Тема: Сочинение по картине Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!» (слайд №1)
Тип урока : Урок развития речи
Цель: Развивать творческие способности обучающихся;
Задачи: Развивать умение писать сочинение по картине;
Формировать умение создавать оригинальный текст;
Развивать речевую культуру обучающихся;
Воспитывать любовь и уважение к своему земляку – космонавту А.Г. Николаеву.
Словарная работа : добиваться при устном ответе обучающихся полного развёрнутого
ответа с использованием сложных предложений.
Оборудование : слайдовое сопровождение.
Ход урока:
I.Оргмомент
II. Объяснение новой темы:
- Слово учителя:
– А есть ли они, люди крылатые?
– Есть!
– Если есть – где же?
– Среди нас. На земле…
(Из чувашских сказаний)
- Слово учителя: (слайд №2)
50 лет назад мы сделали первый шаг в Космос. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Началась новая эпоха – освоение Космоса.
3. Слово учителя: (слайд №3)
Третьим космонавтом в нашей стране, а пятым в мире стал наш земляк, уроженец села Шоршелы Марпосадского района Андриян Григорьевич Николаев. 11-15 августа 1962 года он совершил свой первый полёт на корабле «Восток – 3». Весть об этом событии разлетелась по всему миру.
Обучающее по поэме «Слово о полку Игореве» «Две битвы Игоря с половцами»
... прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей. 3) После обсуждения коллективно составляется сложный план. Примерный план I. Борьба Киевской Руси в конце XII века со степными кочевниками. ...
Выступление первого обучающегося с сообщением о детских и юношеских годах А.Г. Николаева . (слайд №4)
В детстве будущего космонавта сельчане звали Ондрейкой. И сейчас ещё в школьном саду в Шоршелах по весне распускается яблоня, которую ребята так и называют – Ондрейкина. Это он, Андриян, посадил её. В Шоршелах у космонавта родственники. Мать, Анна Алексеевна, добрая и ласковая старушка проживала в семье младшего сына Петра. Нелегко пришлось семье Николаевых в войну и послевоенные годы. Дети с малых лет трудились в колхозе, пахали, сеяли, убирали на полях хлеб.
В соседней деревне, что рядом с Новочебоксарском, жила первая учительница Андрияна. Её звали Клавдия Ивановна.
– Однажды, – рассказывала Клавдия Ивановна, – Андриян поднял руку и спросил: «А почему звёзды не падают? Или они висят на чём?» – «Эх ты, мой мальчик, зайка-всезнайка, – подошла я и погладила его по голове, – не прикреплены они и не повисли. Но всё-таки не падают».
И пришлось объяснять по мере возможности строение Вселенной… А потом и сказала всем:
– Сейчас уже самолёты и дирижабли поднимаются высоко в небо. А к тому времени, как вы подрастёте, люди, может, полетят и к звёздам. Даже, может, кто-нибудь из вас полетит.
Выступление второго обучающегося: (слайд №5)
В пятнадцати километрах от Шоршел на берегу Волги стоит городок Сендерварри – по-русски Мариинский Посад. Здесь после школы в Марпосадском техникуме учился будущий космонавт. Впоследствии Андриян Григорьевич часто вспоминал, как он вместе со школьными друзьями шагал по пятнадцать километров в день – от родных Шоршел до техникума. Трудно было тогда. Шла война. Голодали.
Однажды Ваня, брат Андрияна, потерял хлебную карточку. И братья целый месяц жили на паёк одного человека. На лекциях стало клонить ко сну. Говорят, бывает такое, когда человек долго голодает. Андриян старался побороть сон: он слышал и голос преподавателя, но никак не мог полностью прийти в себя. Вдруг перед глазами появилась полная тарелка варёной картошки. Мать говорит ему: «Ешь, сынок, ешь». Вот Андриян стал есть картошку – вкусная, ай какая вкусная картошка!
И в это самое время мать сердито говорит ему:
– Что ты делаешь, Николаев?
– Кушаю, мама.
– Что?.. Что кушаешь?
– Картошку.
Все ребята разом повернулись к нему. Услышав шарканье ног, Андриян пришёл в себя…
Выступление третьего обучающегося:
В Марпосадском народном музее хранится трудовая характеристика Андрияна Григорьевича. В ней, в частности, говорится, что за время практики в Чебоксарском лесхозе юноша отличился знанием дела и инициативностью. Задания выполнял всегда основательно и вовремя. Умеет общаться с людьми. После окончания техникума ему вполне можно доверить пост лесного техника, помощника лесничего.
Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей
... имеет как теоретическое, так и практическое значение. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей При выступлении оратор пользуется не только языком слов, но и языком телодвижений: жестами, мимикой. Слово - это важнейшая единица ... день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д.; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, ...
Но другая судьба ожидала чувашского паренька Ондрейку. И где бы он ни был, как бы высоко ни поднимался Андриян, всегда с ним, в сердце, родные Шоршелы – чистые ключи и Волга, от просторов которой начинался путь к космическим высотам
В 1950 году его призвали в армию, Андриян стал курсантом школы воздушных стрелков. (Слайд №6), а через два года совершил первый самостоятельный полёт. «Я был в небе совершенно один! – восторгался он. – Передать словами чувства лётчика, оказавшегося один на один с небом, очень трудно, их можно сравнить разве с первыми шагами ребёнка».
После окончания военного училища в 1954 году ему присвоено звание лейтенанта и началась его служба военным лётчиком. В 1960 году он, пройдя успешно все испытания, был зачислен в отряд космонавтов.
Слово учителя: (Слайд №7)
А в 1970 году вместе с космонавтом Виталием Севастьяновым он совершил свой второй полёт, который длился 18 суток. В ходе экспедиции они совершили ряд научных экспериментов.
Героические подвиги Андрияна Николаева вдохновили писателей, художников и композиторов. П. Хузангай, В. Давыдов-Анатри, Г. Орлов и П. Афанасьев создали поэмы. Известный чувашский поэт, драматург Яков Ухсай с восторгом писал:
Наши деды крыши выше
Не бывали никогда,
Но светила им над крышей
Недоступная звезда.
Ты ракету к ней направил
Поднял неба целину
И Чувашию прославил,
И прославил всю страну.
4. Слово учителя: (слайд №8)
Итак, перед нами картина Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!..» (Обучающиеся рассматривают картину, делятся первыми впечатлениями)
Выступление обучающегося (о творчестве художника Н. Овчинникова): (Слайд №9)
Н.В. Овчинников – профессор живописи, народный художник СССР, лауреат Государственной премии Чувашской Республики. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Главной темой его произведений в 50-70 гг ХХ века являлась современность, его герои, его время – герои-победители, время победителей, время активного действия. Поэтическое восприятие мира прослеживается в его пейзажной живописи. Пейзаж присутствует во всех его тематических картинах как сфера действия человека, его многотрудного творчества. (демонстрация картин «Первая борозда» (сл.№10), «Трудовая Волга» (сл. №11), «Трудные километры»( сл.№12), «Лесорубы» (сл. №13).
5. Слово учителя: Величайшие события времени – подвиги человека в освоении космического пространства, полёт нашего земляка А.Г. Николаева в космос – глубоко взволновали Н.В. Овчинникова, вдохновили на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап, рождается космическая тема.
« Человек и история в древнерусской литературе» « Человек и история ...
... «Фольклор — общее дело, творимое уединенными». Человек и история в древнерусской литературе. В литературе часто описывали исторические события. Авторство в древнерусской литературе, как правило, невозможно установить из ... реальные исторические факты или указывают на исторические лица. В этом году я на уроке литературы читал исторические песни “Пугачев казнен”, “Пугачев в темнице”. Народ видел в ...
Беседа по картине : (Слайд №14)
– Что изобразил художник на картине «Здравствуй, Земля!..»? ( И портрет А.Г. Николаева, и пейзаж)
– Кто изображён на переднем плане? (А.Николаев, Художник хотел подчеркнуть, что он на этом полотне самый главный).
– Больше половины пейзажа занимает небо. Почему художник отдаёт предпочтение в пейзаже небу? (Потому что А. Николаев – космонавт, он покорил небо. Художник взаимосвязывает небо и космонавта.)
– Какое здесь небо? (светлое, чистое, с дымкой только что спустившегося корабля…)
– Какие качества можно увидеть в характере А.Г. Николаева? (Сильный, уверенный, радостный, мужественный…)
– Что в руке у Николаева? (Полевые цветы)
– Как вы думаете, почему художник нарисовал его с цветами в руках? (Хотел показать, что космонавт рад возвращению на Землю)
– Во что одет космонавт? (в специальный лётный костюм оранжевого цвета)
– О чём думает Андриян Николаев, глядя вдаль? Представьте себя на месте А.Г. Николаева. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете? (высказывания детей)
Мне кажется, здесь будут уместны стихи:
Люблю тебя, моя Земля,
За твой простор бескрайний,
Люблю твои леса, поля
И душу греющие воды.
6. Вывод учителя:
Картина «Здравствуй, Земля!..», написанная Н. В. Овчинниковым, хранится в Чувашском государственном художественном музее. Она посвящена лётчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза А.Г. Николаеву. Замысел полотна появился в августе 1962 года во время первого полёта Андрияна Николаева в космос. Название будущей картины подсказал Ю.А. Гагарин, когда Н. В. Овчинников показал космонавтам в Звёздном городке 10 эскизов. Создана картина в двух вариантах.
Фигура А. Г. Николаева чётким силуэтом вырисовывается на фоне неба с воздушными облаками. Низкий горизонт подчёркивает монументальный строй композиции холста. Чистыми, ясными красками автор придал картине оптимистичность. Лицо космонавта озарено улыбкой, чувством исполненного долга перед Родиной.
7. Работа над сочинением
III.Домашняя работа: завершить сочинение.
Resource id #6292