Картинка или рисунок Закон Набата

Сочинение

Тема человеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар».

Вид урока

Форма урока

Методы обучения

Наглядные (презентация).

Оборудование

толковый словарь.

Ход урока

I . 1) Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (слайд 1 в музыкальном сопровождении)

Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? (Тема выбора жизненного пути)

Об этом пойдет речь на нашем уроке

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф (2 слайд)

3) Цель урока:

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей. (3 слайд)

II . Слово учителя.

1) В авторском предисловии к двухтомнику В.Солоухина читаем: «Одни писатели обладают завидной фантазией. Широко и глубоко зная жизнь, они тем не менее придумывают, сочиняют сюжеты своих рассказов… Однако бывает и так, что писатель в своей работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет. Документ, факт стоят у него впереди фантазии. Выбор такой далеко не случаен. Эти писатели выхватывают из жизни такой ее кусок, который сам уже несет в себе обобщающее начало».

Именно то «обобщающее начало», которое несут в себе «Закон набата» и «Пожар», вплотную приблизило произведения к сегодняшнему дню, ставя перед читателями многие проблемы нашего времени, заставляя задумываться над причинами происходящих событий.

2) Итак, сегодня на уроке мы будем работать по произведениям уже известных вам авторов – В.Солоухина и В.Распутина.

Вспомним основные моменты их биографии (презентации учащихся, 4 слайд)

3) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов набат, бездушный, бездуховный, архаровец (словарная работа, 5 слайд)

Обратимся к рассказу «Закон набата» и вспомним, о каком жизненном случае идет речь в данном произведении (6 слайд)

Как вы оцениваете поведение героев в данной ситуации?

4) Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

11 стр., 5145 слов

Уроков по истории

... итогов урока Домашнее задание: Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов Цели: проверить качество знаний учащихся по разделу «Древ­нейший Рим и ... завидовали успехам Ганнибала и боялись, что в случае полной победы он захватит единолич­ную власть. Ганнибал держался благодаря ... большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, ...

Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы постараемся ответить, анализируя отдельные эпизоды повести В.Распутина «Пожар» (1985 г. 7 слайд) и подумаем над смыслом названия произведения.

Что такое пожар? (Уничтожение, превращение в пепел), Что стало причиной пожара? (безответственность, бесхозяйственность)

В рассказе Владимира Солоухина мы видели, как люди становятся равнодушными к чужому горю. Это счастье, что еще осталось сострадание в душах людей, а ведь может пройти еще немного времени, ни у кого даже мысли не возникнет, что надо помочь.

Давайте вспомним поведение героев на пожаре в повести В.Распутина (работа с текстом).

(на пожаре горят не только склады, горят человеческие души, люди теряют человеческий облик)

Как вы считаете, люди становятся бездушными или бездуховными? (бездушными) На пожаре не столько спасают, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они смогут спасти жизнь.

В чем смысл финала данных произведений? (и в рассказе, и в повести финал открытый).

Пожар потушили.

В рассказе «Закон набата» люди поняли, но поздно, что можно было спасти гораздо больше домов, если бы не пустые разговоры о том, какая деревня горит.

В повести «Пожар» главный герой Егоров уходит из поселка и, скорее всего, больше сюда не вернется.

Как вы думаете какую идею хотели донести до читателя В.Солоухин и В.Распутин? (человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

Актуальны ли данные произведения и перекликаются ли они с сегодняшним днем? (8 слайд)

Все вы знаете, что лето 2010 года было в прямом смысле слова «горячим». Горели не только леса, но целые деревни, поселки, гибли животные, птицы и самое страшное – люди. (фильм о пожаре)

III . Заключение.

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в Море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а по тому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе» (Джон Донн, эпиграф к роману Эмиль Хемингуэя «По ком звонит колокол»)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы — тему человеческой души. И я думаю, что никого не оставили равнодушными произведения В.Солоухина «Закон набата» и В.Распутина «Пожар».

Домашнее задание: напишите сочинение — размышление «О чем меня заставили задуматься рассказ В.Солоухина «Закон набата» и повесть В.Распутина «Пожар»? (9 слайд)

ЂанюФка Веренич

Скрытые в нем мысли нелегко обнаружить.

Сюжет рассказа прост, его легко пересказать.

Однажды ночью в деревне Олепино внезапно зазвонил набат.

Все высыпали на улицу с вопросом: «Где горит?». Многие побежали за околицу, откуда хорошо было видно зарево пожара. Долго спорили, какая деревня горит. Пасынково? Волково? Некрасиха или Прокошиха? Хотели ехать, да пожарного на месте не оказалось.

28 стр., 13509 слов

Человек и природа в русской литературе 20 века

... человека под знаком проблем, изначально определяющих его земные пути... Судьба человека вовлекается в поток жизненных стихий, а человек становится один на один с миром, где извечно действуют законы, ... писатель как бы ищет средство залпом, одним махом, как жаждущий осушает сосуд с водой, приобщить нас к тем ... человека и природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в ...

Он жил в другой деревне.

Решили позвонить пожарным в Ставрово, потом успокоились, сказав, что наверное черкутинские жители уже позвонили, потому что из Черкутина звонить ближе и удобнее. Долго решали, что делать. Наконец, бабы сказали, что всё это не по- людски, и на пожар надо ЕХАТЬ, а не глядеть. .

Мужикам стало стыдно за своё бездействие. Они сбили с пожарного сарая замок и поехали на пожар.

Подъехали ближе и поняли, что горит деревня Некрасиха. Въехав в деревню, увидели, что полыхают сразу два дома, вернее один уже сгорел, другой дом догорал, а третий- только занимался.

Олепинские мужики дружно и слаженно принялись за работу, и пожар был потушен.

почему автор называет рассказ «Закон набата» , почему не «Набат» или «Пожар» ?

После размышления над значением слова «закон» и смыслом названия рассказа приходим к мысли, что в обществе людей есть такие неписаные законы, которые часто оказываются не менее важными, чем законы юридические, правовые. .

Эти неписаные законы складывались в народной жизни веками, и не выполнить их нельзя (вот почему закон набата у Солоухина начинается с глаголов повелительного наклонения) .

Выражение «Бить в набат» помимо своего прямого значения («ударять в колокол в случае тревоги, пожара») имеет ещё переносное значение.

«Бить в набат» — это значит призывать обратить внимание на что-нибудь, вызывающее тревогу.

И многие мудрые мысли В. А. Солоухина связаны именно с таким пониманием роли и закона набата.

С тёплым чувством вспоминает он прошлое, когда «настоящий набат» на колокольне сельского храма созывал односельчан на пожар.

И великому закону набата подчинялись все, сбегаясь на зов колокола даже «из Самойловского леса» .

Но разрушен храм, пожарник живёт в другом селе, и «счастливый уцелевший колокольчик» уже не производит на людей того воздействия, которое оказывал на них «настоящий набат» .

Нелепо стоят они в нерешительности даже во время страшной беды – пожара в соседней деревне.

Грустью и болью отзывается их нелепое стояние в сердце автора.

Автор бьёт в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и традиций народной жизни.

Нельзя бездумно рушить храмы и разбивать колокола.

Их разрушение что- то неизбежно разрушает и в душах самих людей.

Артем панин

В селе били в набат. Не в тот набат весом с полтонны, который висел раньше наколокольне. Тот и мертвого поднял бы, не только спящего. Когда разрушали церковь, сбрасывали и увозили разбитые колокола, оставили в селе один маленький колокольчик. Его повесили на столб у постройки для пожарной машины. Это он теперь кричал жалобным голоском, подражая настоящему колоколу. Велик и непреложен закон набата. Старый ли, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, лопатами, ведрами. И поднимается в тебе, несмотря на беду, восторженное чувство, что ты не один, что если случится у тебя беда, то и для тебя побегут люди. Одевался я торопливо и все глядел на окна: не краснеют ли стекла, не трепещут ли отблески близкого пожара? Бежал я вроде бы один в темноте, но то справа, то слева слышал тяжелый топот и шумное дыхание. Значит, еще бежали люди. Бежали, не выбирая дорог в грязи и мраке. Но почему все мы бежим не к пожарной машине, а на луг? Не любоваться же пожаром вскочили мы с постелей? За селом собрались все бежавшие. Немного народу осталось в селе, поэтому мало собралось и здесь. Несколько мужчин, а больше женщины. Все глядим туда, где в непроглядной черноте осенней ночи за далеким бугром пылает зарево. Некоторое время мы смотрим, как пульсирует красное пятно с желтой точкой посередине, потом кто-то спрашивает: — Может, съездить туда? — Съездить можно, но ведь пожарная машина закрыта. Пожарник дома. До него два с половиной километра. Пока добежишь… — Не позвонить ли нам в райцентр? Они скорее нас доедут. И машины у них лучше. Успокоившись окончательно, глядим на далекий пожар. Но червячок сомнения, видимо, гложет совесть каждого. — Мужики, что вы стоите? Чего ждете? Разве так полагается? Через четверть часа, сбив замок с пожарной постройки, на старой пожарной машине мы ехали на полеар. Нам казалось, что едем мы больше для очищения совести. Как ни странно, машина наша ни разу не завязла и даже самое топкое место миновала благополучно. Зарево скрылось от нас за лесом, но искры взлетали выше елей. Они метались, завивались в жгуты, поднимались черно-красными клубами. Когда мы доехали, то наше полусонное состояние сразу прошло. Мы стояли в кузове, готовые на ходу выпрыгнуть из машины, чтобы бежать и действовать. От пожарища навстречу нашей машине бросились люди. Женщины закричали: — Наконец-то приехали! Выручайте, родимые! Оценить обстановку было нетрудно. Мы оказались единственной реальной силой на пожаре. Кругом только женщины. Один дом уже догорал. Крыша и стены в нем обвалились. Образовался огромный костер, к которому нельзя было даже близко подойти. Второй дом, загоревшийся от первого, также полыхал. Спасти его было невозможно: из окон с гуденьем вырывались длинные клочья пламени. Надо было спасать третий дом, который еще не загорелся. Он раскалился от близкого огня и готов был вспыхнуть в любую секунду. Женщины таскали ведрами воду, но жара мешала подбежать вплотную. Если кто и подбегал, то выплескивал воду торопливо, отвернувшись и не доставая до верхних рядов бревен. Медный, давно не чищенный пожарный шланг в моих руках вдруг дернулся, едва не вырвавшись из рук. Белая струя воды с силой ударила в черно-красное небо. В следующую секунду я перевел струю на крышу и стены. От бревен и от железной крыши повалил пар. Значит, новая пища огню была уже совсем готова. Через час огонь был полностью потушен. А если бы мы не поехали, то стояли бы на лугу до сих пор и смотрели, как горит соседняя деревня. (569 слов)

5 стр., 2468 слов

Пожары и действия людей в пожарной обстановке

... как они работают на пожарах. Я бы хотел побывать там ещё раз!» Олег Гуляев «На классном часе мы побывали на экскурсии в пожарной части. Нас познакомили с людьми, которые там ... арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой ...

ЕГОР ОКУНЕВ

Рассказ «Закон набата» — произведение интересное и мудрое, очень глубокое и серьезное, и поэтому открывается не сразу. Скрытые в нем мысли нелегко обнаружить. Сюжет рассказа прост, его легко пересказать. Однажды ночью в деревне Олепино внезапно зазвонил набат. Все высыпали на улицу с вопросом: «Где горит?». Многие побежали за околицу, откуда хорошо было видно зарево пожара. Долго спорили, какая деревня горит. Пасынково? Волково? Некрасиха или Прокошиха? Хотели ехать, да пожарного на месте не оказалось. Он жил в другой деревне. Решили позвонить пожарным в Ставрово, потом успокоились, сказав, что наверное черкутинские жители уже позвонили, потому что из Черкутина звонить ближе и удобнее. Долго решали, что делать. Наконец, бабы сказали, что всё это не по- людски, и на пожар надо ЕХАТЬ, а не глядеть. . Мужикам стало стыдно за своё бездействие. Они сбили с пожарного сарая замок и поехали на пожар. Подъехали ближе и поняли, что горит деревня Некрасиха. Въехав в деревню, увидели, что полыхают сразу два дома, вернее один уже сгорел, другой дом догорал, а третий- только занимался. Народу в деревне было мало, как автор говорит «два с половиной человека» . Олепинские подоспели вовремя. Их приезду все очень обрадовались: «Родимые, выручайте! » Олепинские мужики дружно и слаженно принялись за работу, и пожар был потушен. почему автор называет рассказ «Закон набата» , почему не «Набат» или «Пожар» ? После размышления над значением слова «закон» и смыслом названия рассказа приходим к мысли, что в обществе людей есть такие неписаные законы, которые часто оказываются не менее важными, чем законы юридические, правовые. . Эти неписаные законы складывались в народной жизни веками, и не выполнить их нельзя (вот почему закон набата у Солоухина начинается с глаголов повелительного наклонения) . Выражение «Бить в набат» помимо своего прямого значения («ударять в колокол в случае тревоги, пожара») имеет ещё переносное значение. «Бить в набат» — это значит призывать обратить внимание на что-нибудь, вызывающее тревогу. И многие мудрые мысли В. А. Солоухина связаны именно с таким пониманием роли и закона набата. С тёплым чувством вспоминает он прошлое, когда «настоящий набат» на колокольне сельского храма созывал односельчан на пожар. И великому закону набата подчинялись все, сбегаясь на зов колокола даже «из Самойловского леса» . Но разрушен храм, пожарник живёт в другом селе, и «счастливый уцелевший колокольчик» уже не производит на людей того воздействия, которое оказывал на них «настоящий набат» . Нелепо стоят они в нерешительности даже во время страшной беды – пожара в соседней деревне. Грустью и болью отзывается их нелепое стояние в сердце автора. Автор бьёт в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и традиций народной жизни. Нельзя бездумно рушить храмы и разбивать колокола. Их разрушение что- то неизбежно разрушает и в душах самих людей. И всё же рассказ воплощает авторскую веру в великую силу закона набата для русского человека. Недаром концовка рассказа светла и оптимистична: несмотря на сомнения в душах, олепинцы помогли соседям и спасли их то пожара.

В одну из ночей в деревне Некрасиха одновременно загорелось несколько домов. Зарево багрового цвета распространилось столь далеко, что его можно было увидеть в близлежащих поселках. О случившейся трагедии жители соседних деревень смогли узнать звучанием колокола в селе Олепино. Незначительный по размеру, он всегда оповещал о чрезвычайном происшествии. Прежний, располагавшийся в церкви, более массивный, подавал особый сигнал тревоги – набат. Некоторое время назад его уничтожили.

Услышав бой маленького колокола, население расположенных поблизости сел собралось на улице в недоумении, что же могло произойти. Большой церковный колокол прежде подавал известие о пожаре. При его звоне селяне точно знали о чьей-то беде и спешили на помощь. На данный момент никто не мог разобраться, что же произошло. Позвонили пожарным в Ставрово.

Следующий отрезок времени жители определяли место расположения населенного пункта, где бушует пламя. Последовало обсуждение о способах тушения. Ведь раньше никто не мог выручить погорельцев и затушить пожар, кроме проживающих в окрестных деревнях. У людей не складывалось общее мнение о предстоящих действиях. Пожарный проживал в другой деревне.

Прошло достаточно времени. Женщины предположили, что все получается не по-людски и, что на пожар надо ехать, а не смотреть. Пристыженные мужики решили действовать. Общими усилиями, сломав замок сарая для хранения инвентаря, оказались доступными сподручные инструменты для тушения огня.

Люди поторопились в соседнее село, чтобы оказать помощь пострадавшим. В пепелище превратились уже 2 дома. Пламя распространялось с чрезвычайной быстротой. Некоторое промедление, и могла серьезно пострадать третья постройка. В результате беда отступила путем активных действий собравшихся.

Позднее выяснилось, что на помощь погорельцам явились жители только одного села. Другие посчитали не участвовать в ликвидации пожара, решив спокойно переждать, пока с невзгодами справятся другие. В жизни людей существуют неписаные законы, зачастую оказывающиеся намного важнее, чем юридические. «Бить в набат» означает призывать обратить внимание на тревожное событие.

Произведение учит меньше думать, а больше действовать. Необходимо протягивать руку помощи попавшим в беду людям. Закон набата заключается во взаимной выручке и сострадании к ближнему. Писатель бьет в набат тревоги о разрушении столетиями складывающихся традиций народной жизни. Уничтоженные храмы и колокола неизбежно отражаются в душах людей.

Картинка или рисунок Закон Набата

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три брата Братьев Гримм

    В сказке братьев Гримм «Три брата» рассказывается о том, как старик решил вопрос с наследством.

  • Краткое содержание Бианки Красная горка

    Произведение повествует нам о двух птицах – Чирике и Чике, которые являются супругами. Не имея собственного дома, они отправляются на поиск своего нового гнёздышка. В своём путешествии они отправляются в разные места, встречая других птиц

  • Краткое содержание Лесков Старый гений

    В этом рассказе говорится о простой доброй старушке, которая решила помочь столичному франту. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, принадлежал к одной из самых известных фамилий, поэтому добрая женщина

  • Краткое содержание Одоевский Отрывки из журнала Маши

    Произведение написано в жанре дневника от лица десятилетней девочки. На день рождения Маша получает подарок — книжку в сафьяновом переплете, где записывает все, что происходит с ней в течение дня.

  • Краткое содержание Аверченко Смерть африканского охотника

    Данное произведение является автобиографией самого писателя. В нем он рассказывает, что в детские годы был очень мечтательным и любил уединяться на скале, в ожидании пиратов. Каждый раз он в своих мечтах видел черный пиратский корабль

Главные герои рассказа Владимира Солоухина «Закон набата» — сельские жители. Однажды ночью в селе Олепино раздался звон набатного колокола. Где-то начался пожар, который заметила пожилая сторожиха тетя Поля. Она и ударила в набат. Жители села хорошо знали, что делать в таком случае, они по нескольку раз за лето проводили учебные выезды пожарной дружины.

Но в этот раз выяснилось, что пожар произошел не в Олепино, а где-то в другом месте. Мужики и бабы собрались за селом и пытались определить, в какой деревне полыхает пламя.

Потом обсуждение перешло в разговор о том, что ехать далеко, дороги раскисли от грязи и пожарные повозки застрянут. Кто-то предположил, что к месту пожара уже вызвали по телефону подмогу из районного центра. И люди, вскочившие по тревоге, начали понемногу успокаиваться.

Но тут возмутились женщины, которые стали говорить, что ехать надо в любом случае, даже если помощь из других мест уже давно на месте пожара. Тогда мужчины решили добираться до горящей деревни на грузовике.

Ехать пришлось за несколько километров, к деревне Некрасиха. К счастью, грузовик не застрял по дороге. Когда герои рассказа приехали на место, выяснилось, что они первыми прибыли на пожар. Один дом уже сгорел полностью, а второй вовсю полыхал, эти дома невозможно было спасти. Но можно было отстоять третий дом, который был готов вспыхнуть от жара соседних горящих строений.

Олепинцы быстро развернули пожарную технику и стали качать воду из пруда. Струя из брандспойта ударила по крыше дома и вода тут же стала превращаться в пар. Это говорило о том, что к тушению третьего дома олепинцы приступили вовремя. Еще немного и он тоже загорелся бы. Пожар мог уничтожить много домов, если бы тогда, за своим селом олепинцы так бы и остались стоять, глядя на далекий пожар.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Закон набата» заключается в том, что в экстремальных ситуациях следует всегда стремиться на помощь, никогда не надеяться на то, что эту помощь уже оказывает кто-то другой. Жители села Олепино, увидев далекий ночной пожар, чуть было не остались на месте, решив, что его потушат и без них. Но как потом оказалось, на пожар они прибыли первыми.

Рассказ Солоухина «Закон набата» учит не быть равнодушным и не надеться на то, что вместо тебя помощь окажет кто-то другой.

В рассказе мне понравилась сторожиха тетя Поля, которая первой заметила далекий пожар и подняла по тревоге жителей села Олепино. О чрезвычайных ситуациях всегда нужно сообщать. И всегда доводить дело до конца.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Закон набата»?

Упустишь огонь — не потушишь.

Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Урок литературы в 7 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-zakon-nabata/

  • «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком.
  • Нравственная проблема рассказа В.А.Солоухина
  • «Закон набата».
  • 1.Расширить представление учащихся о творчестве В.А. Солоухина, о его внимании к духовности русского человека в культурно-нравственной жизни России.
  • 2.Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения в зависимости от его жанра.
  • 3.Раскрыть понимание «закона» в русском обществе, вызвать правильный эмоциональный отклик на «закон набата» .
  • 4. Продолжать воспитывать нормы морали и нравственности, интерес к миру художественной литературы.
  • Тип урока
  • усвоение новых знаний
  • Планируемые результат
  • Предметные умения
  • Учебные действия учащихся
  • 1.Овладение умением пересказывать «событийную» сторону текста.
  • 2. Овладение умением анализа текста.
  • 3.Овладение умением участвовать в диалоге.
  • 1.Научиться высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы участников коммуникации.
  • 2.Научиться «вычитывать» нужные для анализа слова и выражения из текста.
  • 3.Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умение слушать отвечающего, задавать вопросы, оказывать помощь собеседникам.
  • 4. Формировать действия контроля и оценки в процессе работы с текстом.
  • Основной тезаурус
  • Жанр, рассказ, мысль, персонаж, образ, ключевое слово, абзац, речевое звено, сюжетные элементы.
  • Организация пространства
  • Межпредметные связи
  • Формы работы
  • Русский язык (обогащение словарного запаса, моделирование устного высказывания, освоение диалоговых форм общения)
  • Живопись (иллюстрации)
  • Историческая справка (колокольный звон на Руси»
  • Парная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Словесный
  • Проблемный
  • Эвристический
  • Наглядный
  • Самоуправление учебным действием
  • Объяснение,
  • Постановка вопросов,
  • Ведение диалога
  • Модуляция темпа речи
  • Презентация.
  • Учебник-хрестоматия в 2 ч. ч.2, /под редакцией И.Г.Беленького, стр.142-148.
  • Программное обеспечение Microsoft Power Point.
  • Выставка книг.
  • Деятельность учителя и учащихся
  • 1.Организационный момент
  • Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.
  • 2. Введение в тему урока.
  • 1.Сообщение темы, совместное целеполагание. Создание ситуации заинтересованности.
  • 2. Слово учителя (краткая биография автора).

  • 1 мин
  • 4 мин
  • 3.Актуализация знаний
  • 1.Филологическая разминка.
  • 2.Самостоятельная работа.
  • 4.Аналитическая работа над рассказом.
  • 1.Словарная работа (понятие слова «набат»)
  • 2. Краткий пересказ произведения
  • 3.Выявление первых впечатлений
  • 4.Эвристическая беседа
  • 3 мин
  • 5 мин
  • 3 мин
  • 11 мин
  • Определение темы и идеи рассказа
  • 6.Итог урока. Рефлексия.
  • 1.Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности.
  • 2. Домашнее задание

I.Организационный момент 1. Доброе утро, дорогие друзья. Мы начинаем урок литературы. «Великая польза бывает от книжного учения. Книги-реки, наполняющие Вселенную мудростью. В книгах несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся» (из Повести временных лет).

Книга — это добрый друг, она учит понимать мир природы и мир людей, советует, рассказывает много интересных фактов. Мы с вами на уроках литературы обращаемся к разным книгам, авторам, произведениям. Учимся читать, понимать, анализировать, правильно отвечать на поставленные вопросы, размышлять. II. Введение в тему урока. 1.Сегодня мы будем обсуждать проблему нравственных традиций русского народа в рассказе В.А. Солоухина «Закон набата». 2.Попытайтесь, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока (должны научиться анализировать текст, выделять ключевые моменты для точного ответа, выстраивать диалог, строить ответ на поставленный вопрос). 3.Слово учителя. Эпиграф урока: «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»(М.Горький) заключает в себе глубокий смысл понимания человеческого предназначения. В.А.Солоухин поднимает эту проблему в рассказе «Закон набата». Это произведение интересное и мудрое,как сам автор, который обращается к злободневным вопросам современности. Владимир Алексеевич Солоухин родился во Владимирской области, в селе в 1924 году. Воспитанный в крестьянской семье на патриархальных устоях, автор был близок к православной культуре, видел в ней источник благополучия и нравственного здоровья русского человека. Владимир Алексеевич Солоухин

  • Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.

III.Актуализация знаний 1.Филологическая разминка. а) Определите жанр произведения (рассказ, учащиеся раскрывают понятие) б) К какому роду литературы относится жанр «рассказ» (к эпическому) в) Каковы жанровые признаки рассказа (в основе лежит случай, есть сюжет, героев немного, объем произведения небольшой) г) Какие части речи помогают в рассказе строить повествование? (глаголы, они играют особую роль при диалоге).

2.Приготовьтесь к самостоятельной работе: На слайде вы видите список литературоведческих терминов, которыми необходимо владеть при анализе художественного произведения. Выберите и выпишите в тетрадь те, которые понадобятся при анализе рассказа: Тема, основная мысль, строфа, язык, сюжет, ритм, композиция, рифма, диалог, монолог, заголовок, мотив, подтекст. 3. Взаимопроверка, обмен тетрадями, работа в парах, (контроль над действиями одноклассника).

. При проверке аргументируется мотив выбора литературоведческих понятий, необходимых для анализа эпического произведения, уточняется значение терминов. Филологическая разминка

  • 1.Определите жанр произведения 2.К какому роду литературы относится жанр «рассказ»? 3. Каковы жанровые признаки рассказа? 4.Какие части речи помогают в рассказе строить повествование?

Самостоятельная работа

  • Тема, основная мысль,
  • строфа, язык, сюжет, ритм, композиция, рифма,
  • диалог, монолог,
  • заголовок, мотив, подтекст.
  • IV.Аналитическая работа над рассказом
  • «Приготовьтесь к труду, читатель. Анализ будет как раскопки…Лопата же в наших руках — образ. Художественным мышлением производится эта работа» (Г.Грачев).
  • 1.Словарная работа
  • Используя «Толковый словарь» С.И. Ожегова, В.Даля, этимологический словарь «От А до Я» найдите определение понятия 1 в. — слова «набат», 2 в. — слова «закон».
  • Закон — 1) образовано от сущ. кон «черта, предел, граница», т.е. то, что заключено в границы.
  • 2)Постановление государственной власти, нормативный акт.
  • 3)Общеобязательное и непреложное правило (Законы нравственности).
  • «Бить в набат» — звоном колокола оповещать о бедствии, созывать на помощь (историческая справка «Колокольный звон на Руси)
  • 2.Краткий пересказ рассказа учащимся.
  • 3. Выявление первых впечатлений (групповая работа, каждая группа отстаивает свою точку зрения).
  • 1) Определите тему рассказа (ночной пожар)
  • 2)Основная мысль рассказа? (если у кого-то случилась беда — беги на помощь).
  • 3)Какие чувства вы пережили вместе с героями рассказа? (тревога, сочувствие, беспокойство, напряжение)

«Бить в набат» — звоном колокола оповещать о бедствии, созывать на помощь.

  • Набат — 1) сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий(пожара, наводнения, нападения врагов
  • 2) удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги;
  • 3) О тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь.

Работа в группах

  • 1) Определите тему рассказа
  • 2)Основная мысль рассказа?
  • 3)Какие чувства вы пережили вместе с героями рассказа?
  • 4))Какие эпизоды произвели наибольшее впечатление?
  • 5)Какие чувства вызвал у вас рассказ?

4. Эвристическая беседа 1.Давайте вместе подумаем, зачем автор заставляет нас испытывать эти чувства, что он хотел нам сказать, о чем предложил задуматься. Не торопитесь отвечать. Сначала давайте обратимся к жанру прочитанного нами произведения. (предполагаемый ответ) — «Закон набата» — рассказ. В каждом рассказе есть сюжет (совокупность действий, событий), который складывается из сюжетных элементов. 2.Какие сюжетные элементы составляют повествование? — Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. 3. Давайте попытаемся проследить эти сюжетные элементы в рассказе В.А.Солоухина. — В рассказе нет экспозиции, рассказ начинается с завязки (В селе зазвонил набат). 4. Какое впечатление создает такое начало? — Впечатление того, что события происходят здесь и сейчас, а потом переносит нас в прошлое. 5.Для чего автору потребовалось из настоящего сразу же перебрасывать нас в прошлое? — Он хотел показать, что на Руси по звону колокольного набата люди всегда готовы были встать на защиту, будь то враг, стихийное бедствие или пожар. 6.Какие фразы вновь возвращают нас к событиям, которые происходят ночью в селе Олепино? — «Одевался я торопливо. Развитие действия происходит в тот момент, когда по раскисшей грязи на пожар бежали люди (чтение эпизода). 7.Что же происходит в душах собравшихся на луговине колхозников? Какие чувства они испытывают? Действительно ли они успокоились? (пример из текста) — «Но червячок сомнения (хорошо ли мы делаем, что бездействуем?), видимо гложет совесть каждого» 8. Какое слово дважды повторяется и служит ключом для понимания смысла рассказа? — «Где это видано, чтобы на пожар глядеть, а не ехать! Разве так полагается? 9 . Как вы понимаете смысл этого слова? (когда-то было положено начало традиции помощи в беде, приходили все, кто только мог).

1 0. Мужики едут на пожар. Всех грызет совесть. Что же оказалось? — Подоспевшие олепинцы — единственные, кто откликнулся на беду, но подгонять их было уже не нужно.Третий дом удалось спасти. 11.Вернемся к сюжетным элементам. Завязка — сигнал о пожаре, развитие действия — люди спешат на пожар, развязка — спасение третьего дома, кульминация (высшая точка напряжения)? Это момент принятия мужиками решения ехать на пожар. 12.Почему рассказ называется «Закон набата», а не «Набат»? — Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о нравственной традиции. Символом является — набатный колокол, сброшенный с колокольни. Остался только маленький колокольчик — именно он напоминает выработанных дедами, заставляет действовать. V. Формулирование главной мысли автора произведения 1.Чтение цитаты о законе набата «Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос»… 2.Как же вы теперь определите тему и идею рассказа? — Главная мудрая мысль автора: люди должны жить по закону набата, и если случится беда, надо «Бить в набат», спешить на помощь, тому, кто в ней нуждается. Вывод: В. А. Солоухин бьет в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и нравственных традиций. Нельзя бездушно рушить храмы и разбивать колокола. Их разрушение что- разрушает в душах людей. Глубоко содержание рассказа. На сострадании держится мир. Пока действует «закон набата», мы останемся людьми. VI. Итог урока. Рефлексия. Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения? Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить? Если бы вы готовили этот урок, что бы вы предложили изменить?1. Какое открытие вы сделали на уроке для себя? 2.Кто из ребят вам лично, классу помог сделать открытие? 3.Актуальны ли сегодня мысли автора рассказа «Закон набата»? 4.О чем бы вы могли рассказать своим родителям после сегодняшнего урока? 5. Оцените свою работу на уроке по цветовой гамме (колокольчик – «золотой» — был активным участником событий, теперь я готов откликнуться на беду; «серебряный» – мне нужно время, чтобы осознать это; «медный» — мне нужно еще поработать над собой. Домашнее задание По выбору: 1. Письменный ответ на вопрос « Закон набата в моей жизни»; 2.Выучить наизусть отрывок «Велик и непреложен закон..»