Пьеса М. Горького “На дне” является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучительную историю.
Тема босячества является ключевой в творчестве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.
Однако
не только этим определяется содержание произведения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ведут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому человеку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: “все – черненькие, все – прыгают…”).
Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спасительная ложь – что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу “На дне”, придется самому дать ответ.
Уже данное
в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и символы обветшания (“тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”, некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор (“изодранная карточка из-под шляпы”, “куски клеенки, тряпье”)).
Видя такой интерьер, сразу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной атмосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.
Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием “Роковая любовь”, жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утверждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой.
Ваське Пеплу во сне снится пойманный “огромаднейший” лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: “И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!”.
Образ Луки в пьесе М.Горького На дне
... пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до ... людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя ... уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, ...
Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рассуждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре.
Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что когда-то много читал и считался образованным человеком. Бубнов работал скорняком и при этом имел свое дело.
Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельствами и хочет от жизни лишь одного – спокойно умереть. Недаром Квашня называет ее “терпеливицей”. Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба.
Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все – таки хочет еще немного пожить.
Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлежки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его неуемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: “А я на тебя полтину накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…
И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже”. У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказывается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его философии доброта к деньгам отношения не имеет.
Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев (“А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…”), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.
Отличительной особенностью пьесы М. Горького “На дне” является афористичность. В произведении часто встречаются пословицы и поговорки (“Шум – смерти не помеха” (Бубнов), “Дважды убить нельзя” (Сатин).
“Старику – где тепло, там и родина” (Лука), “Все мы на земле странники” (Лука)).
Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои (“Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь” (Актер), “Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется…” (Бубнов), “Я говорю – талант, вот что нужно герою.
А талант – это веря в себя, в свою силу” (Актер), “Все хотят порядка, да разума нехватка” (Бубнов)).
Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: “Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”. Клещ утверждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты.
Значение названия пьесы на дне. Смысл названия пьесы «На дне» ...
... писателя. Б) Смысл названия произведения Творческий замысел пьесы «На дне» относится к ... Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса. На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне ... и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки ... люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как ...
Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.
В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жизненных опорах.
Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях между людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.
Для более глубокого понимания пьесы необходимо обратиться к работе Ф. Ницше “О мечтающих об ином мире”.
Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть собственное несовершенство, восходит к ницшеанству.
Современная М. Горькому литературная критика встретила пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Демократическая критика подчеркнула, что М. Горький призывает читателя не жалеть, а уважать этих людей.
Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализирует своих “босяков”, вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.
Особую роль для понимания идейного содержания произведения в пьесе играют монологи героев.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Человек и правда в пьесе горького на дне
... Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него. О монологе Сатина Здесь ошеломляет волевой напор этого размышления о Человеке. ... мыслью бездны и пустоты. Но монолог Сатина не суть кульминация четвертого акта пьесы. Действие идет дальше и уже ... нам и в голову не приходит задать, например, вопрос: а почему «человек — это звучит гордо», а не на самом ...