Вариант 1
Краткое сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина» (8 класс)
В старину многие живописцы занимались написанием портретов. Портретный жанр в те времена был очень распространен, так как фотографическое искусство тогда еще не было развито. Среди русских художников-портретистов своими работами известен Б. Кустодиев, живший в конце XIX – в начале XX века. Наибольшую известность в этом жанре получила картина художника под названием «Портрет Шаляпина».
Портрет знаменитого оперного певца, обладателя уникального голоса Ф.И. Шаляпина написан немного в необычной манере. Автор создает контраст между четким изображением фигуры в полный рост великого прославленного артиста и размытым, неясным фоновым изображением собравшегося на праздник простого народа.
Этот контраст еще усиливается тем, что человек, получивший мировую известность, запечатлен на каком-то возвышении, а городские жители и центральная площадь, где развернулось празднество, где-то там, внизу. Создается эффект недосягаемости. Возможно, художник специально использовал такой прием написания портрета известного человека, чтобы показать его величие и значимость для России тех времен.
Ф, И. Шаляпин изображен в дорогой, богатой верхней одежде и обуви. На нем надето синее, на коричневой меховой подкладке пальто, из такого же меха сшиты опушка рукавов, большой, широкий воротник и круглая шапка. Брюки у Шаляпина синего цвета в тон пальто. Полы расстегнутого пальто сверху не полностью раскрыты, под ними мы видим синий костюм, белую рубаху, изящный концертный галстук-бабочку, мягкий, теплый розово-голубой с полосками по краям шарф.
Голова артиста повернута в сторону, он смотрит куда-то вдаль, вниз. Возможно, что-то привлекло его внимание, или он просто задумался перед концертом или после выступления. Наверное, это один из городов, куда приехал на гастроли Шаляпин. Об этом говорит написанная крупным шрифтом афиша внизу с его фамилией.
Художник запечатлел нежную кожу лица, красивые ухоженные руки певца, перстень на отставленном мизинце правой руки, расставленные ноги в модной аккуратной обуви, изящную трость в левой руке, на которую он опирался. Также автор изобразил статную, стройную фигуру артиста, показал стильность, элегантность, привлекательность, совершенство и эффектность его внешнего вида.
По портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина
... портрет Шаляпина является одной из достойнейших работ художника. На этой странице искали : сочинение по картине коровина портрет шаляпина сочинение на тему портрет Ф И Шаляпина сочинение на тему два портрета шаляпина сочинение на тему портрет шаляпина сочинение два портрета шаляпина ... России получил звание Народного артиста Республики. Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить ...
У ног Шаляпина стоит его белый мопс и выжидающе смотрит на него.
На заднем фоне, внизу, изображено яркое и пестрое веселое гуляние: толпы народа, кони, запряженные в сани, ряженые, ярмарка, ледяные горки, яркие цветные шары, шатры и многое другое. И фигуру певца, и праздничную площадь с людьми – все это Кустодиев изобразил на фоне белого с голубыми оттенками снега и почти такого же зимнего неба.
Вариант 2
В жанре портретного очерка
Борис Кустодиев – знаменитый русский художник, вышедший из народа, занимался написанием пейзажей, иллюстраций, бытовых картин и портретов. Описывал национальный колорит и разностороннюю жизнь различных слоев населения на Руси того времени: простых рабочих, зажиточных и богатых крестьян, аристократов. Он не любил изображать трудную и несчастную жизнь людей. Автор старался показать позитивные ее стороны – народные праздники, гуляния, ярмарки, игрища.
Наиболее известны портретные работы живописца. Заказчики у него были не из бедных. Любопытный факт – для написания своих картин, даже портретов, Кустодиев часто использовал фон гуляния – толпы людей, нарядные здания, афиши и вывески, шатры, райки. Примером является одна из знаменитых его работ, «Портрет Шаляпина».
На первом плане картины мы видим главного героя – Федора Ивановича Шаляпина, знаменитого оперного певца, стоящего в полный рост на возвышении, смотрящего вдаль. Он одет в черные брюки, костюм с бабочкой, дорогое меховое пальто; на голове из такого же меха шапка. Из распахнутого пальто виднеется мягкий, теплый разноцветный шарф. Обут артист в лакированные туфли.
Правой рукой Шаляпин придерживает полу пальто, левой опирается на трость. У его ног белый мопс, преданно глядящий на хозяина. Скорее всего, художник нарисовал певца сразу после праздничного концерта, который тот давал в день Масленицы, развлекая люд своим разносторонним репертуаром.
На заднем плане картины мы видим масленичную ярмарку, толпы людей, коней, запряженных в сани, здания с вывесками, разукрашенные шатры, яркие разноцветные шары. Люди вышли, чтобы весело провести время, попраздновать, потешиться. На одной афише написано крупными буквами «Шаляпин». Но весь задний план выполнен нечеткими штрихами – это всего лишь фон, который привносит в картину яркость, веселье, русскую самобытность.
Полотно проникнуто праздничным настроением, доброжелательностью, всенародной радостью, атмосферой всеобщего праздника. Люди рады окончанию зимы, что скоро обильный снег начнет таять и наступит долгожданная весна.
А еще эта картина является свидетельством того, что и человек из народа тоже может стать знаменитым и приобрести мировую известность. И при этом всегда оставаться в душе русским человеком, помнить свои корни и любить Родину, как Ф.И. Шаляпин.