В чем волшебство сказов П.П. Бажова?

Сочинение

Связь героев и название книги

В сказах «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова герои, как главные, так и второстепенные, объединены в группы. Это сознательно продуманная связь, которая придает книге особую целостность. В некоторых сказах герои находятся в одном месте и в одно время. Однако, главной связующей цепью является словно судьба одного трудового семейства, которые являются героями различных сказов. Эти семейные истории, начиная с Степана и Насти, их дочек, а также Катерины, ее супруга Данилы и их детей, и заканчивая старателем Леонтием и его сыновьями Пантелей и Костей, сопровождают нас на протяжении всей книги.

Название книги «Малахитовая шкатулка» имеет глубокий смысл и играет важную роль в понимании не только одноименного сказа, но и всего сборника. Малахитовая шкатулка — это ларчик, изготовленный из красивого уральского камня. Внутри шкатулки находятся украшения из других самоцветных камней. Такой подарок был преподнесен на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйкой Медной горы. Этот волшебный подарок символизирует тяжелый труд и упорство добытчиков уральских подземных богатств, а также искусство мастеров, занимающихся обработкой и гранильщиков камней. Уральские рабочие, мастера горного дела, являются героями сказов П. П. Бажова.

Название «Малахитовая шкатулка» также оказалось удачным, поскольку писатель постепенно «складывал» в сборник новые произведения, как в ценную шкатулку. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой и фантазией, и были искусно обработаны Бажовым.

Главные герои сказов

Главные герои сказов П. П. Бажова — это простые люди, для которых счастье заключается в мастерстве. Они не ищут аскезы или фанатичного поклонения, а стремятся к достижению счастья через честность, добросовестность и умелость. Их помощниками в этом становятся божественные существа, такие как Хозяйка или Малахитница и Полоз. Это интересные персонажи, чье происхождение связано с представлениями о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре они предстают как Хозяин, старик, горный дух или Хозяйка, дева Азовка. Действия этих существ могут быть как враждебными, так и доброжелательными по отношению к людям.

3 стр., 1194 слов

««Счастье не в счастье, а в его достижении…» Ф.М. ...

... ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре. Главные герои сказов — простые люди. Люди, для кото­рых счастье в мастерстве. И божественные существа, помога­ющие этим людям в достижении счастья, не требуют от ... обра­ботка простого материала — змеевика да шлака. Не застыв­шая, а живая красота «хрупкой веточки» передана в его изде­лии: «В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, ...

Введение

История Урала богата фольклорными преданиями и легендами, которые были широко распространены среди уральских рабочих. Многие поколения уральцев трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. В своих преданиях они стремились объяснить непонятные явления природы и выразить свою жажду справедливости.

Развитие фольклорных мотивов в творчестве Бажова

Сергей Бажов, известный писатель и собиратель фольклора, использовал, развивал и дополнял традиционные мотивы в своих произведениях. Одним из главных персонажей его сказок является Хозяйка Медной горы. Она не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных и творчески одаренных людей. Бажов описывает ее необыкновенную внешность, а также связь с миром природы. Героиня окружена чудесными помощниками — разноцветными ящерками, и живет в прекрасном подземном дворце, доступном лишь после прохождения множества испытаний.

Отношения Хозяйки Медной горы с людьми определяются запретами. Женщине запрещено спускаться в шахту, владения Хозяйки, а молодцу запрещено жениться, если он хочет обрести ее покровительство. Рабочие, понимая силу и мощь Хозяйки, побаивались ее и избегали встреч с ней.

Роль народных умельцев в сказах Бажова

В творчестве Бажова важное место занимает рассказ о народных умельцах, истинных художниках. Он описывает мастера Данилу и его сына Митю, которые стремятся раскрыть красоту камня, чтобы он радовал сердца людей. Однако не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина важно только, сколько стоят камни. Узнав, что Митя использовал недорогой материал, барин раздавил его работу и разгневался. Также, как и Данила, Митя исчезает.

Историческое прошлое Урала в сказах Бажова

В сказах Бажова историческое прошлое Урала тесно переплетается с эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, а также с закрепощением народа и появлением народных мстителей. Автор акцентирует внимание на тяжелых условиях труда и неправедности, с которыми сталкивались уральские рабочие.

Заключение

Таким образом, произведения Сергея Бажова являются важным источником для изучения фольклорных преданий и истории Урала. Он использовал и развивал традиционные мотивы, описывая Хозяйку Медной горы, народных умельцев и исторические события. Эти сказки позволяют нам лучше понять жизнь уральских рабочих и их стремление к справедливости и красоте.

Волшебные персонажи в произведениях Павла Петровича Бажова

Сказочные герои всегда привлекали внимание людей своей непостоянностью, чудесными способностями и потрясающими приключениями. Они олицетворяют особую удачу и силу, которая помогает им преодолевать трудности и оставаться неуязвимыми.

В произведениях Павла Петровича Бажова также присутствуют персонажи с особыми способностями, связанные с золотыми месторождениями и природными силами. Например, Хозяйка Медной горы и волшебная кошка с горящими ушами помогают смельчакам в их приключениях. Они являются символами удачи и проникновения в мистический мир.

5 стр., 2257 слов

«В гостях у Хозяйки Медной горы» (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»)

... персонаж, − восхитился Миша. – С этой Хозяйкой хочется познакомиться поближе! «Медной горы Хозяйка» , − заметил дедушка. Называется он так не зря: именно в этом сказе читатель встречает Хозяйку впервые в творчестве Бажова. ... и медная руда, и золото, и бездна разных самоцветов. А ещё Урал издревле славится мастерской работой своих камнерезов – они создают прекрасные, тонкие произведения искусства ...

Однако, не все персонажи обладают такими положительными свойствами. Волшебная кошка, например, может причинить вред незадачливым добытчикам и барским прихвостням. Это подчеркивает важность разумного отношения к чудесам и не использование их во вред окружающим.

В произведениях Бажова еще множество других персонажей, связанных с золотыми месторождениями. Например, Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, которая способна превратиться в девушку. Также сказочные герои включают в себя козлика Серебряное копытце, чудесных муравьев и голубую змейку. Эти персонажи весьма близки к сказочным существам и придают произведениям Бажова своеобразный сказочный характер.

Такие произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, обладают не только национальной ценностью, но и универсальной идеей, где важно уважение к природе и личным качествам. Они чрезвычайно популярны у поколений читателей и продолжат радовать своей увлекательной сюжетностью. Ведь мудрость сказок принадлежит каждому человеку и не знает границ.

Важно отметить, что сказка не подвержена временным рамкам и не зависит от границ государств или языков. Она всегда остается нравственной и наглядно демонстрирует правильное поведение через игру и увлекательные истории.