Побег Мцыри из монастыря и его цель рассуждение

Сочинение

Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб “узнать, прекрасна ли земля”, “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы” и чтоб “пройти в родимую страну”. Что увидел Мцыри? Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: “пышные поля”, холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15).

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому. Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова (“запели птички”, шакал “плачет, как дитя”, змея скользит, “играя и нежатся”).

Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему “божьим садом”, и грозные, суровые: “груды темных скал”, разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Поэтому пейзаж в “Мцыри”, несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя.

2 стр., 630 слов

,Мини- «Мцыри, прошлое героя»

... просторе над пучиною шумит. напишите 8-10 предложений Ответов: 3 Знаешь правильный ответ? Мцыри. прошлое героя. мини сочинение…. Ответ будет доступен через 20 секунд Вопросы по предметам История, 28.09.2019 ... другое. С детства не получив того, что должно было принадлежать ему по природе (свобода, родина, привольная жизнь в диких краях), он как бы навёрстывает упущенное, ...

Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря о виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: “горящая бездна”, “сердитый вал”, “волшебные голоса” и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, “прозрачная зелень листов”реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты. Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, “хребты, причудливые, как мечты”; деревья, шумящие “толпой, как братья в пляске круговой” и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. “Как братья в пляске круговой”- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; “причудливые, как мечты” – образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как “стройна, как тополь”, “горящих, как алмаз”, “плакал, как дитя” и т. д. и таких эпитетов, как “юность вольная”, “объятья жадные”, “родина святая”. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, “прекрасна ли земля?”. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы – вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня “блаженными”, он говорит, что его жизнь без этих дней “была б печальней и мрачней бессильной старости” Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

8 стр., 3633 слов

Мцыри – характер и образ главного героя

... в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел. Характеристика образа Мцыри с цитатами в поэме ... поэму, невольно проникаешься состраданием к нему. Характеристика главного героя Мцыри Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. ... в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, ...

Вариант 2

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Особенности монастырской жизни

как возникло христианство, и в каких условиях формировался быт монахов

В то время, когда были построены первые монастыри, церковь существовала отдельно от государства. Тогда монахами становились только те, кто этого хотел. Через несколько десятилетий произошло объединение государства и церкви. В монастыри стали отправлять людей, которых нужно было наказать.

2 стр., 940 слов

Жизнь Мцыри в монастыре — рассказ

... И ему так горьки мысли, что он не погиб от полученных ран, а волею судьбы вернулся в свой плен. Жизнь Мцыри в монастыре Несколько интересных сочинений ... и родное село, и его обуревает тоска по дому. Свою жизнь в монастыре он характеризует как плен, и если бы в его власти он поменял бы свою жизнь, и ... и в его молитвах. Мир, который он себе представляет, красочен и прекрасен, и окружающий мир и люди, ...

Согласно уставу, постриг принимался добровольно, а на практике дела обстояли иначе. Среди монахов оказывались неугодные политики, женщины, от которых нужно было избавиться, а также люди, приговорённые к казни. В некоторых случаях лишение жизни заменяли пожизненным заточением. Было ещё много причин, почему человека могли отправить за стены церковного заведения.

Монастыри символизировали неволю, ведь покинуть их было очень сложно, а побег зачастую означал гибель.

Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря

Героем поэмы является грузинский мальчик, который все детство провел в монастыре в окружении религиозных монахов.

Мцыри вырос одиноким юношей в мире молитв и постов, постоянно тоскующим по родной земле и мечтающим вернуться в семью. Перед принятием монашеского обета Мцыри решает совершить побег из ненавистного для него места.

Мысли о побеге посещали юношу с момента, когда привезли в монастырь, и она всегда думал о возможности добраться до родины и надеялся увидеть огромный мир, которого был лишен все годы детства в монастыре. В своих фантазиях Мцыри представлял кавказские горы, зеленые поля, родное село, близких людей.

Наконец, мечта юноши осуществляется, в ночную грозу он покидает стены монастыря.

Несколько дней Мцыри блуждает по лесным дебрям, страшась людей, страдая от холода и голода, не имея возможности нигде переночевать. И, несмотря на физические страдания, он ощущает в это время огромный прилив счастья, поскольку осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни.

Но перед юношей стоят и второстепенные цели, которые он хочет достигнуть, убежав из монастыря. Мцыри, являясь истинным романтиком, желает познать все прелести земной жизни и насладиться ими в полном объеме. Он тонко чувствует красоту природы и впечатлен внезапно охватившим его родством с земной стихией.

Независимый характер юноши всегда подсказывал ему, что жизнь в закрытом монастыре не была предначертана для него, он родился на этой земле для свободной жизни. Нахождение в монастыре ощущается им как тюремное заключение, а гордая душа рвется на волю беспрестанно.

За то время, которое молодой человек проводит вне монастыря, он обретает физические и духовные силы.

В один момент на одинокого мужчину нападает хищный барс и Мцыри, прежде слабый и робкий юноша, вступает в смертельную схватку с животным. В этой битве Мцыри одерживает победу, но хищник оставляет на теле юноши раны, несовместимые с жизнью.

Пытаясь найти дорогу из леса и преодолевая боль пот полученных ран, Мцыри снова натыкается на монастырские стены, где в бреду перед самой кончиной признается старому служителю монастыря о самых счастливых днях своей недолгой жизни.

К сожалению, юноше не удалось добраться до родной земли и увидеть близких людей, но это время, что он провел вне монастыря, он прожил независимым человеком, ощутившим в полной мере, что значит дышать вольно, легко и свободно.

6 стр., 2645 слов

Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? ...

... Молодостью, жаждой испытать радости жизни, стремлением вернуться туда, где был счастлив в ребячестве, стремлением к свободе объясняется побег Мцыри из монастыря. Сочинение на тему “Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова “Мцыри)” Произведение написано в ...

Рассказав о судьбе свободолюбивого молодого человека, поэт раскрыл в произведении всегда влекущую его тему стремления к свободе, независимости, а также человеческой возможности обретения счастливой жизни. Свобода – жизненно необходимое качество живого организма и пускай она будет недолгое время присутствовать в жизни человека, на самая главная цель каждого – ощутить ее и постичь.

История создания поэмы

Михаил Лермонтов был болезненным ребёнком, поэтому бабушка возила его на Кавказ. Целебный воздух и минеральные воды способствовали укреплению здоровья, а великолепные пейзажи будоражили воображение. Маленький Миша слушал увлекательные легенды, знакомился с обычаями кавказских народов, и постепенно в его голове возникла идея изложить в поэтических строках историю героя, готового погибнуть за высокие идеалы.

В дневниках есть такие строки:

  1. «Написать записки молодого монаха».
  2. «Страстная дума таится — Идеалы».
  3. «Не читал ничего, кроме священных книг».

От возникновения идеи до написания поэмы прошло более 10 лет. Всё это время Михаил Юрьевич не мог найти идеалы, достойные того, чтобы главный герой был готов за них погибнуть. Уже будучи взрослым, он неоднократно приезжал на Кавказ, впитывал впечатления, любовался величественной природой, но не мог найти основу для сюжета.

В одну из поездок поэт познакомился с монахом, который рассказал, как ему пришлось вырасти среди послушников и со скольки лет он жил в неволе. В детстве его привезли в монастырь и оставили на послушание. Ребёнок болел, поэтому генерал Ермолов не мог везти его дальше. Когда сирота вырос, он делал попытки убежать, но все они оказались неудачными. Во время одного побега он чуть не погиб. Оставшись в монастыре, он посвятил свою жизнь служению Богу.

Рассказ поразил Михаила Лермонтова. Он понял, насколько близки ему переживания маленького мальчика, которому пришлось стать монахом. Так в его воображении возник целостный образ романтического произведения.

В 1837 г. монах рассказал ему свою печальную историю, а в 1839 г. была написана поэма «Мцыри».

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Лизаветы Прокофьевны в рассказе Идиот Достоевского сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.

  • Характер Печорина в главе Тамань (как раскрываются черты характера)

    Название романа «Герой нашего времени» своего рода вызов М.Ю.Лермонтова. Писателя интересует история души человеческой. Почему Печорин таков? Почему автор считает его лучшим представителем своего поколения?

  • Другие
  • Сочинение рассуждение на тему Культура 15.3 9 класс ОГЭ

    Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

  • Сочинение Образ жизни Обломова и Штольца (сравнение)

    Гончаров Иван Александрович своим романом под названием Обломов, смог преподнести читателю совершенно две разные жизни людей. Они были полной противоположностью друг к другу. Сам роман построен на психологии.

    5 стр., 2390 слов

    ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

    ... стенами монастыря, пределов которого он никогда не покидал, а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой. Сочинения Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве ...

Мцыри в монастыре

всё это поспособствовало выздоровлению

Монахи не думали о том, какой веры ребёнок. Они окрестили его, и мальчик стал христианином. Шли годы, сирота проводил всё время в молитвах и трудах, при этом он всё чаще задумывался о побеге. Жизнь в монастыре Мцыри совсем не прельщала, он мечтал дышать полной грудью и совершать подвиги.

Цели побега , . Мечты мальчика занимали простые вещи, например:

  • родной аул;
  • духовная свобода;
  • любовь к родине;
  • общение с людьми на родном языке;
  • природа тех мест, где он родился;
  • возможность жить так, как хочется.

Цели побега Мцыри из монастыря были такими:

  • избавиться от нравственных оков;
  • ощутить вкус свободы;
  • взглянуть на дальние края;
  • «узнать, прекрасна ли земля» (цитата).

По сюжету Мцыри совершает побег во время грозы. Можно считать, что пленник достиг своей цели. За 3 дня он увидел немало, в том числе ему пришлось столкнуться с барсом. Юноша вышел победителем из жестокой схватки. Израненный когтями зверя, он вернулся к стенам монастыря. Казалось бы, побег закончился неудачей, но это не так: пленник почувствовал, как волнительна свобода, ощутил её сладость и насладился полнотой жизни.

Он понял, что «в краю отцов» мог бы стать героем, но судьбой предназначено другое. Из того, сколько дней Мцыри отсутствовал в монастыре, следует, что ему пришлось пройти длинный путь. Юноша убедился, что всё, о чём он думал, находясь за стенами церковного здания, оказалось правдой. Свобода именно такая, какой представлялась, и самое важное то, что главному герою всё же удалось осуществить свою мечту — вырваться из оков.