«Сочинение-отзыв на произведения А. А. Лиханова «Никто» и «Высшая мера»»Бояринова Наталья 10 «А» класс МБОУ СОШ № 60 города Брянска Раньше я была не знакома с творчеством Альберта Лиханова, Но не так давно, обсуждая произведения современных авторов, преподаватель посоветовал мне обратить внимание на книги А. Лиханова. Первым произведением этого автора, которое я прочитала, была повесть «Никто». В этом произведении поднимаются важнейшие проблемы о доброте и жестокости, дружбе и предательстве, эгоизме и гуманизме. Автор метко обнажает самые неприглядные стороны общества. Непростая история интернатовского мальчишки, который запутался и потерялся в тот самый момент, когда ему нужно было принимать решение – как строить свою жизнь дальше. Плывя по течению, он совершает ошибку. Да кто из нас не ошибается… Но ему эта оплошность стоила жизни… Главный герой Николай Топоров – сирота, оставленный когда-то давно матерью. Его жизнь не так беспечна, как наша, он вынужден пробивать себе дорогу сам. Воспитатели детского дома давно наплевали на чувства детей, они не способны помочь им в становлении личности. В училище Кольча впервые сталкивается с тем, что есть люди, гораздо сильнее его физически, и что верных друзей рядом нет. Он вынужден быть униженным, изгоем только потому, что не способен предать чувство собственного достоинства. Мне очень понравилось это его качество, особенно в сравнении с его друзьями по интернату, которые каждый раз прятали свою еду и боялись, что Кольча попросит их угостить его, хотя у него и в мыслях этого не было. Тут-то и появляется Валентин, способный дать Кольче опору, дружескую поддержку. Он-то и дает ему кличку Никто, образованную от начальных букв имени и фамилии. Естественно, смысл лежит глубже, и молодой человек на самом деле просто никто, лишь маленькая частичка этого мира, не нужная никому. Если сравнивать Николая с Валентайном, то внутренняя чистота Кольчи как раз и бросается в глаза. Несмотря на то, что Валентайна плохим человеком назвать нельзя (да, он принимает правила игры девяностых честно, что также, несомненно, вызывает уважение, он не подличает, не обманывает, не предает), но чистоты души Кольчи у него уже нет. Еще немало испытаний выпадет на долю героя, однако он так и не сможет найти себя, потому что на самом деле никому не нужен. Автор с отчаянием говорит о жизненной необходимости – каждому иметь близкого человека, который сможет помочь выжить в этом мире. До самого конца, до последней странички, я была уверена в другом финале, я все ждала момента, когда на сцене появится живой и прекрасный Валентайн спасти Кольчу – но, увы, не появился Валентайн, наоборот, со сцены жизни ушел Коля… Итак, Никто – мальчишка, которого захватили «лихие девяностые», но который сумел сохранить свою нравственную чистоту… А ведь за одно это его можно и нужно уважать, пусть он и пошел не той дорогой. Я разделяю боль автора. Очень жаль, что женщина, созданная для любви, для семейного счастья, для деторождения, смогла отказаться от своего ребенка, разорвав своим беспощадным поступком тонкую нить между ребёнком и матерью, попросту, испортив его жизнь. Мне очень понравилось произведение А. Лиханова «Никто». Автор передает историю жизни подростка простым и понятным языком, заставляя читателя почувствовать себя одним из героев книги, заставляя задуматься о взаимоотношении матерей и детей, о нравственных ценностях, о духовной жизни человека. Конечно, характеры героев раскрыты полностью, так, что я отчетливо представляла себе каждого героя. Не могу не сказать еще об одном произведении этого автора. Повесть «Высшая мера» прочитала на одном дыхании. Я прочувствовала все эмоции, которые пытался передать автор. Во время прочтения на глазах наворачивались слезы. Мне казалось, что я была в центре всех происходящих событий. Одиночество, которое выпало на долю Игоря, заставило его рано повзрослеть. Он испытал много боли, став сиротой при живых родителях. Быть никому не нужным – самое большое наказание. Да, Игорь, конечно, жил в достатке. Его холодильник был набит едой, его квартира была отремонтирована, вещи были в идеальном состоянии. Но это ли было нужно? Он был обделен вниманием дорогих ему людей, своих родителей – Ирины и Александра. Дорогие подарки, которые преподносились Игорю (цветной телевизор, мотоцикл), не смогли бы залечить его душевных ран. Он чувствовал, что родители лишь откупаются от него. Только бабушка, Софья Сергеевна, по-настоящему любила внука, хотела помочь ему, хотела быть рядом с ним, несмотря на все трудности в её собственной жизни. Софья Сергеевна разрывалась между Игорем и своей больной дочерью Алей, которая была инвалидом с рождения. Очень жаль, что Софья Сергеевна не смогла остаться рядом с внуком. Он испытал много боли, став сиротой при живых родителях. Быть никому не нужным- самое большое наказание. Да, Игорь, конечно, жил в достатке. Его холодильник был набит едой, его квартира была отремонтирована, вещи были в идеальном состоянии. Но это ли было нужно?.. Он был обделен вниманием дорогих ему людей, своих родителей- Ирины и Александра. Дорогие подарки, которые родители Игоря преподносили цветной телевизор, мотоцикл), не смогли бы залечить его душевных ран. Он чувствовал, что родители лишь откупаются от него. Трагически сложилась жизнь подростка. И в этом виноваты только взрослые. Они были не способны дать ребёнку заботу и ласку, которая, возможно, спасла бы его и их самих. Высшая мера – это наказание, кара, которая, как и считала Софья Сергеевна, обязательно настигнет горе-родителей. Высшая мера – это чувство вины, которое всегда будет преследовать нерадивых взрослых. В конце герои снимут маски, и лица их почернеют от горя. Но покаяния я не увидела. Родители испытали сильнейшую душевную муку, но так и не осознали – почему и за что… Проза Лиханова заставила меня задуматься над многими серьезными вопросами: о морали, о доверии и предательстве, о нравственном выборе. Я по-настоящему влюбилась в творчество Альберта Лиханова. Его произведения поменяли мое мировоззрение, открыли для меня новые ценности, убеждения. В общем, читать одно удовольствие, и тянет познакомиться с творчеством Альберта Лиханова еще и еще.
«Сочинение-обращение к автору по произведениям А. А. Лиханова «Солнечное затмение», «Невинные тайны», «Мальчик, которому не больно»»Погарская Кристина 8 «А» класс МБОУ СОШ № 60 города Брянска Уважаемый Альберт Анатольевич! Вы – герой нашего времени, человек, который посвятил всю жизнь написанию книг для нас, детей. Ваши книги о таких жизненных ситуациях, которые могут случиться с каждым из нас, в частности, с детьми и их семьями. Они всегда заставляют задуматься над прочитанным, ничто не остаётся без внимания, а авторский стиль достоин языка великих мастеров слова. С Вашим творчеством я познакомилась на уроке внеклассного чтения. Повесть «Солнечное затмение» произвела на меня огромное впечатление. До этого момента я прочитала достаточно много книг на различные темы. Но таких, как «Солнечное затмение», я не читала. В моей душе как будто поселилось осознание моральной ответственности, ответственности за свое поведение и нравственность за поступки перед собой и перед другими. В памяти начали всплывать моменты из жизни, я вспоминала поступки, которые без зазрения совести совершали люди на улицах, друзья, знакомые, родители. Мне стало стыдно не за других, а за себя. Я могла остановить их, но иногда не делала этого. На душе скребли кошки, хотелось выть от стыда. Нам предложили почитать еще несколько ваших произведений. Взяв в библиотеке книги, я быстро побежала домой. Первой в мои руки попала повесть «Невинные тайны». Я читала повесть со слезами на глазах, как будто сама переживала то, что написано в книге. Совсем обычные слова меняли меня, мои взгляды на жизнь, мировоззрение. Дочитав повесть, я была в оцепенении. Мне не хватало слов, чтобы высказать свое мнение по поводу того, что я прочитала. В ней переплетались две судьбы: мальчика Жени из благополучной семьи и Павла, совершенно обычного вожатого. Для Жени в его юном возрасте то, что он увидел, как живут дети в интернате, можно считать потрясением. Не каждый ребенок может вытерпеть такое. Дети-детдомовцы – это одинокие люди, которые ценят верность и дружбу, у них маленькое тельце, но огромная душа. Они чувствуют то, что не дано взрослым. Женя вырос в семье, которая всегда жила в достатке, ни в чем не нуждаясь. Это явно отличало его от тех детей, которых он встретил в лагере, но, как мне кажется, его мысли, чувства немного совпадали с теми, которые были у детей без семьи. Ему казалось, что он боялся, об этом можно судить по цитате из книги: «Страх этот дурацкий, откуда он взялся? Да и страх ли это вообще?» (стр. 130). Женя чувствовал, что в ту минуту, когда он понял детей-детдомовцев, он повзрослел. Да, это был один миг. В конце книги он совсем изменился, стал мыслить по-другому. И тут случается самое страшное. У него умирает отец, а мать попадает в тюрьму. Весь мир для Жени рушится, теперь он и сам такой же, как и дети, которых он повстречал в лагере. Понимание приходило с трудом, даже неохотно. Женя был как-то не по-детски спокоен, рассудителен. Он плакал, но позже, осознавая весь ужас произошедшего, Евгений с достоинством противостоял всем бедам на своем пути. Я горжусь им и его поступками. Павел, вожатый, человек, который был участником войны, инвалид. Довольно таинственный персонаж, характер которого я до последнего не могла понять. Он скрывал свои эмоции, все держал в себе, как будто чего-то боялся. Его душа пропитана какой-то отчаянностью, боязнью прошлого. Сны одолевают его каждую ночь, он просыпается со слезами на глазах. Вожатый молчалив, неразговорчив. Разве может такой человек работать с детьми? Я утверждаю, что может. Павел, бывший военный, никогда не предаст, он человек слова, который все равно любит детей, несмотря ни на что. Он, человек, который не смог убить ребенка, даже после того, как тот выстрелил в него, оставив отметины и воспоминания об этом инциденте на всю жизнь. Разве профессия вожатый не для него? Он не считает это каким-то долгом, для него это – судьба. Павел – персонаж скрытный, который не поддаётся глупым эмоциям, в совершенно обычном видит скрытый смысл. Не от мира сего, как могут сказать другие. Но нет! Я считаю его мудрым человеком, который хотя и совсем немного прожил на этом свете, но пережил намного больше, чем то, что он мог увидеть за всю жизнь. Он привык не показывать свою слабость, но чувства, которые вдруг возникли к Жене, сломали его. Он начал считать его своим младшим братом. Наверное, в тот момент страх, который не покидал его всё это время, на минуту испарился. Паша почувствовал себя спокойно, первый раз за столь долгое время. Для меня Павел – пример. Это человек, на которого я хочу быть похожей, он понравился мне больше всех персонажей. Вторая книга, которую я прочитала, называется «Мальчик, которому не больно». Я не могу подобрать слов, чтобы передать всю глубину проблемы, которую хотел затронуть автор. Не рассказать про отдельного персонажа, значит не осмыслить повесть. Больше всего мне хотелось бы затронуть отца главного героя, хотелось бы передать всё, что чувствую по отношению к нему. Прочитав повесть, я вновь заплакала, как и от предыдущих Ваших книг. Слезы горячими каплями скатывались по щеке, обжигая её. Почему я так реагирую на ваше творчество? Что-то во мне обжигало душу. Может, я взрослею?.. В повести рассказывается о Мальчике-инвалиде, живущем с отцом, бабушкой и матерью, которая постоянно в разъездах. Болезнь настигла мальчика ещё в раннем детстве, он не мог ходить. Попытки врачей постоянно были безуспешны, что расстраивало его отца, которого он очень любил. Отношения Мальчика с матерью не ладились, хотя бы потому, что она почти не приходила к своему ребенку, сторонилась его, и вместо того, чтобы обнять, протягивала пакеты с игрушками. Из-за этого в его душе остался отпечаток, который выгрызал в нем светлые мысли о матери. Пусть она приходила к нему, пусть покупала подарки, но разве это можно сравнить с тем, что она его бросила? Насколько нужно быть жестокой, чтобы оставить собственного сына-инвалида? И даже это он ей прощает. Сколько в герое доброты, сочувствия, желания жить. У Мальчика совсем нет друзей, и он маленький, беззащитный малыш находит друга в паучке, которого называет Чок. Даже в этом есть скрытый смысл. Мальчик специально называет так паучка, потому что каблуки его матери издают звук «чик-чок». Еще один момент того, что ему не хватает мамы. Отец мальчика – герой. Другого слова просто нельзя подобрать. Он часто плачет из-за своего сына, которого он любит больше всех на свете, не стыдится своих слез. Он прочитал очень много книг о заболевании Мальчика, тратит все силы, чтобы тот вылечился и смог быть здоровым, полноценным ребенком. Вскоре после того, как уехала мать Мальчика, отец с большей верой в исцеление начал искать врачей для своего сына. Наверное, ему было обидно за Мальчика и совестно за свою жену. Денег не хватает, и он устраивается на работу, что и становится роковым событием в жизни малыша. Отец погибает в автокатастрофе, бабушка попадает в больницу. Мальчика отправляют в интернат… «Я не хотел жить. Не хотел ничего видеть. Не мог, понимаете?» (стр.29). Для него все становится пустым, он совершенно безразличен ко всему. Стоит ли надеяться на чудо в такой ситуации, на выздоровление, на то, что вернется мама? Верить нужно всегда, независимо от ситуации. Верь и чудо придет. И чудо пришло! Ему стало больно. Ночью его ноги вдруг начали жечь, как будто заживо сдирают кожу. Он, ошеломленный, ничего не понимая, смотрит на дверь, а там стоит Батюшка и его Мама, которую он принимает за Богородицу. А она, со слезами на глазах, бежит к своему сыну, понимая, что он может ходить. И Мальчик кричит, что ему больно. Разве это не чудо? Повесть заканчивается на счастливой ноте, Вы не пожелали продолжить рассказ. Наверное, чтобы мы сами додумали для себя конец, который нам по душе. Я считаю, что этот рассказ может многому научить нас: добру, дружбе, взаимовыручке, милосердию, ответственности за всё, что происходит вокруг нас. Уважаемый Альберт Анатольевич Лиханов! Вы – мой любимый писатель, ваши книги я продолжу читать и буду учиться чему-то новому. Я думаю, что Ваши произведения имеют место в современной литературе. И молодым, только начинающим писателям, стоит поучиться у Вас. Я советую всем прочитать произведения Альберта Лиханова и как можно больше проводить внеклассных уроков по его книгам. Ведь Альберт Лиханов – герой нашего времени.
«Эссе по книге А.Лиханова «Мой генерал»»Святоха Елизавета Владимировна 7 «Б» класс МБОУ «Гимназия» г.Новозыбкова Детский и юношеский писатель Альберт Анатольевич Лиханов в своем произведении «Мой генерал» сконцентрировал наше внимание на проблемах войны и равнодушного отношения к окружающим. В книге писателя чувствуется его личность, она проявляется в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее. Действующие лица романа четвероклассник Антон Рыбаков из Сибири, его отец Сергей, работающий заместителем главного инженера, мать Ольга, отставной генерал — лейтенант Антон — дедушка мальчика, преподаватель французского языка Анна Робертовна, друг Кешка, Алька, генерал Иванов, телеграммщик Кирилл Пухов, Борис Егоров, Галя, трубач и другие. На первых страницах книги Антон повёл себя некрасиво, хвастаясь дедушкиными заслугами перед товарищами и пользуясь его славой. Внук стыдился того, что отставной генерал-лейтенант стал работать простым кладовщиком. Он стыдился вида деда — в телогрейке, треухе, валенках, а не в генеральской шинели с золотым шитьем. Ему была важна лишь оболочка, а не жизнь и характер деда. Но мальчик вскоре сам понял, насколько недостойно поступает и признался ему во всем. Роман «Мой генерал» посвящен всем солдатам минувшей войны, несмотря на то, что развитие событий происходит в мирное время. Вспомним историю трубача. Война поломала всю жизнь этого человека, лишила его семьи. Он рассказывает о том, как невыносимо больно было смотреть на то, как гибнут люди, понимать, что ты не в силах изменить их судьбу и ещё при этом играть музыку. До глубины души трогает рассказ генерала Иванова, который лишился на фронте обеих рук, но не потерял веру, вернулся в полк и снова начал воевать. Многие люди после войны не могли найти пропавших родственников и создали специальную радиопередачу. Автор пытается сказать нам, как много горя и страданий оставила после себя война. В произведении «Мой генерал» не раз высказывалась мысль о том, что равнодушие — это самое страшное бедствие нашего времени. Это проявляется в сценах, когда Кирилл Пухов стоял и смотрел, как хулиганы убивают белку, не предпринимая никаких действий; когда строители электростанций совершенно не думали о том, что губят муравейники. Антошка сказал дедушке о телеграммщике « Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!» Отставной генерал серьёзно отнесся к словам внука: «Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И ее надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не маши рукой, не закрывай глаза, не считай, что это зряшные люди. А самое главное — не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!» Моим любимым героем стал дедушка Антона. Он всегда относился ко всём с пониманием, не дал шабашникам «за счет государства руки погреть», пробудил совесть в пьянице — почтальоне. Дедушка никогда не забывал о своей малой родине, о боевых товарищах. О своих подвигах и заслуженных наградах не говорит ничего, хотя прошел с боями всю войну. Свою генеральскую шинель надел в Сибири всего раз, чтобы успокоить народ, когда на поселок обрушился небывалый снежный заряд. ‘Отставной генерал-лейтенант умирает. Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Я согласна с ним, ведь если человек жил достойно, то он будет жить и после смерти — в памяти потомков. Роман кончается грустно, я считаю, что люди должны читать такие произведения, чтобы понять, как много было отдано нашими предками ради голубого неба у нас над головой. |