Эссе с песней в жизнь в бой на вдохновенный труд

Эссе

«Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» В.А.Сухомлинский

Я – учитель музыки в школе. Среди учителей, учащихся и родителей часто бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть: песню спел, пятерку получил – и никаких забот. Но мало кто задумывается, что урок музыки помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов. Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания подрастающего поколения. Сегодня для развития музыкального образования во Мценске делается многое: музыкальная школа, различные музыкальные кружки в школах, при Дворце Культуры, Домах детского творчества и т.п. Однако при этом разнообразие форм внешкольных занятий не может заменить систематического музыкального воспитания. Только в общеобразовательной школе на уроках музыки может осуществляться целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей без исключения.

Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах казахской народной, классической зарубежной и русской музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы и города, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения – таковы основные направления моей работы-учителя музыки в школе.

Ушинский писал: «Учение – это серьезный труд, требующий волевых усилий. Но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.

Для того чтобы дать яркий, эмоциональный, занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен, слушание музыки.

29 стр., 14047 слов

Психолого педагогические основы музыкального воспитания

... музыкальные вкусы. Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими. Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной ... музыкального воспитания в школе, в частности, на идеи Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Д.Б. Кабалевский рассматривает музыку ...

В начальной школе – это частая смена различных видов деятельности: игры, пение, нотная грамота, физминутки, слушание музыки. Дети очень любят играть в игры-загадки: узнать какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д. Младшие школьники очень любят рисовать. Но, мы не просто рисуем, а играем в художников, которые прослушали музыкальное произведение и хотят красками и линиями передать его настроение и характер.

При разучивании песен большое внимание уделяю жестам, мимике. Так легче запоминаются слова, и детям исполнять песню становится интереснее. В начальном звене дети с удовольствием поют, поэтому я разучиваю большое количество песен, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

В среднем звене материал усложняется, увеличивается количество информации. Я стараюсь преподносить материал так, чтобы дети воспринимали его как часть истории своей страны и мировой истории. Чтобы новое запоминалось легче, использую различные схемы, таблицы, опорные сигналы. Не требую обязательного запоминания отдельных фактов, дат. Стараюсь научить мыслить.

Слушание музыки – один из важнейших этапов урока. Как правило, проблема состоит в том, что дети не могут ясно выражать свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Характер музыки часто определяется несколькими словами: весело-грустно, быстро-медленно. Здесь нам на помощь приходит «Словарь эмоций», который всегда находится у детей перед глазами, над доской. Слушая произведение, дети выбирают из словаря два-три слова, которые, по их мнению, четко определяют характер прозвучавшей музыки. Постепенно они учатся говорить о музыке развернуто, не ограничиваясь двумя словами.

Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений композиторов России, через обычаи и традиции, культурное наследие многонациональной страны.

Веду в школе занятия вокального класса, включающего сольное, ансамблевое и хоровое пение. Дети, занимающиеся в вокальном классе, являются активными участниками всех школьных и городских мероприятий и конкурсов.

Работу учителя музыки в школе отличает многоплановость и многопрофильность. Это объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество в различных проявлениях. Осуществление всего этого требует овладения множеством знаний и умений и может быть выполнено при условии, если учитель знает не только методику проведения урока, принципы его построения и особенности внеклассной работы, но и хорошо знает класс, состоящий из школьников с очень разными интересами и потребностями, и, самое главное, любит и понимает детей.

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII ... возможности культурно-досуговой деятельности не всегда можно реализовать на практике, в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и нарушений у детей. ...