Из опыта работы над итоговым м по литературе в 11 классе

Сочинение

Мой опыт работы поможет научить писать сочинение даже самого слабого ученика.

Просмотр содержимого документа

«Из опыта работы над итоговым сочинением по литературе в 11 классе.»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4 Римашевской С.Ф. над итоговым сочинением.

Итак, как я выстраиваю свою деятельность по подготовке учащихся к итоговому сочинению?

Естественно, во-первых, знакомлю их с тематическими направлениями, рекомендованными Министерством образования, и критериями оценивания работ.

Во-вторых, знакомлю с требованиями к сочинению, и напоминаю особенности написания сочинений-рассуждений и эссе.

Далее беру одно направление на урок, даю комментарий и рекомендую литературу по нему. Причём предлагаю учащимся перечитать только одно произведение из школьной программы, небольшое по объёму, соответствующее данному направлению. Так как в последнее время дети практически не читают, стараюсь подобрать какой-нибудь небольшой рассказ. На уроке мы его анализируем вместе, а дома они пишут сочинение с минимально допустимым количеством слов (250).

Таким образом, к концу ознакомления с тематическими направлениями ребята перечитали 5 произведений и подробно их проанализировали.

Следующий этап в моей работе – это работа над композицией сочинения. Для этого я знакомлю одиннадцатиклассников с алгоритмом работы :

  1. Внимательно прочитайте тему сочинения.

  2. Найдите ключевые слова.

  3. Начните своё сочинение с ключевого слова, порассуждайте по теме, выясните её актуальность.

  4. Задайте вопрос самому себе: что же это такое?

  5. Теперь переходите к основной части сочинения. Дайте своё определение термина.

Формулируйте свою точку зрения на тему (тезис)

  1. Приведите 2 аргумента из художественных произведений, подкрепляя их промежуточными выводами. (Аргументы не сводите к пересказу произведения, эпизода; в сочинении должен быть анализ, использование терминов «тема», «идея», «проблема» и т.д.)

    23 стр., 11138 слов

    Методика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах

    ... подбирать слова-связки и т.д. Именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе. Все вышеизложенное и определило выбор ТЕМЫ дипломной работы – «Сочинения-рассуждения ... Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по формированию письменной речи. Конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать ...

  2. Сделайте общий вывод. Посмотрите на вступление. Какой вопрос ставили перед собой? Ответьте на него в заключении.

  3. Перечитайте сочинение, проверьте орфографию, пунктуацию, ищите речевые и грамматические ошибки; проверьте правильность абзацного членения.

  4. Подсчитайте количество слов.

Кроме этого, предлагаю учащимся клише , которые помогут привести их мысли в порядок.

Элементы композиции

Клише

Вступление.

  1. Ключевое слово

  2. Рассуждения по теме

  1. Вопросы по теме

Природа… Война… Дружба…

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … или (ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Что же такое…

В чём же причина …

Должны ли мы …

Основная часть

1.Тезис

2. Переход к аргументам

  1. Первый литературный пример

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass-metodika-2/

  1. Промежуточный вывод

  1. Второй литературный пример

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass-metodika-2/

  1. Промежуточный вывод

На это вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (думаю, что…, по-моему, …)

За примерами обратимся к произведениям художественной литературы.

Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении (название, автор),в котором автор повествует о ….

Писатель считает, что… (хочет донести до нас мысль…)

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится о… (поднимается вопрос о том, что…)

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …

Заключение.

И в заключение мне хотелось бы сказать… (Приведённые примеры позволяют сделать вывод …)

Таким образом, я выстраиваю процесс подготовки к итоговому сочинению так, что даже слабый ученик сориентируется на экзамене и напишет сочинение.