Конспект по литературе в 8 классе «Обучающее по поэме «Мцыри»

Сочинение

«Конспект урока по литературе в 8 классе «Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».»

Тема: Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока:

Методы и приемы:, Техническое обеспечение урока:, Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

— Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

— Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.

Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развернутые представления о жанре романтической поэмы

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа,

что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

— Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

— О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

(М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.

дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Ученик работает с текстом

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют

коррекцию , вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2.откровенное признание в чем-нибудь

3. сообщение своих мыслей, взглядов.

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности »

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

— Что для Мцыри свобода?

— Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

— Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

— Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

— Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Практикум.

Исследование текста.

— Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах…», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».)

— К чему стремится Мцыри? («Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».)

— Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?

Вывод: Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям».

Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины.

— Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии.

— Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига.

— Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

План

I Вступление.

Герой романтической поэмы

II Основная часть.

Мцыри — романтический герой

Прошлое героя

Монастырь-символ неволи

Основные черты характера Мцыри выражены:

  • А) окружающей обстановкой;
  • Б) в исповеди-монологе;
  • В) через цепь поступков;

Г) через художественные средства

4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

6) Критики о Мцыри

III Заключение.

Чем меня привлекает Мцыри?

Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное

Составляют план

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные : знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

— Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?

– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?

– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

– Каковы причины побега?( у него была мечта — вернуться на родину)

– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.

Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).

– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.

– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).

1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.

Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?

2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства).

Сформулируем основные тезисы.

— Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину.

— Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.

— Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.

Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой».

— Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)

Правила цитирования (запись в тетради):

а) цитата, как правило, заключается в кавычки;

  • б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;
  • в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.

ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.

Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные : устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Делают вывод

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Что значило жить в представлении Мцыри?

2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?

4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

1.Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

План

  1. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — поэма о свободной личности.

  2. Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

г) Бой с барсом.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

2.За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

План

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

  1. Мечты и стремления Мцыри

План

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

2. Жизнь «в плену» — это не жизнь.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие — главное качество героя.

Вступления

1) Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Первона­чальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в неоконченной поэме «Исповедь» — в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму.

В поэме «Мцыри» романтический герой предстает в нео­бычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это от­ражение в поэзии тени его собственной личности», — пи­шет В. Г. Белинский.

2) Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Историю жизни человека, способного на многое, но не имеющего возможность проявить себя в жизни описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри».

  1. В основе сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лежит рассказ о трагической судьбе вольнолюбивой натуры — Мцыри. Герой поэмы ребёнком попал в монастырь. Он был на волосок от смер­ти, но монахи, вылечив и окрестив подкидыша, вос­питали его в христианском духе. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъяснял­ся по-грузински, он был «готов во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в его душе жила страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слеза­ми и тоской». Единственной его мыслью была мысль о побеге. И однажды во время грозы герой все-таки совершает побег. На свободе он хотел выяснить для себя вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет ро­димся мы». Он хотел «узнать, прекрасна ли земля».

4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

Заключения

1) Образ Мцыри — одно из лучших творений гениального сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В. Г. Белинс­кий писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Герой этой прекрасной поэмы является воплощением свободолюбия, силы духа, любви к родине, жажды борьбы. Именно такие романтичес­кие образы всегда будут служить примером для будущих по­колений, «призывом гордым к свободе, к свету».

2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня…

3) Мцыри не разочаровался, он не изменил себе, до последнего вздоха сохранил в душе мечту о родной стра­не, о свободной жизни. Герой унёс «в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор».

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.

  1. Подбор цитат

«Дитя неведомой страны», «сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». «Кругом меня цвел божий сад». «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли», «блаженство вольности познал». «На мне печать свою тюрьма оставила», «одна, но пламенная страсть», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «люди вольны, как орлы».

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

  • ..Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.,. …Казалось, что слова людей Забыл я…

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил…

Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!

Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.

Цель : раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

1. Повторение:

— Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни…»расположены в поряд­ке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)

  • В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Пес­ней. ..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы зна­комство с его творчеством начиналось с «Песни…»?

  • Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Пес­не. ..»? (Прежде всего, былинные традиции, традиции народ­ных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны — традиции народной песни, плача.)
  • Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
  • Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — за­мужняя женщина?

2. Характеристика героев. Беседа по 2 части произведения

  • Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? (В начале второй главы отметим детали, точно рисующие быт того времени: «Отзвонили вечерню во святых церквах…»;
  • «За­пирает Степан Парамонович / Свою лавочку дверью дубовою / Да замком немецким со пружиною…»;
  • «И пошёл он домой… за Москву-реку» (купеческие дома в Замоскворечье).

    Объясним де­тям, что замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростово­лоситься», которое означает «опозориться, осрамиться»).

  • По каким приметам можно утверждать, что купец предчув­ствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впе­реди будут тревожные события.)

  • Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)

  • В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).

    • Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
    • Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немило­сти»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?
    • Что вы знаете о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного.

    Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.

    • Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она гово­рит об этом?

    — Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? (В этой части нет оценки поступка Кирибеевича от имени гус­ляров, но в описании переживаний Алёны Дмитревны мы видим что гусляры сочувствуют ей: И услышав то, Алёна Дмитревна Задрожала вся, моя голубушка, Затряслась, как листочек осиновый, Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася).

    • Почему купец Калашников принимает решение биться с цар­ским опричником?

    • Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей се­мьи?

    — Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

    • Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?

    • Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?

    • Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей се­мьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим».)

    • Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.

    В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также ви­дим оценку поступка Кирибеевича:

    • ..Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич…

    (Расскажем детям, что в описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, со­бытиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал са­мочинно превратить охотницкий бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича купцом было вос­принято как преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова вы­глядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда).

    — Читаем описание схватки. (Калашников ударил Кирибеевича не по прави­лам — в висок, но при этом не приводят никаких ссылок, на каких основаниях можно считать этот удар запрещённым. В самой песне нет никаких указаний на то, что это нарушение правил. Мы считаем, что нет необходимости акцентировать внимание на ударе Калашникова: не этот удар является причиной гнева Гроз­ного, а само превращение охотницкого боя в судебный поеди­нок).

    • Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?

    • Каким представляется нам царь Иван Грозный? (Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы

    его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.

    • Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

    • Почему царь приказал казнить победителя в честном кулач­ном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

    • Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.

    Сравним эти строки с отрывком из народной песни «Василий и Софья»:

    • . .Старый идёт — богу молится да наплачется,

    Пожилой идёт — удивляется,

    Малый идёт — натешится, наиграется!

    — Какое отношение народа к герою выражают гусляры?

    • Какие художественные приемы используются в поэме? Ка­кова их роль?

    • Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?