Мой опыт работы поможет научить писать сочинение даже самого слабого ученика.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы над итоговым сочинением по литературе в 11 классе.»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4 Римашевской С.Ф. над итоговым сочинением.
Итак, как я выстраиваю свою деятельность по подготовке учащихся к итоговому сочинению?
Естественно, во-первых, знакомлю их с тематическими направлениями, рекомендованными Министерством образования, и критериями оценивания работ.
Во-вторых, знакомлю с требованиями к сочинению, и напоминаю особенности написания сочинений-рассуждений и эссе.
Далее беру одно направление на урок, даю комментарий и рекомендую литературу по нему. Причём предлагаю учащимся перечитать только одно произведение из школьной программы, небольшое по объёму, соответствующее данному направлению. Так как в последнее время дети практически не читают, стараюсь подобрать какой-нибудь небольшой рассказ. На уроке мы его анализируем вместе, а дома они пишут сочинение с минимально допустимым количеством слов (250).
Таким образом, к концу ознакомления с тематическими направлениями ребята перечитали 5 произведений и подробно их проанализировали.
Следующий этап в моей работе – это работа над композицией сочинения. Для этого я знакомлю одиннадцатиклассников с алгоритмом работы :
-
Внимательно прочитайте тему сочинения.
-
Найдите ключевые слова.
-
Начните своё сочинение с ключевого слова, порассуждайте по теме, выясните её актуальность.
-
Задайте вопрос самому себе: что же это такое?
-
Теперь переходите к основной части сочинения. Дайте своё определение термина.
Формулируйте свою точку зрения на тему (тезис)
-
Приведите 2 аргумента из художественных произведений, подкрепляя их промежуточными выводами. (Аргументы не сводите к пересказу произведения, эпизода; в сочинении должен быть анализ, использование терминов «тема», «идея», «проблема» и т.д.)
23 стр., 11138 словМетодика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах
... подбирать слова-связки и т.д. Именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе. Все вышеизложенное и определило выбор ТЕМЫ дипломной работы – «Сочинения-рассуждения ... Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по формированию письменной речи. Конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать ...
-
Сделайте общий вывод. Посмотрите на вступление. Какой вопрос ставили перед собой? Ответьте на него в заключении.
-
Перечитайте сочинение, проверьте орфографию, пунктуацию, ищите речевые и грамматические ошибки; проверьте правильность абзацного членения.
-
Подсчитайте количество слов.
Кроме этого, предлагаю учащимся клише , которые помогут привести их мысли в порядок.
Элементы композиции |
Клише |
Вступление.
|
Природа… Война… Дружба… Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … или (ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Что же такое… В чём же причина … Должны ли мы … |
Основная часть 1.Тезис 2. Переход к аргументам
|
На это вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (думаю, что…, по-моему, …) За примерами обратимся к произведениям художественной литературы. Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении (название, автор),в котором автор повествует о …. Писатель считает, что… (хочет донести до нас мысль…) Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится о… (поднимается вопрос о том, что…) Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о … |
Заключение. |
И в заключение мне хотелось бы сказать… (Приведённые примеры позволяют сделать вывод …) |
Таким образом, я выстраиваю процесс подготовки к итоговому сочинению так, что даже слабый ученик сориентируется на экзамене и напишет сочинение.