробок).
По картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина
... который вот-вот наступит. Сочинение по картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина 4, 5, 6 класс 2 вариант На картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим весьма скромный завтрак в деревне. Художник показал простой деревянный стол без скатерти, на котором ...
- Как вы думаете, какие люди живут в этом доме?
(Здесь живут аккуратные люди: латунный никелированный самовар такой чистый, что блестит как зеркало. Хозяева этой комнаты любят цветы и животных – значит, они добрые, приятные люди).
- Какие цвета преобладают в натюрморте — тёплые или холодные?
(Тёплые: светло-коричневый, розовый, жёлтый).
- Как вы думаете, почему художник использовал в основном теплые цвета?
(Полотно насыщено утренним светом.
— Почему картина называется «Утренний натюрморт», поняли бы мы, что перед нами — «утренняя картина»?
(Да. Была ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички, она сменилась тихим, радостным утром. На столе завтрак: самовар, стакан чаю, вареные яйца. Полевые цветы в маленькой стеклянной вазочке. Простой деревянный стол, на открытой веранде, наверное, раз собака у стола тоже ждет завтрак. Но главное — утренний свет. Такой свет может быть только утром).
— Каким настроением проникнута картина?
(Настроение тихого радостного утра. Художник любуется простыми, скромными предметами. Наверное, это было очень счастливое утро!)
— Благодаря каким деталям преодолеваются характерные да натюрморта статичность, неподвижность изображения?
(Художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присутствия. К тому же система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто 3 раза преломляется в граненом стакане чая.
— Попытайтесь восстановить события, которые произошли до того момента, как художник взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.
(Художник встал рано — рано утром, с зарей, может быть, даже раньше: понадобились восковой фонарик и спички. Нарвал полевых цветов поставил их в вазочку для любимой жены. А она приготовила ему скромный завтрак. Вот оно — счастье! Такую картину художник не мог не нарисовать! Он взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.
Итак, мы видим насыщенное утренним ясным светом полотно. Послушайте, что пишет о цвете сам художник, Кузьма Сергеевич:
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувства зрения».
Мы видим, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.
«крестьянские дети», владимир маковский — описание картины
... и звание классного художника 1-й степени. Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, ... платок, чтобы не напекло голову ярким солнцем. Крестьянские дети уже с самых малых лет уже приучены помогать своим родителям по хозяйству, у каждого в семье есть свои ...
Музыканты передают чувства через звуки, сочетания звуков, превращая их в музыку. Писатели и поэты используют слово, а художники живописцы передают красоту окружающего мира с помощью цвета.
Художник создает живописными средствами неповторимый мир который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.
- А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.
«Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытым скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы – свежие;, наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим её сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.
Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьёзной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивлённо и радостно».
- Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине?
(Да, соответствует, в нём описывается натюрморт Петрова-Водкина).
-Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам понятен или нет? (для детей. Он очень простой и понятный).
-А с какой целью создан этот текст? (описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображённое на картине, создать приятное впечатление).
-Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен существительных, имен прилагательных и глаголов. (в тексте 94 слова, в том числе 26 сущ., 18 прил, 11 глаголов).
-К какому типу речи можно отнести этот текст и почему? ( текст представляет собой описание, в нем говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена сущ.-ые и прилагательные).
-Возвращаемся к названию натюрморта. Отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, её красоты и наполненности, передать присутствие людей, и всё это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенным на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.
2. Составление плана сочинения.
План
I .К. С. Петров-Водкин — один из самобытных русских художников.
II . Описание картины,
1.Полотно
2.
3. Восковой фонарик и спички.
4. Полевые цветы:
а) нежные голубые колокольчики;
- б) яркие желтые корзинки ромашек;
- в) белые пушистые комочки одуванчиков.
5. Маленькая стеклянная вазочка.
6. Скромный завтрак:
а) граненый стакан с чаем на блюдце;
- б) чайная ложечка;
- в) два вареных яйца.
7. Лагунный никелированный самовар.
Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного ...
... практической части дипломной работы. В четвертой представлена методика художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта. ГЛАВА I. НАТЮРМОРТ 1.1 ИЗ ИСТОРИИ НАТЮРМОРТА Изображение предметов известно в ... свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом. Натюрморт. Кто из художников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых ...
8. Край веранды и собака.
III . Эффект присутствия.
IV . Художник любуется красотой и значительностью простых предметов.
3. Систематизация рабочих материалов:
художник, автор картины, живописец; изобразил, показал,
передал, запечатлел; картина, репродукция картины, произведение .живописи
2) С целью создания художественного стиля и воздействия описательных языковых средств изобразительного образа на чувства и мысли читателей используйте словосочетания и предложения:
… картина как будто насыщена утренним, ясным светом…
… прошла ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички…
… настроение тихого, радостного утра…
… ощущение незримого присутствия человека…
… статичность и неподвижность, характерные для натюрморта, преодолеваются тем, что художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присутствия…
… система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто три раза преломляется в граненом стакане чая…
… художник любуется простыми, скромными предметами…
4. Создание черновика и его редактирование.
5. Написание сочинения в тетради по развитию речи.
IV . Итог урока.
Учитель предлагает учащимся по желанию прочитать свои сочинения.
V . Домашнее