Этот период литературы — один из самых сильных, мощных и предопределивших судьбу, как самой литературы, так и русского языка в целом. Его называли «Золотым веком поэзии». Но проза этих лет тоже не уступала, ее смело можно назвать образцом зарождения канонов письма.
В это столетие творили Пушкин и его учитель Жуковский, Фет и Тютчев. Всемирно известные Лев Толстой и Федор Михайлович Достоевский, конкуренты Горький и Чехов, Некрасов и Тургенев творили свои жемчужины, известные сейчас во всем мире. В этот период было создано множество достойных образов. Образ дома в русской литературе этого времени — один из самых сильных и запоминающихся, наделенный исконно русскими чертами и одновременно благосклонный к новым мировым тенденциям.
Век начинался развитием романтизма, который плавно перешел в реализм и социальный реализм. Настроение произведений было пронизано революционными предчувствиями и желанием перемен.
Образ дома у классиков прозы XIX века
Мы рассмотрим образ дома у трех знаковых мастеров художественного слова: Пушкина, Льва Толстого и Чехова.
Благодаря А. С. Пушкину образ дома в русской литературе имеет две трактовки. Разберем их детально на примере романа «Евгений Онегин» и его главных героев — Евгения и Татьяны.
Для Евгения дом — скучное место для отдыха. К своему дому особо трепетного отношения Евгений не испытывает. Другое дело — домоседка Татьяна. Дома она рукодельничает, читает и мечтает. Она — настоящая хранительница домашнего очага, дома ей очень уютно и комфортно. Возможно, именно поэтому она с такой легкостью отвергает несвоевременные чувства Онегина. У нее есть настоящий, достойный дом, и сейчас он — ее высшая ценность. И читатель понимает, что Татьяна даже мыслями не может осквернить свое жилье, что выступает в романе символом и ее души, двери которой если закрываются для определенного человека, то уже навсегда. Так образ дома у Пушкина выступает символом покоя, умиротворения, моральной чистоты.
Образ дома у Льва Толстого немногим отличается от пушкинской трактовки. Ощутимая разница в том, что для Толстого жилье становится и основным местом действия, и «родовым гнездом», истоком характера целого рода с его традициями, историей и тайнами. В домах Ростовых и Болконских (да и Курагиных) происходят важные события «Войны и мира». При этом стоит вспомнить трактовку названия этого монументального произведения. Понятие «война» не нуждается в объяснении, а понятие мира здесь – не «состояние НЕвойны», а всеобъемлющий мир людей и их судеб. Вообще, в романах Льва Толстого описаниям домов внутри и снаружи, их интерьера и атмосферы уделяется много места, именно толстовский образ дома и семьи в русской литературе станет примером многим наследникам литературных традиций классика.
Образ женщины в русской литературе
... -vremeni/ образ русской женщины в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obraz-krasivoy-jenschinyi-nashego-vremeni/ от любви к женщине родилось все прекрасное на земле сочинение образ женщины в литературе [Электронный ... совершенно напрасными мне представляются нарекания критиков в адрес Л. Толстого, который в эпилоге романа показывает Наташу любящей и преданной женой ...
У А. П.Чехова понятие дома наиболее детально раскрывается в его последней пьесе «Вишневый сад». В основе сюжета лежит рассказ о дворянском роде, который из-за сложных жизненных обстоятельств теряет свое родовое поместье и вынужден расстаться с любимым вишневым садом. В произведении великого прозаика переплетается прошлое и настоящее, возвышенное и бытовое. Дом здесь символизирует и родовое гнездо, и комфорт, и крепкое «стояние на ногах» семьи Раневских. Когда они продают дом и переезжают после смерти сына, все становится с ног на голову. Вишневый сад, казалось бы, не имеет особой материальной ценности. Но его стоимость не исчисляется деньгами, дом был пристанищем тела, а сад – души рода.
Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников , Энза Закирова
Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
родной дом
«священные места и предметы в нём»
- Они подменяются лжеценностями — дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если
дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома , становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага , определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т. д. Постепенно понятие «родной дом »
расширяется,
родными становятся улица
родному дому
родной дом
для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих,это:
- само здание, стены и крыша над головой,
- семья,населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.
- определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа,
домашнее тепло
- своё личное пространство.
положительно насыщенным образом родного дома
Формирование положительного образа родного дома
дома и родителей
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
... народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях. В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау. Сочинение на тему Моя мечта В мире очень ... дает семья человеку и как это влияет на его будущее? Семья – это некий старт и подготовка перед взрослой жизнью. Именно от родителей зависит, какими способностями и умениями будет обладать ребенок, став взрослым. В семье ребенок ...
формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома
Родной дом
:
*Семья. родословная
Формировать
«Моя семья»
«Портрет мамы»
«Портрет папы»
- Беседы на темы:
«Мои близкие»
«Самые дорогие люди»
- Изготовление сувениров и подарков для членов семьи. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей.Обсуждение ситуаций:
«У меня большая семья»
«На кого я похож?»
Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Моя семья»
«Дочки-матери»
- Просмотр мультфильма
«Морозко»
, чтение сказки
«Хаврошечка»
- Изготовление с привлечением родителей родословной или генеалогического древа семьи.
*Дом
Цели и задачи: Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять знания детей о родном доме , адресе. Знакомить с поговорками о доме, о семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его , привычку содержать в порядке.
«Дом, в котором мы живём»
«Моя комната»
«Почему я люблю свой дом»
- Рисование на тему
«Мой дом»
- Обсуждение ситуаций:
«Чтобы в доме стало веселей»
«Мой игровой уголок»
Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Дом»
«Новоселье»
«Ремонт в квартире»
- Игры- драматизации:
«Кошкин дом»
«Теремок»
«Три поросёнка»«Лиса и заяц»
- Конструктивная игра
«Дом моей мечты»
дома и семьи
родному дому
домашнего труда на темы
«Если мама устала…»
«Как я помогал папе, бабушке, дедушке»
- Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т. д.)
Формы и методы закрепления знаний: «Польза добрых дел»
домашнем бытовом труде
- С/р игра
«Дом»
, чтение сказки
«Федорино горе»
- Викторина
(по пословицам, стихотворениям и поговоркам о доме, семье и труде)
с привлечением родителей.
родного дома
родного дома
«Моя комната красивая»
«Как я украшаю свой дом»
- Рисование на тему
«Укрась свой дом»
- Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.
Формы и методы закрепления знаний: Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома . Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера»
(представление семейной газеты, сладкого блюда, приготовленного членами семьи, творческих работ родителей и т. д.)
Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе
... мощные. Молодая семья, переживающая период адаптации друг к другу и при этом живущая вместе с родителями испытывает двойное давление и неудобства. Причинами конфликтов молодой семьи и семьи родителей, проживающих ... того, живут ли молодожены отдельно или совместно с родителями одного из супругов, выстраивать правила совместной жизни, как - то обозначить границы своей семьи и, наконец, определиться с ...
*Семейные праздники и традиции
Цели и задачи: Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.
«Выходной в нашей семье»
«Семейные праздники»
- Разучивание и исполнение песен на праздничные темы.
«Уроки вежливости»(учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях)
Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «День рождения мамы»
«Папин праздник»
- Просмотр мультфильма
«Малыш и Карлсон»
- Праздничный утренник
«Папа, мама, я – спортивная семья»
По этим же направлениям должна вестись и работа родителей.
Краткий итог сочинений
Удивительное разнообразие тем для исследований может дать нам образ дома в русской литературе. Сочинение, к сожалению, не может передать все оттенки значения жилища для писателей XIX века, но мы можем подвести итог, выделив основные, общие для всех черты:
- Дом – как родовое гнездо.
- Он символизирует традиции и историю рода.
- Является часто основным местом действия произведения.
Писатели не жалели красок для описания семейных гнезд своих героев. Большинство из них жили в унаследованных от отцов и дедов поместьях, ценили и уважали его. Отношение к дому и нахождению в нем во многом предопределяло характер персонажа, наличие/отсутствие авантюрности в нем.
Понятие дома в значении своего места в жизни
На примере жизненного пути главного героя автор показал противоречивую натуру, которая искала правду в запутанном любовном треугольнике и сложной политической ситуации. И пусть поступки Григория часто опрометчивы и не всегда правильны, он четко понимает, кто он и где его дом. Его хутор, земля, родной край, где близкие по крови и духу люди, – только там он чувствовал себя на своем месте. Даже когда ему грозил расстрел, не дождавшись амнистии, он возвращается домой. Ведь человек вдали от родного дома, как дерево без корней. Все поступки героя направлены на то, чтобы обеспечить мирное небо над своим домом и покой своей семьи.
Для того чтобы подчеркнуть важность темы дома в «Тихом Доне» автор использует яркий художественный прием. Первая фраза романа звучит так: «Мелеховский двор — на самом краю хутора». А финальная сцена произведения посвящена долгожданному возвращению главного героя в родной дом, который он считает наивысшей ценностью и его единственным спасением. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Литература XX века. Обзор
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-na-temu-dom-proizvedeniya/
На смену литературным традициям XIX столетия пришло бросающее вызов новаторство века XX. Образ дома в русской литературе 20 века приобретет совсем иные черты, чем в веке-предшественнике.
Вечные образы в русской литературе примеры. ««Вечные образы» ...
... Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ... Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь. Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба ...
Этот период получит позже название «Серебряного века». В нем берут истоки и развиваются множество течений и направлений. Реализм переходит в модернизм, а модернизм рассыпается на десятки осколков-течений: акмеизм и футуризм, символизм и авангард. Основные темы и вопросы: смысл жизни и смерти, аргументирование и оспаривание вечных моральных ценностей, поиск «нового» слога и нового героя. Религия и мистицизм стали соперницами, то расходились в своих традициях, то пересекались и шли плечо к плечу.
Этот век ознаменован творчеством таких поэтов, как Есенин и Ахматова, Маяковский и Блок, удивительный Велемир Хлебников и печальный Сологуб. Проза не отставала в своем развитии и поиске новых традиций. Создает свой манифест Мережковский, Горький от романтизма переходит к реализму. Именно в это время напишет гениального «Доктора Живаго» Б. Пастернак и закончит работу над «Мертвыми душами» Н. Гоголь.
Образ дома в русской литературе 20 века. Роман «Дом» Абрамова
Писатель Ф. Абрамов свой объемный трагический роман так и назвал – «Дом». В нем он рассказывает о гибели и упадке русской деревни.
Главный герой возвращается из дома своей сестры в небольшой деревне и вспоминает свое пребывание там. На фоне дома разворачиваются главные события в жизни этой семьи.
Позже этот дом будет продан и станет двузначным символом: с одной стороны, он уже стар, и надо бы новый, но с другой – здесь все воспоминания, здесь сила рода и его моральные устои. Героиня романа Лиза из последних сил готова бороться за отцовский дом, он родной ей даже полуразрушенным, пострадавшим от ничем не брезгующих рук перекупщика.
Тема дома в романе
М.А. Шолохов в своём любовном произведении «Тихий Дон» показал обыкновенную личность в условиях грандиозных вошедших в историю событий. В круговороте битв, государственных переворотах, радикальных перемен социума автор сохраняет образ, можно представить, ничем не представляющих интерес личностей, их надежды и мечты. Особое положение в литературной работе имеет тематика правдивой родной земли, мира, что оказывается очень важно в эпоху, когда прежняя жизнь умирает, и его жители принимаются истошно пытаться найти своё угол в такой новой безжалостной действительности.
На начальном этапе любовного произведения Шолохов показывает читателю образ жизни действующего лица истории, Григория Мелехова, ещё до боевых действий. Рассказывая в подробностях даже самые отвратительные детали мира казаков, автор отображает представление необыкновенной жизни, существующий по своим правилам. В подобном месте и живет Григорий, накапливает опыт, допускает промахи и, в конечном итоге, составляет собственный ясный взгляд на жизнь. Не кто иной, как Хутор Татарский, его обитатели и семейство Мелеховых оказываются для персонажа истинным пристанищем, который он обожает и уважает.
Но наступает война 14 года, и Мелехов, отделенный от отечества, оказывается в незнакомой действительность, которая создает в нем омерзение и отсутствие понимания. Это все является причиной того, что Григорий уже в ходе братоубийственной войны отстраняется от борьбы, веря в возвращение к спокойным семейным делам. Но автор не предоставляет ему данной возможности. Бойцы Красной армии дерзко разрушают действительность казаков, нападая и расстреливая миролюбивых людей, что вводит персонажа в бешенство. В первый раз за продолжительное время он приобретает чёткую задача — отстоять собственную землю, собственное семейство, собственный жизненный уклад, собственное жилище. Но в то же время Шолохов демонстрирует, что желания персонажа невыполнимы, уходит в мир иной его супруга Наталья, папа убегает от красноармейцев и умирает от тифа, а сам он в результате убегает из своего поместья, бросая родных отпрысков и маму на произвол судьбы. Как раз в это время Григорий осознает, что ему некуда возвратиться и нечего спасать, он начинает деградировать, преображаясь из амбициозного казака в обыкновенного преступника. В конечном итоге, не в состоянии перенести расставания с семейством, персонаж покоряется власти, для того чтобы хоть на время встретить и поговорить с сыном.
Образ и характеристика Григория в повести Детство Горького
... же ситуацию, как и мастер Григорий. Образ и характеристика Григория в повести Детство Несколько интересных сочинений Мечтания позволяют установить цель, к ... его никак не улучшалось, а становилось только хуже. Григорий злоупотребляет спиртным. Он очень много пьет, и бабушка, ... маленького Алеши Пешкова постоянно по-злому подшучивают над Григорием, часто обзывают его обидными словами, дают прозвища. Мастер ...
Шолохов продемонстрировал читателям трагизм простой личности той поры, который в ходе грозных вихрей и немыслимых катастроф стремился просто отстоять собственный клочок земли, но был зверски и беспощадно перемолот колесом времени, лишившись всего, что он прежде любил.
Дом у Пастернака и Гоголя
Образ дома в произведениях русской литературы ярко показан у Бориса Пастернака в «Докторе Живаго». Здесь жилище выступает образом пристанища мыслей и ограждает внутренний мир героя от постороннего вмешательства. Но дома рушатся, и, возможно, то напоминание свыше о том, что нужно хранить свои мысли не только в четырех стенах, что нужно уметь быть собой и в толпе.
У Гоголя дом в его «Мертвых душах» приобретает и вовсе мифологический и символический смысл. Поместье Плюшкина представляет печальную картину тления и разрушения, ветхости и запущенности. Образ дома в русской литературе еще ни разу не был показан в таком плачевном состоянии. А все потому, что Николай Васильевич за образом дома прячет душу его хозяина – Плюшкина. Он стар и слишком погряз в своем обнищавшем мировоззрении, ему давно пора или восстанавливаться, избавляться от старого, или рухнуть, погребая под руинами свою ветхость.
Образ дома как олицетворение родного края
Большое значение в романе отведено картинам описания природы родного края, символизирующие красоту, простоту и широту, свойственную и людям, проживающим в этом удивительном Донском крае. Домом казаки считали не только свою хату, а и родную землю. За нее они отчаянно сражались со всеми, кто хотел на нее посягнуть и нарушить размеренный ритм жизни, которая заключалась в обрабатывании земли, выращивании хлеба для своей семьи и воспитании новых поколений.
Агафья Пшеницына – характеристика и внешность героини
Будучи на фронте, Григорий мечтает о том, как вернется домой, будет засевать и выращивать хлеб. Когда он старается найти правду в перипетиях Гражданской войны, он размышляет так: «у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он не понимал лучшей жизни и большего счастья, чем свободно жить и работать на родной земле.
Образ Русской земли в Слове о полку Игореве (образ Руси) 9 класс
... Руси. 9 класс Также читают: Картинка к сочинению Образ Русской земли в Слове о полку Игореве Популярные сегодня темы Жанр произведения представляется ... готовый в любую Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли. Русская земля показана в поэме в ... так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то ...
Выводы
Каждый век по-своему видит своих героев. Так же разным предстает образ дома в русской литературе (сочинение об обоих периодах даст вам общее впечатление о доме в XIX и XX веках).
Век-предшественник изображает дом семейным гнездом, хранилищем традиций и истории родов, предметом, что формулирует не только характеры, но и судьбы героев.
Двадцатый век относится к жилищу уже иначе. Оно становится символом некоего регресса и иногда требует обновления, а то и избавления от него.
Сложным и неоднозначным выступает образ дома в русской литературе. Аргументы можно найти в самих произведениях.