Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».

Аргументы на тему: Гордость и смирение в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)

В прозе Максима Горького можно найти ответы на все вопросы, которое ставит перед нами итоговое сочинение. Но особенно много там аргументов по направлению «Гордость и смирение». Многомудрый Литрекон уже делал подборку примеров по этому направлению и банк аргументов, но никогда не будет лишним дополнить список примеров для ИС.

  1. По-настоящему гордым человеком в пьесе «На дне» является Сатин. Несмотря на свое нищенское положение, он не считает себя ниже кого-либо и не смиряется со своей судьбой. Он попал в ночлежку случайно: когда-то давно он заступился за честь сестры и убил обидчика. Четыре года каторги не прошли бесследно: герой стал шулером, чтобы заработать на жизнь в маргинальных кругах. В обществе приличных людей он уже не мог найти себя места с такой биографией. Но это обстоятельство его не удручает. Он открыто и гордо признает все то, что с ним происходит, и не выдумывает утешительных басен, как Настя или Барон. Да, он — шулер, да, его дорога ведет в острог, ну и что? Он высмеивает метод Луки и отрицает ложь во благо. Сатин не стесняется себя и восклицает: «Правда — бог свободного человека!». В своей гордости он видит возможность оставаться независимым, сильным и трезвомыслящим человеком.
  2. Олицетворением смирения в пьесе Горького является Лука. Странник прожил таинственную и полную лишений жизнь. Автор намекает, что он бежал с каторги и бывал в самых неблагонадежных местах. Наличие богатого жизненного опыта помогло старику понять и принять тех людей, которые его окружали. В ночлежке он сразу же стал своим и заручился доверием многих жильцов за свое умение слушать и слышать исповедь отверженных.

    Его мудрость понятна всем: он призывает нищих смириться с судьбой, но жить с надеждой на лучшее. Так, он утешает Анну и предрекает ей отдых в раю, подводя ее к мысли о том, что смерть — это избавление, а не горе. Актеру он советует признать свою проблему и заняться ее лечением, правда, не уточняет, где же ему это сделать. В философии Луки главным пунктом является смирение, а практические меры по решению проблем он не перечисляет. Однако даже его утешения помогли людям: Настя смогла на время забыть о своем унизительном ремесле, Актер на время бросил пить, а Анна отправилась в мир иной без сожалений и горечи.

  3. Гордыня без оснований представлена в образе Барона. Этот герой высокомерен и заносчив, хоть и находится в таком же безвыходном положении, что и остальные обитатели ночлежки. Даже его имя неизвестно читателю, ведь за героем закрепилась кличка, подчеркивающая его бывший социальный статус. Положение в свете и капитал Барон утратил, но привычка помыкать людьми осталась. Так, он бессовестно упрекает Настю в том, что она придумывает себе истории любви. Герой нисколько не сочувствует бедной девушке и бравирует своим отсутствием такта, чтобы посмеяться над ней. А ведь именно Настя без конца одалживает ему деньги, но бывший дворянин, видимо, привык к тому, что простолюдины должны его обеспечивать.

    10 стр., 4572 слов

    Тема «маленького человека» в пьесе Островского «Бесприданница»

    ... жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, ... сочинения Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в ... путь смирения, возможность ... правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […] Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В ...

    В финале он вспоминает о своем прекрасном прошлом, чтобы еще раз подчеркнуть слушателям разницу между ним и теми, кто обитает по соседству. Его гордыня — однозначно отрицательное чувство, которое не дает ему объективно оценить свое положение и вести себя соответствующе.

  4. Еще одним гордым героем пьесы «На дне» является Клещ. Он свысока смотрит на обитателей ночлежки, потому что относит себя к труженикам, а не к бродягам. Своих соседей он презирает за праздность и дурные привычки и обращается с ними грубо. Он лелеет надежду на то, что своим трудом добьется переезда из подвала в нормальное жилье. Об этом он не устает напоминать всем и каждому, чтобы получить должное, по его мнению, уважение. Гордость Клеща настолько завладела им, что он даже к жене относится с брезгливым презрением. Для него она — помеха на пути к обеспеченности. Он не стесняется строить планы на тот день, когда обуза в виде супруги перестанет его беспокоить и отягощать. Анну он винит во всех бедах и нисколько не поддерживает. Данный пример показывает, что гордость нельзя назвать положительным качеством. Она приводит человека к высокомерию.
  5. Смирение может упростить жизнь. Это доказывает пример Анны, героини пьесы «На дне».

    Героиня была опасно больна и доживала последние дни, мучаясь от страха смерти. Ее судьба трагична: грубый муж бил и оскорблял ее, нищета истребила все силы. Женщина не видела счастья и даже не ела досыта. Такие условия жизни привели к образованию туберкулеза. Анне было обидно умирать, так и не познав радости. Она боялась потустороннего мира и страдала от несправедливости своего удела. Но беседы с Лукой помогли ей смириться со своим уделом. Да, ее участь незавидна, но в раю Бог вознаградит ее за терпение и готовность к жертве. Услышав такую трактовку смерти, героиня нашла в себе силы с достоинством покинуть этот мир и поверить в лучшее, пусть и потустороннее будущее. Смирение облегчило ее мучения.

Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне»

Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне»

В девятисотые годы в России разразился жесткий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количества босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это не случайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался». Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости. Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща о том, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…»

4 стр., 1999 слов

Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького «На дне»)

... потомки с гордостью назовут нас настоящими людьми. Другие сочинения: ← Технический прогресс↑ На свободную темуВ жизни всегда есть место подвигу → «Человек — это звучит гордо!» (М. Горький) Все мы живем в обществе. Каждый ... в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире. Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории ...

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей».

Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать.

Здесь собирались воры, нищие, калеки – все выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению , прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные; бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.

Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка, даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжить из них несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» доказывают неправомерность капиталистического строя и служат разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни… Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание».

10 стр., 4709 слов

Жизнь и художественное своеобразие пьес А.Н. Островского

... качестве отправного момента в художественном творчестве. Не случаем Добролюбов называл пьесы Островского "пьесами жизни". Они представлялись критику ... жизни". Эта "общая обстановка жизни" находится пьесах Островского в самых ежедневных, обыденных фактах жизни, в мелких конфигурациях души человека. ... мир Островского только многообразен. Исследователи смогли подсчитать и выявить, что в 47 пьесах - ...

Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна — «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания.

Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям.

Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у него найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их — они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма — добру не научит, а человек — научит… да!» Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…»

Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке — за всяко-просто — помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и — удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек — вот правда!»

И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай — все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…»

10 стр., 4657 слов

Авторская позиция в пьесе на дне. Анализ пьесы «на дне»

... в пьесе, кто знает правду. Какова же авторская позиция в споре о правде – свободе – человеке? Некоторые литературоведы утверждают, что только в словах Сатина изложена авторская позиция, однако можно предположить, что позиция автора объединяет в себе идеи Сатина и ... завуалировано, используя разные средства. Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе Автор в тексте устранен, именно ...

Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все — в человеке, все для человека! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

Горький в одном интервью в 1903 г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее?».

Решение вопроса, что надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.

Слова Сатина выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека!»

Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию». Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека. Горький утверждал великие идеи гуманизма.

Своей пьесой «На дне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического характера: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давал понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.

3 стр., 1316 слов

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»

... Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Эти стихи звучат как гимн иллюзиям. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. «Утрата надежд вызвала смерть его души», - сказал Горький ... идея о том, что каждый человек имеет право на счастье. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... пьесы ... словах ...