Каждый раз, когда говорят об ученических сочинениях, о сочинениях абитуриентов, то жалуются на дистрофию мысли, отсутствие живого, творческого подхода, убогую несамостоятельность, омертвляющую безликость, оказененную речь. И для жалоб, действительно, есть все основания.
В чем же дело?
Вот, к примеру, три темы из числа рекомендуемых учителям и широко распространенных в школе: «Город Калинов — уголок «темного царства», «Дикой и Кабанова», «Братья Кирсановы». О городе Калинове в учебнике — шесть типографских страниц большого формата, братьям Кирсановым посвящены там же пять страниц, и хотя о Диком и Кабановой всего две страницы, на них все, что касается этих купцов-самодуров, изложено четко и определенно. Ученик же на классном сочинении пишет примерно четыре-пять рукописных тетрадочных страничек (как правило, девятиклассник за два урока написать больше не успевает).
Что же остается ему, как не изложить вкратце прочитанное в учебнике? Так могут ли такие сочинения быть творческими, не безликими? Стоит ли удивляться, что в основном все они похожи друг на друга?
Есть и еще одно обстоятельство. Пятнадцати-шестнадцатилетним юношам и девушкам мы предлагаем тему для классного сочинения. Пусть эта тема сравнительно несложна. Но все же за два урока, которые имеются в распоряжении школьника, он, согласно школьным требованиям, должен дать исчерпывающий ответ на тему сочинения, логически последовательно изложить свои мысли, обосновать, аргументировать выдвинутые положения, сделать выводы и обобщения, при этом выполнить работу стилистически правильно и грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении. По плечу ли выполнение всех этих требований для большинства учащихся?
Вот почему в ученических сочинениях так много ходячих формул и штампованных выражений. Словесный штамп не требует времени на обдумывание, того времени, которого нет у ученика. Ученик вне зависимости от своих желаний вынужден заучивать формулировки и даже целые куски из учебника и критической литературы — у него нет времени на обдумывание, не говоря уже о работе над словом.
Однако ученики отделываются общими фразами не только потому, что у них нет времени на размышление, не только потому, что словесный штамп для них всего безопаснее. Некоторые темы, которые предлагаются ученикам для сочинений, невозможно раскрыть иначе. Вот несколько тем из числа имеющих хождение в школе: «Народность и гражданственность поэзии Некрасова», «Новаторство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Женские образы в романе «Война и мир», «Поиски смысла жизни передовой дворянской интеллигенции начала XIX века по роману Л. Н. Толстого «Война и мир», «Русская интеллигенция на рубеже двух веков в творчестве А. П. Чехова». Можно ли за два урока написать вдумчивое, своеобразное сочинение на одну из этих тем? Учтем при этом, что в учебнике первая из них изложена на сорока страницах, а последняя — более чем на двадцати. Так мы сами учим писать бездумно, торопливо, поверхностно, если так можно выразиться, крупноблочно: пользуясь готовыми «блоками» обкатанных мыслей, заученных положений, стандартных фраз.
Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
... поработать с текстом и подобрать цитаты. Составление плана сочинению 1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » I. Суровая ... текст произведения, презентация Тип урока : развитие речи Методы : словесный, практический, частично-поисковый «Толстые и тонкие вопросы» I. Мотивация Сочинение «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие вопросы» ...
Очевидно, суть проблемы в той цели, во имя которой пишутся сочинения на литературные темы.
Сегодня в школе сочинение по литературе чаще всего рассматривается как форма контроля, проверки знаний. Характерно в этом смысле место, которое они занимают в процессе занятий. Закончили уроки, посвященные «Евгению Онегину»,— пишется сочинение о «Евгении Онегине»; закончили изучение Гоголя — сочинение о Гоголе; прошли Достоевского — сочинение по «Преступлению и наказанию». Естественно, что в таком случае сочинение учит не столько глубже постигать произведение, сколько излагать уже постигнутое.
Не менее распространен взгляд на сочинения по литературе, согласно которому главная их цель — развитие и закрепление навыков письменной речи.
При таком подходе сочинение на литературную тему теряет свое качественное своеобразие: идеи, образы произведений становятся лишь материалом для построения планов, развертывания системы доказательств, стилистических упражнений.
Еще недавно литература была единственным предметом, на уроках которого учили понимать тему сочинения, составлять план, подтверждать доказательствами выдвинутые положения. Но вот уже несколько лет в школе действует новая программа по русскому языку, согласно которой ученики овладевают основными навыками работы над сочинениями начиная с четвертого класса. В этих условиях сочинения по литературе перестали быть главной формой развития навыков письменной речи. А раз так, то школьные сочинения по литературе должны прежде всего «работать» на саму литературу.
Мы хорошо понимаем, сколь велико расстояние между школьным химическим кабинетом и современной химической лабораторией. Но ученик, который ставит опыты в школьном кабинете химии, и ученый, проводящий исследования в химической лаборатории научного института, при всем различии делаемого ими, заняты одним и тем же: химическим экспериментом. Пятиклассник, который пишет по своим наблюдениям сочинение об осени, как это ни покажется парадоксальным, делает то же, что Пришвин и Паустовский: всматривается в природу, постигает ее и выражает увиденное а художественных образах. Не то, когда школьник пишет сочинение по литературе.
Необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу ...
... согласиться со взглядами С. Львова на проблему преподавания литературы в школе. Можно вспомнить немало произведений, в которых поднимается вопрос преподавания литературы в школе. У Д. Орлова есть небольшой рассказ «Аптека ... нам лекарство от всяческого безобразия», — пишет Д. Орлов. «Аптекой души» стали для этих детей уроки литературы, сама великая русская литература. В книге Г. Щербаковой «Вам и не ...
Просматриваю литературно-художественные журналы. Рецензия, разбор, обзор, анализ, обсуждение новых книг, размышления о прочитанном. Просматриваю журналы литературоведческие. Споры о современной литературе, обзоры современной литературы, проблемные статьи, исследования по истории литературы, которые включают в себя анализ художественного произведения и сопоставление его различных редакций, сравнение двух или нескольких произведений одного и того же писателя и разных писателей, критическое рассмотрение различных мнений о писателе и его книге и изучение писем, мемуаров, других документов, помогающих более глубоко понять литературу, и т. д. и т. п. И редко-редко что-то напоминающее тему школьного сочинения по литературе. Короче говоря, в жизни о литературе пишут не так, как в школе, а в школе — не так, как в жизни.
А между тем то, что пишут о литературе в школе, должно быть по сути своей тем же, что пишут о литературе в жизни: постижением и истолкованием литературных произведений, творчества писателя, литературы как искусства слова. Работая над сочинением, школьник глубже проникает в художественное произведение, исследует им еще не исследованное, понимает до того им не понятое, короче — он вчитывается в изучаемое, а не отчитывается в выученном.
Конечно, в любой области знания специалисту необходимо не только открывать, но и обобщать уже известное, не только исследовать, но и передавать существо исследованного, не только искать, но и излагать в определенной системе уже найденное, притом не только тобой, но и другими. Эти умения и навыки школа должна дать своим сегодняшним ученикам. Они нужны будут им и как специалистам, и как общественным деятелям: сегодняшние старшеклассники завтра станут агитаторами и пропагандистами. А для этого надо знать, как раскрыть тему, как подобрать материал, как его расположить, как аргументировать выдвинутые положения. Поэтому наряду с сочинениями поисково-исследовательского характера нужны в школе и сочинения-обобщения, сочинения-итоги. Нужны они и как средство развития навыков письменной речи (хотя эти навыки развивают и все остальные типы сочинений), и как один из путей систематизации знаний и их проверки. Но об этих (ныне преобладающих в школе) сочинениях существует огромная литература, методика обучения им тщательно разработана. Это и дает нам право сейчас на них не останавливаться.