- Определи, о чем ты будешь писать (тему).
- Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать (главную мысль).
- Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).
- Определи, о чем нужно сказать подробнее.
- Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
- Напиши первый вариант текста.
- Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочеты.
- Перепиши текст.
III. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
- — Еще раз посмотрите на картину. Немного о художнике. (слайд№2)
«Весна. Большая вода» — лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях. О грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах. О весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось бы описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой. Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым…
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней .
(слайд№9)
Тот, кто знает этот романс Рахманинова на слова Тютчева, уловит в мажоре его победное шествие весны, так музыкально тонко переданное Левитаном в картине .(слайд№3)
Конспект русского языка в 4 классе Тема. Обучающее по картине ...
... Слайд 4), (Слайд 5), (Слайд 6), «Поздняя осень» (Слайд 7 ). « Весна. Большая вода» ( Слайд 8) . Кто автор этих картин? - Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве. - Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, ... записанных предложений. IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Урок по развитию речи.) (Текст по репродукции картины.) Как справились с работой? ...
- — Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (Апрель.)
- Докажите, что это апрель. (Высказывания детей.)
- — Прочитайте высказывания, записанные на доске, объясните их смысл.
Апрель — пора большой воды.
Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Вода в апреле на лугу — сено в стогу.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над картиной
- — Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)
- Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные -золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)
- Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)
- Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)
- Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)
- Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.)
- С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)
- — Как изображено небо? Какое оно? (Оно бледно-голубое, лазурное, светлое, ясное, ласковое, бездонное.)
- Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)
- — Что еще изобразил художник? (Деревья.)
- Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще ист. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)
- Подберите прилагательные к слову березки. (Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные и т. п.) (слайд№4)
- — Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины. ) (слайд№5)
- Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)
- 5.Что вы видите на картине в центре? ( Берёзки, осинки, ёлка ) (слайд№6)
- 6.Что мы видим на заднем плане? ( Серые домишки, затопленные баньки. )(слайд№7)
7. — Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)
Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-рассуждению ...
... использовать? 2. Снег на картинах русских художников А) Первый снег на холсте А.А.Пластова; Б) Февральский снег на полотне И.Э.Грабаря. (описание + рассуждение) Физминутка Игра в кругу ... записать в тетради-помощнице) (Рассуждение) – Продолжаем работу и отправляемся в путь познания и исследования. 5. Первичное закрепление 1. Знакомство с картинами, проведение словарной работы, Аркадий Александрович ...
VI. Лексико-орфографическая подготовка
1. — Какие глаголы можно использовать в сочинении?
(Лучи: играют , улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.
Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.
Тени: ложатся , тянутся, ползут, отражаются.)
— Слова и словосочетания, которыми вы можете воспользоваться в своём сочинении:
вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь недавно, прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка- — челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная.
VII. Составление плана
- — Какие части мы выделяем в любом тексте? (Вводную, основную, заключительную.)
- О чем нужно сказать в водной части вашего сочинения? (О приходе весны.)
- О чем будете рассказывать подробнее? (О разливе реки, о половодье.)
- Какая это будет часть? (Основная.)
- О чем еще нужно рассказать? (О весне через небо, солнце, во дух, деревья.)
- Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к картине).
2. Примерный план.
Творческое рассказывание: рассказы детей о жизни лягушек
... детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой Свободное сочинение заключается в том, что ребенку ... 6 лет Алина Жила-была лягушонок Алина. Она часто грустила, так ... Охотятся на летающих насекомых. С деревьев эти лягушки слазят только для ... ребенок в речевом отношении, тем больше развиты у него воображение и творческие способностей. Творческий рассказ ...
- Весна пришла.
- Весенний разлив.
- Весна вступает в права (небо, солнце, воздух, деревья…).
- Мое отношение к картине. (слайд№8)
VIII. Устные рассказы детей
- — К сочинению можно подобрать эпиграф.
Эпиграф — изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.
- — Попробуем описать картину. (Слушаем рассказы детей.)
IX. Самостоятельная работа учащихся.
X. Проверка работ.
XI. Подведение итогов урока.
— Чему учились на уроке?