Образ Луки в пьесе М.Горького На дне

Сочинение

Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».

Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан

основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание?

Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»



 До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно

в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по

отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом

«общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо

отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум — смерти не помеха»).

В целом,

«мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят

сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника

Луки.



 Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим

грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его

неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен

разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» —

общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов).

Лука вовсе не

навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с

первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не

пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а

«навязываться» — не в его характере.



 Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение —

своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно

опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна

тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает

никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из

них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).



 В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер — герой

13 стр., 6061 слов

Образы «хозяев жизни». Законы существования «на дне. Женские ...

... наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы. Женские образы в пьесе » На дне» В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, ... Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» ...

веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это

случится после ухода Луки из ночлежки).



 Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно

улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже

делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел

вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее

действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано.

Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в

последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу);

  • лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.



 Именно Барон — наименее симпатичный из ночлежников — пытается разоблачить

Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить,

что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало

времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода).

Выясняется, что

пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли.

Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними

«мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер).

Виновником