«Конспект урока по литературе в 8 классе «Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».»
Тема: Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».
Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.
Тип урока:
Методы и приемы:, Техническое обеспечение урока:, Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент. |
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) — Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. — Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме |
Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развернутые представления о жанре романтической поэмы Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского. … что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г. Белинский — Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему? 1)- Продолжите высказывание: Главная черта Мцыри -… -Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26) — О чем просит герой? -Каково его душевное состояние? -Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? -Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? -Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.) Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди? (М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри. дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя) |
Ученик работает с текстом Отвечают конспекты, работают с биографией автора |
Регулятивные: осуществляют коррекцию , вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Слово исповедь имеет следующие значения: 1. Покаяние в грехах перед священником; 2.откровенное признание в чем-нибудь 3. сообщение своих мыслей, взглядов. -В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? -В чем же откровенно признается Мцыри монаху? -Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » -Что роднит Лермонтова с его героем? (Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.) — Что для Мцыри свобода? — Чем Мцыри близок самому Лермонтову? — Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри? — Почему Мцыри не нашел пути на Родину? — Был ли в жизни Мцыри счастья миг? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока. |
Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать Практикум. Исследование текста. |
— Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах…», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».) — К чему стремится Мцыри? («Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».) — Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)? Вывод: Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям». Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины. — Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии. — Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига. — Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных». План I Вступление. Герой романтической поэмы II Основная часть. Мцыри — романтический герой Прошлое героя Монастырь-символ неволи Основные черты характера Мцыри выражены:
Г) через художественные средства 4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме. 6) Критики о Мцыри III Заключение. Чем меня привлекает Мцыри? |
Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное Составляют план |
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные : знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. |
— Свободен ли Мцыри? – Каким образом Мцыри попал в монастырь? – Какое впечатление производит Мцыри – ребенок? – Как рос? Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы. – Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры: «Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе» (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей) – Каковы причины побега?( у него была мечта — вернуться на родину) – Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли. Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя). – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста. – Какая черта характера им двигала? Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении). 1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри. Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло? 2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы. — Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину. — Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле. — Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить. Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой». — Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.) Правила цитирования (запись в тетради): а) цитата, как правило, заключается в кавычки;
ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям. |
Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. |
Регулятивные : устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1) Что значило жить в представлении Мцыри? 2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»? 3) Почему Мцыри не нашел пути на родину? 4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
1.Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.
План
-
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — поэма о свободной личности.
-
Три дня странствий.
а) История Мцыри. Причины побега.
б) Восхищение природой.
в) Встреча с грузинкой.
г) Бой с барсом.
д) Желание вернуться в страну отцов.
3. Отсутствие сожаления о произошедшем.
2.За что любит Лермонтов юношу Мцыри?
План
1. Мцыри – идеал поэта.
2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.
3. Жизнь в монастыре не сломила.
4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.
5. Не могут остановить опасности.
6. Он честный боец в битве с барсом.
7. Постоянно думает о Родине.
8. Отсутствие сожалений о побеге.
9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.
-
Мечты и стремления Мцыри
План
1. Мцыри – романтический герой русской литературы.
2. Жизнь «в плену» — это не жизнь.
3. Юноша тяготится одиночеством.
4. Желание вернуться в землю отцов.
5. Осмысление своей жизни.
6. Он должен чувствовать упоение битвой.
7. Последняя просьба.
8. Свободолюбие — главное качество героя.
Вступления
1) Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в неоконченной поэме «Исповедь» — в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму.
В поэме «Мцыри» романтический герой предстает в необычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности», — пишет В. Г. Белинский.
2) Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Историю жизни человека, способного на многое, но не имеющего возможность проявить себя в жизни описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри».
-
В основе сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лежит рассказ о трагической судьбе вольнолюбивой натуры — Мцыри. Герой поэмы ребёнком попал в монастырь. Он был на волосок от смерти, но монахи, вылечив и окрестив подкидыша, воспитали его в христианском духе. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъяснялся по-грузински, он был «готов во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в его душе жила страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Единственной его мыслью была мысль о побеге. И однажды во время грозы герой все-таки совершает побег. На свободе он хотел выяснить для себя вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он хотел «узнать, прекрасна ли земля».
4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бывают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состоит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бесстрашный человек. Его окружает романтическая обстановка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через множество испытаний, показывает лучшие качества своей богатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя одноименной поэмы Лермонтова.
Заключения
1) Образ Мцыри — одно из лучших творений гениального сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В. Г. Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Герой этой прекрасной поэмы является воплощением свободолюбия, силы духа, любви к родине, жажды борьбы. Именно такие романтические образы всегда будут служить примером для будущих поколений, «призывом гордым к свободе, к свету».
2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действительности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяснить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри понимает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это были всего три дня…
3) Мцыри не разочаровался, он не изменил себе, до последнего вздоха сохранил в душе мечту о родной стране, о свободной жизни. Герой унёс «в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор».
4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.
-
Подбор цитат
«Дитя неведомой страны», «сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». «Кругом меня цвел божий сад». «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли», «блаженство вольности познал». «На мне печать свою тюрьма оставила», «одна, но пламенная страсть», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «люди вольны, как орлы».
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
- ..Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.
Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.,. …Казалось, что слова людей Забыл я…
Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!
В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.
Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..
Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил…
Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.
Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!
Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Цель : раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
1. Повторение:
— Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни…»расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)
-
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней. ..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни…»?
- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне. ..»? (Прежде всего, былинные традиции, традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны — традиции народной песни, плача.)
- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
- Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина?
2. Характеристика героев. Беседа по 2 части произведения
- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? (В начале второй главы отметим детали, точно рисующие быт того времени: «Отзвонили вечерню во святых церквах…»;
- «Запирает Степан Парамонович / Свою лавочку дверью дубовою / Да замком немецким со пружиною…»;
- «И пошёл он домой… за Москву-реку» (купеческие дома в Замоскворечье).
Объясним детям, что замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростоволоситься», которое означает «опозориться, осрамиться»).
-
По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впереди будут тревожные события.)
Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)
— В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).
- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
- Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немилости»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?
- Что вы знаете о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного.
Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.
- Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она говорит об этом?
— Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? (В этой части нет оценки поступка Кирибеевича от имени гусляров, но в описании переживаний Алёны Дмитревны мы видим что гусляры сочувствуют ей: И услышав то, Алёна Дмитревна Задрожала вся, моя голубушка, Затряслась, как листочек осиновый, Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася).
-
Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?
-
Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи?
— Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?
-
Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?
-
Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?
-
Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей семьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим».)
-
Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.
В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также видим оценку поступка Кирибеевича:
- ..Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич…
(Расскажем детям, что в описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, событиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал самочинно превратить охотницкий бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича купцом было воспринято как преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова выглядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда).
— Читаем описание схватки. (Калашников ударил Кирибеевича не по правилам — в висок, но при этом не приводят никаких ссылок, на каких основаниях можно считать этот удар запрещённым. В самой песне нет никаких указаний на то, что это нарушение правил. Мы считаем, что нет необходимости акцентировать внимание на ударе Калашникова: не этот удар является причиной гнева Грозного, а само превращение охотницкого боя в судебный поединок).
-
Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?
-
Каким представляется нам царь Иван Грозный? (Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы
его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.
-
Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?
-
Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?
- Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.
Сравним эти строки с отрывком из народной песни «Василий и Софья»:
- . .Старый идёт — богу молится да наплачется,
Пожилой идёт — удивляется,
Малый идёт — натешится, наиграется!
— Какое отношение народа к герою выражают гусляры?
-
Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?
-
Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?