Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?

Сочинение

Поэма Лермонтова «Мцыри» – романтическая поэма о Свободе. Хотим мы этого, или нет, но в этом прекрасном произведении с одухотворенными пейзажами, роскошными описаниями природы отражена и борьба горцев с царизмом, и стремление русского царизма сделать свободолюбивые кавказские народы своими подданными (а также защитить свои территории от множества свободолюбивых разбойников).

Жизнь в монастыре

Мальчик был увезен из родительского дома русским генералом. Только случай стал причиной того, что ребенок остался в грузинском монастыре. Ребенок долго дичился монахов. Но доброе к нему отношение простодушных служителей Божьих смягчили сердце ребенка. Он научился понимать язык, был крещен, (возможно, не очень понимая, для чего это нужно), исполнял обязанности послушника. Его жизненное пространство было ограничено стенами монастыря, пределов которого он никогда не покидал, а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой.

почему Мцыри сбежал из монастыря

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так почему же Мцыри бежит? Что движет им и к чему он стремится?

Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал, как плен. Монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. Перед кончиной юноши чернец обращается к нему,просит покаяться, боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину и свободу, узнать, что такое настоящая жизнь, “узнать,для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”.Также Мцыри стремился познать самого себя.

3 стр., 1230 слов

Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

... читают: Картинка к сочинению Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского) Популярные сегодня темы Наверное, нет в целом мире ни ... исключительно по доброте душевной. Когда мальчик вырос он часто, вспоминал эту учительницу, поскольку она была ... в какой-нибудь день игра не заладилась. Игра на деньги между учительницей и ее учеником была связана с тем, чтобы ее одиннадцатилетнему мальчику было, на ...

И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать страх “грозящей бездны на краю”, жажду и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел. Мцыри одерживает нравственную победу.Таким образом, счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мятежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту.Не зря В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает стать хозяином, а не рабом судьбы. Поэма М. Ю. Лермонтова ставит перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

Об исповеди

Пришедший исповедовать юношу, старик, хотел получить ответ на вопрос, почему Мцыри сбежал из монастыря. Приняв у генерала умирающего ребенка, он выходил и вырастил его, был духовным наставником. Старик был уверен в том, что Мцыри хорошо в монастыре, что он уверовал в Бога, и станет прекрасным монахом. Ему было невдомек, что в юноше пробуждаются жизненные силы, что он хочет любить и быть любимым, жить полноценной мирской жизнью. Ведь никто из монахов, живших в этом монастыре, не родился здесь. Все они прошли определенный жизненный путь. Только невзгоды и разочарования, может быть, потери близких привели их сюда.

5 стр., 2390 слов

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

... монастыря, пределов которого он никогда не покидал, а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой. Сочинения Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве ... героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме ...

Мцыри бросает упрек старику в том, что хотя тот его спас от смерти, жизнь стала для него пленом. По мнению Мцыри, старик хотел, чтобы ребенок «в обители отвык от этих сладостных имен»: отец и мать.

Молодостью, жаждой испытать радости жизни, стремлением вернуться туда, где был счастлив в ребячестве, стремлением к свободе объясняется побег Мцыри из монастыря.

Сочинение на тему “Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова “Мцыри)”

Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии.

Сюжет поэмы заключается в следующем: Мцыри, практически всю сознательную жизнь воспитывавшийся в монастыре, сбегает из своей тюрьмы и проводит три чудесных дня на свободе, среди природы. Эти дни отнимают у Мцыри все силы, он возвращается в монастырь в немощном состоянии и там умирает.

Сбежав из своей «тюрьмы», герой мечтает попасть на свою родину, в страну предков, о которой у него до сих пор сохранились самые прекрасные воспоминания. Можно сказать, что его зовет туда кровь, там он жаждет обрести не только свободу, но и найти самого себя:

Я цель одну-

Прийти в родимую страну-

Имел в душе.

Мцыри невыносима монастырская жизнь. Его натура жаждет свободы, простора, приключений, битв, насыщенной событиями жизни. Только сбежав из монастыря, он понимает, что такое счастье, только тогда ему стало доступно это состояние.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Среди природы герой чувствует себя естественно, юноша ощущает себя частью всего сущего. Ведь в природе он как раз и видит проявление главного могущества во Вселенной – Бога. Мцыри чарует величественность открывшегося перед ним мира. Символично то, что в ночь побега героя природа тоже будто взбунтовалась, разразилась буря, которая не пугает, а скорее зачаровывает юношу. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это «братья в пляске круговой», горные хребты – в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе:

Кругом меня цвел божий сад. Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж листов…

Все это напоминает герою о его далекой родине. Мцыри вспоминает о своем отце, помнит его оружие, вспоминает рассказы стариков, песни своих сестер. Одно из самых ярких его воспоминаний – это его игра на белом песке недалеко от горного потока:

2 стр., 720 слов

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

... теперь никто не увидит. Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из ... оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой. Побежденный, он духовно не сломлен и остается ... его соответствия мечтам и идеалам. Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в ... ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого ...

В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил.

Тоска по родине, мечта вернуться на родную землю даже не дают Мцыри возможности познакомиться с повстречавшейся ему прекрасной грузинкой. Эта девушка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Ведь он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Но Мцыри заблудился, потеряв из виду свой главный ориентир – горы.

За три дня, проведенных среди природы, герой не дошел до родной стороны, но он как бы слился с природой, получил то, что никогда не мог дать ему монастырь – ощущение собственной силы. За это время юноша словно перерождается. И кульминацией этого перерождения становится, безусловно, его схватка с барсом:

Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.

Мцыри побеждает дикого зверя. Это час его триумфа. Благодаря этой победе он осознает, что если бы жил на родине, то там стал бы знатным воином. Для него это очень важно, ведь он победил не только барса, но и рабский дух монастыря.

Тем не менее, монастырская жизнь все же негативно сказалась на здоровье героя и его духе. Мцыри был счастлив на воле, но он не приспособлен к такой жизни. Слившись с природой, он все же боится стихийных сил. В итоге юноша возвращается к монастырю. Но, несмотря на ощущение близкой смерти, дух его не сломлен. Мцыри просит перенести его в монастырский сад, дабы после смерти вновь воссоединиться с прекрасным, вольным миром природы.

Герой лермонтовской поэмы бежал из монастыря, чтобы обрести самого себя, воссоединиться с природой. И за эти три небольших дня он переживает целую огромную жизнь. Мы понимаем, что после смерти дух героя обязательно отправится к родной земле и будет там навеки вольным.

Спроси — ответы по учебе

Mobile menu

Закрыть Задать вопрос

  • Главная
  • Категории
  • Как работает сервис?
  • Сообщество
  • Бонусы и награды
  • Статьи

Главная / Вопросы / Q 1162 Следующий

Активный

Андроид

  • 2676 Вопросы
  • 14 Ответы
  • 1 Лучшие ответы
  • 178 балл.

Смотреть профиль

Андроид Ученик Спросил: 07.05.2019Предмет: Литература

  • 542
  • 0
  • Поделиться в Facebook
  • в Twitter
  • в WhatsApp

Ответ

1 Ответ

  • По голосам
  • Старые
  • Новые
  1. Marishka_Grishina

    • 0 Вопросы
    • 201 Ответы

  2. 0 Лучшие ответы
  3. 1032 балл.

    Смотреть профиль

    8 стр., 3985 слов

    Три дня на воле мцыри . Как Мцыри провёл три дня на свободе Что ...

    ... беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес ... предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу. Вариант 2 Мцыри является главным героем произведения Лермонтова. С самого детства ему приходится несладко, ...

    Marishka_Grishina Кандидат наук

    Добавлен на вопрос от 16.05.2019 в 14:30

    Трудно кратко ответить на этот вопрос, поэтому советую посмотреть уже готовые работы. Например, https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/pochemu-mcyri-bezhal-iz-monastyrya-8-klass Вот небольшая цитата, которая отражает общую мысль: «Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности. Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.»

  • Ответить

Ответить на вопрос

Отменить ответ

Вы знаете, как ответить на вопрос правильно? Скорее войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить ответ.

Sidebar

Задать вопрос

Прочитайте отрывки из рождественских рассказов. 1. Что их объединяет? Объясните, почему авторы перед трагическим финалом своих произведений описывают радостные моменты жизни главных героев. 2. Аргументируйте свой ответ, используя цитаты и изобразительно-выразительные средства. Объем 100 — 120 слов. Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,- совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!» — Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, — но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. -Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их. (Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») В большой голове происходила странная, мучительная, но в то же время радостная работа. Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка, и под этим пристальным взглядом он становился больше и светлее, и крылышки его начинали трепетать бесшумным трепетаньем, а все окружающее — бревенчатая, покрытая копотью стена, грязный стол, Сашка, — все это сливалось в одну ровную серую массу, без теней, без света. И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь. К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была ее душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь.

34 стр., 16517 слов

В начале жизни школу помню я учащихся (5 класс)

... название сборника, куда в дальнейшем войдут лучшие сочинения из истории родного лицея. («Ждём перемен», «Учитель, Перед именем твоим…», «Переменка», «Класс!», «Есть контакт!», «В начале жизни школу помню я»… и т.д.) ... Петровны старались всегда быть пай-мальчиками: как же – классный руководитель! Однажды удивил Лидию Сергеевну: сам поднял руку и ответил блестяще. У Лидии Васильевны Сафроновой ...