- И снова для вас я предлагаю материал, подготовленный Тиной Гай,
- статьи которой уже многим знакомы.
- Её блог «В поисках мира и душевного спокойствия»
как большой ларец с драгоценностями,черпай,и ещё много остаётся…
На этот раз мы погрузимся в мир Чюрлёниса, удивительный и таинственный.
Таким ,во всяком случае он мне самой представляется…
автор статьи Тина Гай:Часть 1-я: Чюрлёнис. Философия жизни
чтобы прочитать название картины наведите просто курсор на иллюстрацию
Чюрлёнис очень загадочный и мистический художник, музыкальный и глубоко философский. Он — из Серебряного века, в котором творили великие поэты, писатели, художники и композиторы. Его судьба трагична и одновременно величественна, а созданный им мир, романтичный и сказочный, наполнен необычными образами, в которых зашифрованы мысли о Жизни, Вечности, Боге и Человеке.
Художник прожил неполных 36 лет, сделав очень много. Он написал несколько сот музыкальных произведений, в том числе главное – симфоническую поэму «Море», создал более четырехсот картин, которые уже тогда зрителю показались слишком загадочными и одновременно пугающими, он активно участвовал в культурной жизни своей малой Родины — Литвы и писал много лирических писем, сказок и стихов.
Чюрлёнис решал проблему синтеза искусств, в котором соединились бы музыка, цвет и слово. Но начать разговор об этом очень необычном художнике хочу не с картин, а с конца: с последнего философско-поэтического произведения, своеобразного творческого завещания мастера.
В нем выражена основная мысль художника: Жизнь — это трудная дорога к мечте, свободе и истине. И как бы ни был труден этот путь, он стоит того, чтобы идти по нему до конца, пока есть силы. Чюрлёнис прошел свой отрезок пути, повторив трагическую судьбу многих других художников, к которым слава пришла только после смерти….
Сказка
Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников. Был страшный зной, серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывески, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.
По картине «Опять двойка», художник Решетников
... радост ная со бака, вело сипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен. Пример сочинения по картине "Опять двойка" Картину «Опять двойка» написал Федор Павлович Решетников. ... картина Фёдора Решетникова «Опять двойка». Герой картины Федора Решетникова получил двойку. Мальчик на картине Федора Решетникова чувствует себя виноватым. В основной части мы описываем героев, цвета картины. ...
Какой-то немолодой человек, уже старичок, с трясущейся головой, тяжело волоча ноги, опираясь на палку, остановился передо мной и внимательно стал меня разглядывать. Его глаза были печальны, исслезившиеся и будто бессмысленные.
На его груди висела веревочка, унизанная крестиками разной величины: были там большие железные, слегка поржавевшие, и поменьше – плоские медные, и совсем малюсенькие серебряные – полный набор.
«Нищий», – решил я – и уже было потянулся в карман за медяком, но старичок, странно прищурившись, таинственным шепотом спросил: «Приятель, не скажешь ли, как выглядит зеленый цвет?»
«Зеленый цвет? Гм… Зеленый цвет это цвет … ну, такой, как трава… деревья, деревья тоже зеленного цвета – листья, – ответил я ему и огляделся вокруг. Но нигде не было никакого деревца, никакого росточка травы.
Старичок рассмеялся и взял меня за пуговицу: «Если хочешь, идем со мной, приятель. Я тороплюсь в тот край, по пути расскажу тебе кое-что интересное». И когда я, встав, последовал за ним, старик начал рассказывать:
«Когда-то очень давно, когда я был молод, как ты, сынок, было так же вот жарко. Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников. Был страшный зной.
Серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывески, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.
Долго смотрел я на них и страшно затосковал по лугам, деревьям, зелени, – такой, знаешь ли, майской зелени. Собрался вдруг и пошел, и так вот шел всю жизнь в напрасных поисках ее в городе. Я шел и шел все дальше и дальше, обращаясь к встречным, но они, вместо ответа, давали мне крестики.
Я поднимался на высокие башни, но, увы, насколько хватало глаз – всюду виделся только город, город, и нигде – зелени. Однако я чувствовал, что есть она в этом краю, только мне, видать, не дойти – стар я уже. Эх, если бы недалеко, так хотя бы мог и отдохнуть: благоухание, мушки жужжат, а кругом зелень, трава, деревья».
Посмотрел я на старичка – он улыбался, как дитя, и плакал. Прошли мы, молча, еще часть пути, в конце его старичок сказал: «Ну, с меня хватит. Дальше невмоготу, здесь уж и останусь. А ты иди, иди без устали.
И наперед тебе скажу, что зной не спадет, на этом пути ночи нет, лишь вечный день. По пути говори с людьми о лугах, о деревьях, только их не расспрашивай или возьми с собой веревочку, крестики нанизывать.
Ну, ступай с Богом, а я здесь останусь».
Однако едва я отошел шагов на десять, старичок опять закричал: «Погоди, сынок, забыл я сказать: гляди с высоких башен, тогда путь почуешь.
А если будет еще очень далеко и старость тебя настигнет, там, – опять найдешь скамейку, предназначенную для вестников, а на ней в юношах никогда недостатка не будет.
Мое любимое дерево Ель
... праздника. Именно она является символом Нового Года! сочинение на тему «Кремлевская елка» Кремлёвская ёлка. Наступил ... зеленую красавицу к празднику. На улице сильный мороз, поэтому я оделся потеплее. Пробираясь сквозь деревья ... паровоза, который как памятник стоит на отдельном пути. Папа рассказал мне, что во ... машина, на которой мы приехали из дома. Возле нашей школы меня встретили мои родители ...
Ну, теперь уж иди!» Так сказал старичок, и я пошел дальше, и смотрел я с высоких башен. (Авторский перевод с литовского В. Коноваловa)
Жан Мишель Жар. Чюрленис-ЗНАКИ ЗОДИАКА
Часть 2-я: Одинокий романтик
Чюрлёнис никогда не слышал исполнения своих музыкальных симфоний, никогда не имел персональных выставок и ни одной своей картины не продал, зарабатывая на жизнь уроками музыки. Лучшая его симфония «Море» прозвучала спустя десять лет после его смерти и первая персональная выставка картин тоже была посмертной.
Но если музыкальные партитуры и картины Чюрлёниса сохранились, то литературные труды почти полностью исчезли в пучине революций и войн. Сохранились только некоторые письма, дневники и несколько поэтических зарисовок.
Сегодня в России его знают немногие, но в семидесятые годы прошлого века редко кто не слышал этого имени, а в среде студентов-философов, к которой я тогда принадлежала, его произносили с восхитительно-таинственной интонацией.
От той поры у меня осталась маленькая брошюрка 1975 года издания, выпущенная к столетию со дня рождения художника. То были времена, когда советская власть культивировала и популяризировала имена национальных писателей, поэтов и художников, к которым принадлежал великий литовский композитор и художник Микалоюс Чюрленис.
Талантливый композитор, стоявший у истоков национальной музыкальной культуры, самобытный художник, создавший уникальный взгляд на Вселенную, он был, прежде всего, философом, оформлявшим свои идеи в звуке, цвете и слове.
Чюрлёнис в равной степени был одаренным музыкантом и художником. Его творческий путь начался с музыки, что было естественным, т.к. родился мальчик в семье органиста, служившего в приходском костёле. Поэтому музыка и религия вошли в жизнь мальчика, как говорится, с молоком матери.
К семи годам он уже хорошо знал музыкальную грамоту, импровизировал и играл с листа, а в тринадцать друг семейства рекомендовал отдать мальчика в оркестровую школу князя Огинского, находившуюся в городке Плунге, взяв на себя все финансовые расходы. Так начался его путь профессионального музыканта.
В восемнадцать лет юноша поступил в Варшавскую консерваторию, которую окончил через шесть лет. Мягкий, лиричный, очень сдержанный и застенчивый молодой человек избегал всякой публичности, отказавшись от престижной должности директора музыкальной школы. Он боляся потерять свободы творчества, боясь, что административная работа будет мешать творчеству.
Через два года Чюрлёнис едет учиться в Лейпцигскую консерваторию, где переживает первый душевный кризис, вызванный несколькими трагическими событиями: тяжелым разрывом с невестой, которую родители отказались выдавать замуж за неизвестного музыканта; известием о смерти князя Огинского, а чуть позднее — о смерти любимого профессора Лейпцигской консерватории.
Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное ...
... сочинений и более 300 картин - как тут определишь? Трудно «определить» и в стилистическом отношении: при этом несомненно большое влияние модерна, символизма, в живописи, импрессионизма, позднего романтизма и прочих «-измов» - в музыке. Еще и ...
В это же время из Варшавы сообщают, что с концертного исполнения снимается его симфоническая поэма «В лесу» и аннулируется первая премия, присужденная за эту симфонию. Мотивация: автор – литовец. Одиночество, тоска по дому, депрессия, отчаяние, но все-таки Чюрлёнис преодолевает кризис, который заканчивается неожиданным разворотом от музыки к живописи.
С этого момента живопись становится его страстью, которой он отдает всё время и все средства.
Профессиональный музыкант и композитор поступает в рисовальную школу, через два года – в Варшавскую школу искусств. Первые картины Чюрлёниса отражают настроение того периода: цветовая гамма тревожная, печальная, в ней нет просветленности, которая была характерна для докризисной музыкальной симфонии «В лесу».
Учеба в Варшавской школе искусств формирует направление, в котором потом будет развиваться художественный стиль Чюрлёниса.
В его картинах появляются фантастические образы, которые двоятся: то ли природа, то ли чудовища, как, например, в картине «Покой». На ней в вечерних сумерках видим огромный остров в океане, у подножия которого разведено два костра. Издалека они кажутся глазами огромного зверя, в которого превращается остров.
Вслед за фантастическим образом острова-зверя появляется тревожный цикл из семи картин, названный «Похоронной симфонией» (1903).
В первой картине за стеной фантастического города видим толпу, несущую гроб. Огромный колокол на воротах города раскачивается во всю свою мощь, издавая надрывные звуки.
На второй картине гроб становится центральным образом, превращаясь в черный флаг на фоне яркого солнца. На третьей, четвертой и пятой картинах — траурная процессия соединяется с трагически-мрачным пейзажем, на шестой — длинная похоронная процессия медленно поднимается в гору и становится похожей на огромную змею.
Заканчивается цикл образом опустевшего дома… «Похоронная процессия» символизирует скоротечность жизни, которая в любой момент может оборваться, а вместе с ней — все мечты и планы.
Подавление революции 1905 года вызывает у художника интерес к проблеме человека и сотворению нового мира, в котором всё должно быть устроено по законам гармонии. Рождается идея одного из самых известных циклов Чюрлёниса – «Сотворение мира» (1905/1906).
Цикл состоит из тринадцати картин, первые шесть из которых повторяют библейский шестоднев Творения мира из хаоса.
Холодные краски первых картин постепенно теплеют, наполняясь светом и цветом. Фантастические растения тянутся к солнцу, и мир начинает радоваться и дышать. Каждый последующий лист — ярче и красочней предыдущего, минорная тональность первых листов сменяется мажорным настроением последних. В шестом листе (на шестой день) появляется Человек-мыслитель.
После «Сотворения мира» Чюрлёнис создает две философских картины: «Истина» и «Дружба». В первой Истина представлена как горящая свеча, к которой слетаются ангелоподобные существа, но прикасаясь к огню, они падают на землю с обгоревшими крыльями. Но это не останавливает поток летящих на пламя Истины, к Ней стремится всё живое.
Чюрлёнис Микалоюс Константинас. Мир мелодий и красок
... Чюрлёнис написал симфоническую поэму «В лесу», которая сделала его знаменитым. Через два года после окончания музыкального института Чюрленис ... композиторское отделение. Педагоги хвалили его сочинения, но сам Констант не чувствовал ... моря» Констант посвятил Брониславе. В 1906 году к Чюрленису пришло первое признание. В Петербурге была устроена выставка Варшавской художественной школы. Картины Чюрлениса ...
Без дружбы нет жизни и нет тепла. В том же 1905 году художник едет с друзьями на Кавказ, а в 1906 — за границу, где знакомится с картинами великих живописцев. Впечатления переполняют художника и после возвращения он приступает к циклу «Знаки зодиака» (1906-1907).
«Знаки…» продолжают цикл «Сотворение мира», но только не с космической высоты, а с земной точки зрения.
Цикл состоит из двенадцати картин, отражающих не только мифологию знаков, но и различные времена года: Весну, Лето, Осень и Зиму. Весенние знаки окрашиваются в цвета солнечного утра, летние – теплого дня, осенние – в цвета урожая, а зимние – в цвета ночи.
В это время художник начинает осознавать свои национальные корни и возвращается в Вильнюс. Он ездит по деревням, собирает народные изделия, организует художественные выставки и народный хор, популяризирует литовские народные песни. Национальная идея все сильнее звучит и в его новых картинах.
Литве Чюрлёнис посвящает один из самых нежных циклов, выполненных в сочных зеленых цветах, — триптих «Райгардас» (1907), который своей лиричностью, спокойствием и теплотой похож на протяжную народную литовскую песню. Литовской природе Чюрлёнис посвящает циклы «Весна, «Лето», «Зима».
- Они строятся им на принципах музыкальных композиций и являют цветовое воплощение музыки времен года.
- Позднее появляется еще один цикл — «Сказки», в которых передает романтические образы народных сказочных героев таких, как, например, Одуванчик в триптихе «Путешествие Королевны» или Короли в «Сказке Королей».
Самым значительным мегациклом, созданным Чюрлёнисом, вершиной его творчества является цикл, состоящий из семи Сонат: Солнца, Весны, Ужа, Лета, Моря, Звезд и Пирамид, построенных по музыкальному принципу. Именно этот цикл позднее назовут «музыкальной живописью» Чюрлёниса.
Художник создал принципиально новое явление в мировой живописи. Открывает цикл увертюра «Фуга», после которой каждая соната разворачивается в нескольких частях, получивших названия частей музыкальной композиции: аллегро, анданте, скерцо, финал.
Каждая соната продолжает предыдущую, дополняя и углубляя ее. Грандиозность замысла и его исполнение — поразительны.
Петербург его встретил холодно. Исключение составил Мстислав Добужинский, к которому Чюрлёнис имел рекомендательное письмо. Добужинский, сам выходец из Литвы, посмотрел картины неизвестного ему художника и был удивлен их оригинальностью и самобытностью. Он вводит Чюрлениса в кружок А.Бенуа, а через некоторое время становится участником выставки «Союза русских художников».
Но жить не на что, уроки музыки больших доходов не дают, красок покупать не на что, мольберта нет, холстов – тоже, играть – нет инструмента. Но Чюрлёнис не сдается. Именно в это время он создает одну из лучших своих картин – Рекс, который олицетворяет властелина Вселенной, вокруг которого вращается весь мир.
Кино в годы перестройки
... интереса к отечественному кино и его глубокому кризису. И это при том, что производство в тот период значительно возросло - в год выпускалось по 300-400 картин. Со временем, вышедшие ... к обсуждению новых тем. Появились полудокументальные фильмы, которые были популярны впервые годы перестройки. Классикой этих лет стали фильмы С.С. Говорухина «Так жить нельзя». Также начали показывать фильмы, ...
В конце 1908 года художник ненадолго возвращается в Литву, где первого января 1909 года венчается с молодой писательницей Софьей Кимантайте.
Наступает время счастливых дней, наполненных любовью и теплом.
Художник наконец-то обретает покой, у него возникают новые замыслы и он создает светлые, наполненные счастьем картины: «Жемайтийские кресты», «Рай», «Честь восходящему Солнцу», «Арка Ноя» и другие.
Но осенью того же года он снова возвращается в Петербург с огромным желанием работать во имя искусства. Рождается картины «Жертвенник» и «Жертва». Но Петербург кажется теперь, после теплого литовского лета, мрачным и неуютным. Но Чюрлёнис по-прежнему много работает: пишет музыку, картины, работает с театрами. И здоровье не выдерживает напряжения.
Наступает глубокая депрессия, которая становится предвестницей тяжелого душевного заболевания. Рождаются зловещие картины «Демон» и «Баллада о Черном солнце». Болезнь не отступает. Добужинский, обеспокоенный исчезновением художника, едет к нему домой и видит его в маленькой нищенской комнатке в крайне тяжелом психическом состоянии.
Жена увозит его в Литву, потом отправляет в психиатрическую лечебницу Варшавы. Здесь ему запрещают заниматься чем-либо, в том числе музыкой и рисованием. Чюрлёнис в отчаянии и делает попытку вырваться из этой атмосферы. Он уходит из больницы в одной больничной пижаме в заснеженный лес.
ЭНИГМА .ЭРА. К.Черленис Сотворение мира
Источник
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-mikaloyusa-chyurlenisa-korabli-klass/
Источник: https://obiskusstve.com/1268000486504532292/chyurlyonis-filosofiya-zhizni/
О чюрлёнисе и системном мышлении в живописи
Изобретатель, писатель -фантаст, автор ТРИЗ
…Чюрлёнис — очень крупный изобретатель. Не в технике. Творческая жизнь Чюрлёниса очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин.
Так получилось, что во многих картинах Чюрлёниса отчетливо просматриваются приемы, методы, подходы, операторы, которые он применял для решения задач. Совокупность этих обстоятельств сделала биографию Чюрлёниса очень примечательной, интересной с позиций ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
…То, на что я впервые обратил внимание, это картина «Рекс». Океан или море. Я подумал, что океан, и до сих пор не изменил своего мнения. Океан. В центре океана стоит маленькая статуйка. Вид на нее как будто с вертолета, летящего на высоте 500-800 метров.
Второй снимок – ноги статуи и постамент, корабль. Мачты корабля еле дотягиваются до верха постамента. Начинаешь понимать, насколько велика эта статуя.
Философская картина мира
... тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на ... на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое ...
Третий кадр – пальцы ног статуи и верхушки мачт. Начинаешь понимать, что она не просто велика, она огромна.
Человеческий мозг обладает удивительной способностью. Он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Три картины. Они не представляют художественной ценности каждая в отдельности. Я очень люблю Чюрлениса, но видел и вижу, что каждая картина по отдельности – это не шедевр. Т.е.
она не лишена смысла, но взгляд невольно сканирует три картины, и через 2 минуты созерцания ты не воспринимаешь их порознь. Видишь эти картины как единое целое.
Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя – маленькое пятнышко на первой картине.
Это одна из первых попыток Чюрлениса, которую мы можем сейчас, задним числом, охарактеризовать как применение системного мышления в живописи.
Теперь представьте себе «Сонату моря». Первую из картин.
Видна конструкция этой картины. Те же три изображения, но только как бы нарисованные на прозрачном стекле и совмещенные. Если в «Рекс» Вам надо было разглядывать три картины по горизонтали и складывать, что, очевидно, вело к некоторым потерям, то здесь по-другому увидеть нельзя. На одной картине, на одном пространстве – три разных картины.
Вид на побережье с высоты птичьего полета. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, — очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье. Это одна картина.
Вторая – глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Наконец, третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек.
И вот по всему экрану идут желтые капли моря. Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат какой-то магический, чарующий. Шесть тысяч картин, включая этюды, написал Айвазовский о море. Но там море глазами – фотографа.
Если хотите, талантливого, но фотографа! Здесь же образ моря такой, которого не было еще ни разу в мировой живописи.
Меня удивило, почему капельки желтые. Я потом в Каунасе пообщался с литературоведами, музыковедами, историками, художниками. Неизменно задавал этот вопрос. На меня смотрели, как на дурака, а потом говорили: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Несколько лет спустя я плавал с маской на Каспии. Занимался своим делом. Плаваешь, фотографируешь, киносъемку ведешь. Однажды я выплыл под вечер, когда солнце ударило прямо в маску.
Капли на стекле маски одновременно вспыхнули ярким желтым светом, как на картине Чюрлениса. Я много раз повторял этот эксперимент, пока солнце не село. Это были капли воды на маске. Но ведь масок не было, и не был аквалангистом-ныряльщиком Чюрленис.
По картине А.И.Куинджи Березовая роща
↑ Сочинение по картине А.И.Куинджи Березовая роща 5 класс ↑ План 1.Несколько слов об авторе картины. 2.Шедевр живописи «Березовая роща». 3.Почему мне нравится «Березовая роща». Еще с раннего детства у Архипа Куинджи проявился большой талант ... большим зеленым силуэтом без прорисовывания деталей. Мне кажется, что на картине изображено начало лета, потому что зелень травы и листьев пока еще нежного ...
Только силой искусства можно создать такую прогностическую картину.
Чюрлёнис – очень сильный художник. Он экспериментатор. Он все время испытывал новые приемы, новые способы отражения мира.
Обратите внимание на третью картину «Соната моря».
Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов великому японскому художнику Хокусаи. У Хокусаи есть самая знаменитая его картина, которая называется «Большая волна». Вы ее наверняка видели на многочисленных репродукциях. Она устроена вот так: лодки с маленькими фигурками бросивших весла и пригнувшихся к днищу гребцов.
Две гигантские волны – лапы какого-то хищника. Пеной сделаны когти. Сейчас все сомкнется – и потонут лодки. Но вот задача для художника – как показать, что волна действительно очень большая? Нарисовать большую волну и маленькие лодки – этого мало. Этого достаточно для лодок, но недостаточно для искусства. Хокусаи сделал следующее – он нарисовал горизонт и Фудзияму.
Фудзияма – священная гора для каждого японца. Противоречие: Фудзияма (пятикилометровая) должна быть выше, чем волны, — для правдоподобия. И Фудзияма должна быть меньше, чем волны, чтобы нагнать страха на зрителя. Противоречие разрешено за счет соблюдения законов перспективы: очень далеко Фудзияма, она кажется меньше.
Для японца это шоковое зрелище – волна захлестывает Фудзияму – это же конец света!
Что сделал Чюрленис? Картина Хокусаи вся воздушная, вся построена на пене. Чюрленис демонстративно сделал все наоборот. Он повернул эти волны. Одну сделал больше и заставил ее как бы окаменеть.
Он заставил окаменеть и пену.
Пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.
Очень интересна картина «Соната звезд».
Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня.
На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка — и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел. И почему не простой ангел, а именно уставший ангел.
Ангел, согласно религиозным правилам, — нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги.
- В настоящем искусстве определенно есть какая-то магия.
- По материалам семинара в Симферополе в 1986 г.
- Источник: altshuller.ru
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-mikaloyusa-chyurlenisa-korabli-klass/
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»: описание картины
... в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. По истечении пяти лет преступление было раскрыто, и рисунок вернулся в музей Мармоттан. Клод Моне — Впечатление. Восход солнца Эту необычную картину Клод Моне писал с натуры в старом ...
Источник: https://ZenOn74.ru/krug-obsheniya/o-chyurlenise-i-sistemnom-myshlenii-v-zhivopisi
Презентация — Микалоюс Константинос Чюрлёнис
Слайд 1
Микалоюс Константинос Чюрлёнис
Слайд 2
Микалоюс Константинас Чюрлёнис – человек, сумевший сформулировать и воплотить в жизнь казавшуюся неосуществимой мечту художников русского Серебряного века – Синтез искусств.
Чюрленис считал, что главная тенденция в развитии искусства связана с трансформацией отдельных видов искусства в нечто целостное и единое. Он мечтал о звучащей живописи и зримой музыке. И он этого достиг.
Чюрленис Микалоюс Константинос (1875-1911) — литовский живописец и композитор.
Когда в 1907-1908 годах одна за одной начали появляться непревзойденные по точности цветопередачи живописные сонаты Чюрлениса «Солнечная», «Весенняя», «Летняя», «Морская», «Звездная», никому и в голову не пришло обвинить его в рационализме или в преднамеренном поиске новых форм выразительности. В этих полотнах действительно звучала музыка, музыка большой любви.
Слайд 3
Родился Константинос Чюрленис 22 сентября 1875 года в деревне Друскининкай в семье деревенского органиста, где было пять сыновей и четыре дочери. Отец рано начал учить Константиноса музыке, и в семь лет мальчик уже знал ноты и даже читал с листа.
Варшавский врач Маркевич, который приезжал летом в Друскининкай, познакомил юного «вундеркинда» со своим другом, меломаном М. Огинским, который содержал оркестровую школу. В тринадцать лет, после окончания начальной школы, Константинос поехал туда учиться. Огинский взял на себя финансовое обеспечение учебы Чюрлениса и в Варшавском музыкальном институте.
Здесь в то время преподавали 3. Сигетинский и 3. Носковский, которые находились под обаянием романтической музыки Шопена. Еще будучи студентом, Чюрленис написал много самых разных музыкальных произведений.
С отличием окончив в 1899 году институт, он отказался от должности в музыкальной школе в Люблине, написал симфоническую поэму «В лесу» (1900-1901) и поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.
Окончив консерваторию, Чюрленис возвратился в Варшаву и жил на частные уроки. Еще учась в Лейпциге, он на последние деньги купил холст и краски.
А на каникулах в Друскининкае начал рисовать окрестные пейзажи, озеро, Неман. В 1902 году он посещал одну из варшавских художественных студий, потом частную школу живописи и художественных ремесел. Одна из первых его картин, которую он сам назвал символической, была «Музыка леса» (1903).
Слайд 4
В 1904 году Чюрленис поступил в Варшавскую школу изящных искусств, директором которой стал выпускник Петербургской академии литовский художник К. Стабровский. В это время в школе преподавали молодой пейзажист Ф. Рущиц, скульптор К. Дуниковский. Чюрленис учился у известного портретиста К.
Кшижановского. Потом появились созданные, а точнее сотканные из фольклорных мотивов «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны».
Осенью 1908 года Чюрленис поехал в Петербург, где познакомился с Добужинским, Бакстом, Сомовым и другими «мирискусниками».
Среди живописных произведений 1908-1909 годов заслуживают особого внимания символические композиции «Рекс», «Жемантийские кресты», «Арка Ноя», «Рай»… Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. Появляются «Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»…
Как и Врубелю, Чюрленису не удалось победить душевную болезнь.
Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. Врачи настояли, чтобы Чюрлениса поместили в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой. Возвратившись, он заболел тяжелым воспалением легких, потом случилось кровоизлияние в мозг.
10 апреля 1911 года его не стало.
Слайд 5
Картины М.К. Чюрлёниса«Лодка»«Мосты»«Дружба»
Источник: https://topslide.ru/literatura/mikaloius-konstantinos-chiurlionis
Чюрлёнис. Одинокий романтик
(Начало здесь) Чюрлёнис никогда не слышал исполнения своих музыкальных симфоний, никогда не имел персональных выставок и ни одной своей картины не продал, зарабатывая на жизнь уроками музыки. Лучшая его симфония «Море» прозвучала спустя десять лет после его смерти и первая персональная выставка картин тоже была посмертной.
Но если музыкальные партитуры и картины Чюрлёниса сохранились, то литературные труды почти полностью исчезли в пучине революций и войн. Сохранились только некоторые письма, дневники и несколько поэтических зарисовок.
Сегодня в России его знают немногие, но в семидесятые годы прошлого века редко кто не слышал этого имени, а в среде студентов-философов, к которой я тогда принадлежала, его произносили с восхитительно-таинственной интонацией.
От той поры у меня осталась маленькая брошюрка 1975 года издания, выпущенная к столетию со дня рождения художника. То были времена, когда советская власть культивировала и популяризировала имена национальных писателей, поэтов и художников, к которым принадлежал великий литовский композитор и художник Микалоюс Чюрленис.
Чюрлёнис в равной степени был одаренным музыкантом и художником. Его творческий путь начался с музыки, что было естественным, т.к. родился мальчик в семье органиста, служившего в приходском костёле. Поэтому музыка и религия вошли в жизнь мальчика, как говорится, с молоком матери.
К семи годам он уже хорошо знал музыкальную грамоту, импровизировал и играл с листа, а в тринадцать друг семейства рекомендовал отдать мальчика в оркестровую школу князя Огинского, находившуюся в городке Плунге, взяв на себя все финансовые расходы. Так начался его путь профессионального музыканта.
В восемнадцать лет юноша поступил в Варшавскую консерваторию, которую окончил через шесть лет. Мягкий, лиричный, очень сдержанный и застенчивый молодой человек избегал всякой публичности, отказавшись от престижной должности директора музыкальной школы. Он боляся потерять свободы творчества, боясь, что административная работа будет мешать творчеству.
Через два года Чюрлёнис едет учиться в Лейпцигскую консерваторию, где переживает первый душевный кризис, вызванный несколькими трагическими событиями: тяжелым разрывом с невестой, которую родители отказались выдавать замуж за неизвестного музыканта; известием о смерти князя Огинского, а чуть позднее — о смерти любимого профессора Лейпцигской консерватории.
В это же время из Варшавы сообщают, что с концертного исполнения снимается его симфоническая поэма «В лесу» и аннулируется первая премия, присужденная за эту симфонию. Мотивация: автор – литовец. Одиночество, тоска по дому, депрессия, отчаяние, но все-таки Чюрлёнис преодолевает кризис, который заканчивается неожиданным разворотом от музыки к живописи.
С этого момента живопись становится его страстью, которой он отдает всё время и все средства. Профессиональный музыкант и композитор поступает в рисовальную школу, через два года – в Варшавскую школу искусств. Первые картины Чюрлёниса отражают настроение того периода: цветовая гамма тревожная, печальная, в ней нет просветленности, которая была характерна для докризисной музыкальной симфонии «В лесу».
Учеба в Варшавской школе искусств формирует направление, в котором потом будет развиваться художественный стиль Чюрлёниса.
На ней в вечерних сумерках видим огромный остров в океане, у подножия которого разведено два костра. Издалека они кажутся глазами огромного зверя, в которого превращается остров.
Вслед за фантастическим образом острова-зверя появляется тревожный цикл из семи картин, названный «Похоронной симфонией» (1903).
В первой картине за стеной фантастического города видим толпу, несущую гроб. Огромный колокол на воротах города раскачивается во всю свою мощь, издавая надрывные звуки.
На второй картине гроб становится центральным образом, превращаясь в черный флаг на фоне яркого солнца. На третьей, четвертой и пятой картинах — траурная процессия соединяется с трагически-мрачным пейзажем, на шестой — длинная похоронная процессия медленно поднимается в гору и становится похожей на огромную змею. Заканчивается цикл образом опустевшего дома… «Похоронная процессия» символизирует скоротечность жизни, которая в любой момент может оборваться, а вместе с ней — все мечты и планы.
Подавление революции 1905 года вызывает у художника интерес к проблеме человека и сотворению нового мира, в котором всё должно быть устроено по законам гармонии. Рождается идея одного из самых известных циклов Чюрлёниса – «Сотворение мира» (1905/1906).
Цикл состоит из тринадцати картин, первые шесть из которых повторяют библейский шестоднев Творения мира из хаоса.
Холодные краски первых картин постепенно теплеют, наполняясь светом и цветом. Фантастические растения тянутся к солнцу, и мир начинает радоваться и дышать. Каждый последующий лист — ярче и красочней предыдущего, минорная тональность первых листов сменяется мажорным настроением последних. В шестом листе (на шестой день) появляется Человек-мыслитель.
После «Сотворения мира» Чюрлёнис создает две философских картины: «Истина» и «Дружба». В первой Истина представлена как горящая свеча, к которой слетаются ангелоподобные существа, но прикасаясь к огню, они падают на землю с обгоревшими крыльями. Но это не останавливает поток летящих на пламя Истины, к Ней стремится всё живое.
В «Дружбе» Чюрлёнис показывает человека, несущего в холодный мир огромный огненный шар, освещающий и согревающий его. Без дружбы нет жизни и нет тепла. В том же 1905 году художник едет с друзьями на Кавказ, а в 1906 — за границу, где знакомится с картинами великих живописцев. Впечатления переполняют художника и после возвращения он приступает к циклу «Знаки зодиака» (1906-1907).
«Знаки…» продолжают цикл «Сотворение мира», но только не с космической высоты, а с земной точки зрения. Цикл состоит из двенадцати картин, отражающих не только мифологию знаков, но и различные времена года: Весну, Лето, Осень и Зиму. Весенние знаки окрашиваются в цвета солнечного утра, летние – теплого дня, осенние – в цвета урожая, а зимние – в цвета ночи.
Литве Чюрлёнис посвящает один из самых нежных циклов, выполненных в сочных зеленых цветах, — триптих «Райгардас» (1907), который своей лиричностью, спокойствием и теплотой похож на протяжную народную литовскую песню. Литовской природе Чюрлёнис посвящает циклы «Весна, «Лето», «Зима».
Они строятся им на принципах музыкальных композиций и являют цветовое воплощение музыки времен года. Позднее появляется еще один цикл — «Сказки», в которых передает романтические образы народных сказочных героев таких, как, например, Одуванчик в триптихе «Путешествие Королевны» или Короли в «Сказке Королей».
Самым значительным мегациклом, созданным Чюрлёнисом, вершиной его творчества является цикл, состоящий из семи Сонат: Солнца, Весны, Ужа, Лета, Моря, Звезд и Пирамид, построенных по музыкальному принципу. Именно этот цикл позднее назовут «музыкальной живописью» Чюрлёниса.
Художник создал принципиально новое явление в мировой живописи. Открывает цикл увертюра «Фуга», после которой каждая соната разворачивается в нескольких частях, получивших названия частей музыкальной композиции: аллегро, анданте, скерцо, финал. Каждая соната продолжает предыдущую, дополняя и углубляя ее. Грандиозность замысла и его исполнение — поразительны.
Однако философская живопись Чюрлёниса не находит отклика у зрителя, его картины не продаются, а Вильнюс, вопреки его ожиданиям, не стал крупным культурным центром. Более того, из него стала уезжать интеллигенция и художник решает уехать в Петербург, рассчитывая там найти признание и соответствующую культурную среду.
Петербург его встретил холодно. Исключение составил Мстислав Добужинский, к которому Чюрлёнис имел рекомендательное письмо. Добужинский, сам выходец из Литвы, посмотрел картины неизвестного ему художника и был удивлен их оригинальностью и самобытностью. Он вводит Чюрлениса в кружок А.Бенуа, а через некоторое время становится участником выставки «Союза русских художников».
Но жить не на что, уроки музыки больших доходов не дают, красок покупать не на что, мольберта нет, холстов – тоже, играть – нет инструмента. Но Чюрлёнис не сдается. Именно в это время он создает одну из лучших своих картин – Рекс, который олицетворяет властелина Вселенной, вокруг которого вращается весь мир.
Наступает время счастливых дней, наполненных любовью и теплом.
Художник наконец-то обретает покой, у него возникают новые замыслы и он создает светлые, наполненные счастьем картины: «Жемайтийские кресты», «Рай», «Честь восходящему Солнцу», «Арка Ноя» и другие.
Но осенью того же года он снова возвращается в Петербург с огромным желанием работать во имя искусства. Рождается картины «Жертвенник» и «Жертва». Но Петербург кажется теперь, после теплого литовского лета, мрачным и неуютным. Но Чюрлёнис по-прежнему много работает: пишет музыку, картины, работает с театрами. И здоровье не выдерживает напряжения.
Наступает глубокая депрессия, которая становится предвестницей тяжелого душевного заболевания. Рождаются зловещие картины «Демон» и «Баллада о Черном солнце». Болезнь не отступает. Добужинский, обеспокоенный исчезновением художника, едет к нему домой и видит его в маленькой нищенской комнатке в крайне тяжелом психическом состоянии.
Жена увозит его в Литву, потом отправляет в психиатрическую лечебницу Варшавы. Здесь ему запрещают заниматься чем-либо, в том числе музыкой и рисованием. Чюрлёнис в отчаянии и делает попытку вырваться из этой атмосферы. Он уходит из больницы в одной больничной пижаме в заснеженный лес.
Его еле нашли, простуженного и истощенного. Переохлаждение, воспаление легких, температура, бред…. Не приходя в сознание, десятого апреля 1911 года Чюрлениса не стало…
- Тина Гай
- Картинки — отсюда
coded by nessus
Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/churlyonis/
Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.
В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.
Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.
Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.
Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».
В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.
В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства».
К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.
В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
Источник: https://zharevna.livejournal.com/415659.html
Микалоюс Чюрлёнис
rbizha9i Куда меня поэзия завела))Очень понравились его картины.
Истина .
Чюрлёнис написал притчу. Старик, жизнь которого подошла к концу, завещает юноше вступающему в жизнь: «А ты иди, иди без устали… А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен и увидишь дорогу.
А если цель будет далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди,- так сказал старик.
И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен…»
«Истина». Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же:»А ты иди, иди без устали… Смотри с высоких башен…»
Сказка королей.
- Вечность.
- Рекс (
- Соната моря.
Сотворение мира.1.
2.
Зима.
Лес.
- Жемайтийское кладбище.
- Знаки Зодиака.
- Овен.
Телец.Близнецы.
- Скерцо
Рак.Лев.Дева.Весы.Скорпион.Козерог.Водолей.Рыбы.Соната весны.
- (с)Саломея НерисПутешествие королевны.
- (с) Саломея НерисИ другой перевод:
1. Весна. Весна: Поет сирень-подруга. Журчит ручей — опять живой. И облака, как льдинки, с юга Опять плывут над головой. Весна: У веток пульс набух, Их кровь зеленая- моя. Свободы беспокойный дух Как ветер просквозил поля. И, с головою в облаках, Качают ивы сотни рук. И ласточка летит в полях… Свободы беспокойный дух. И колокол сто раз звучал: Любовь и радость. Вновь: любовь И радость нам желал. Земные братья, счастья вам! Как конь, помчавшись по полям, Затрепетало сердце вдруг… Свободы беспокойный дух.2.ЛЕТИТ ЧЕРНАЯ БЕДА Летит черная беда… В час веселия Земли Здесь, над бездной- мотыльки На цветах полей. Одуванчик цветет, Щеки надувает, Будто одуванчик тот С малышом играет: «Это шлет он привет Кепкою любезно. Машут крылышками мне Бабочки над бездной. Мое солнце- навсегда!» Летит черная беда… Тени мрачные поплыли, Солнце меркнет- вихрь летит От его ужасных крыльев Одуванчик облетит. А ребенок все играет Удивительно красив В час веселия Земли. Летит черная беда…
Кружит в небе призрак злой…Праздник радости земной:Как цветочек однодневный —
- Мотылёк дрожит над бездной.
- Одуванчик слаб и мал -Только дунешь — он пропал.И совсем как одуванчик —
- На лугу играет мальчик.
— Одуванчик, братец мой, -Все хотят играть со мной.Шапками цветы мне машут,Мотыльки над бездной пляшут.Солнышко всегда со мной!
- Кружит в небе призрак злой.
- Тень огромная ползёт, -Солнце меркнет, жизнь умрёт.Вихрь ужасный не минует —
- Одуванчик белый сдует.
А ребёнок всё играет.Красками его пленяетПраздник радости земной.Кружит в небе призрак злой.
Соната Солнца.Аллегро
- Анданте (муз.- медленно, идущий шагом)
- Скерцо
- Финал.
- (с)Саломея Нерис
- Стрелец.
- (с)Саломея Нерис
«Соната солнца» — это радостный гимн животворящей силе солнечного тепла. Но финал сонаты драматичен. Мёртвая тишина. Всё погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос паутиной колокол, изображённый на картине. Язык его безжизненно повис. Возможно, художник проводит в этом произведении мысль о том, что всякая жизнь (и жизнь человека, и жизнь светила) проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами.3.ЦВЕТЕТ СОЛНЦЕ Цветет солнце красными цветами. Может быть, последний раз цветет. Для меня лишь черным расцвтает Чудный мир, что радостно поет. К тополю склонюсь я головой… Не полюбит и не зарыдает Сердце, ничего не пожелает- Тихо вянет скошенной травой. Ты, бледнея, теплыми руками Холод урны прижимаешь нежно. Это сердца жаркой крови капли, Это пепел нашей дружбы прежней. Снова солнце красное поднялось, Красным цветом мир засыпать хочет. Мне же солнце черным показалось С черными цветами влажной почвы.4.СТРЕЛЕЦ По небу солнце Катит Творец, Смело по миру Шагает стрелец. Холодно здесь на земле и уныло, Черными крыльями солнце закрыло. И через теней мрачную мглу Солнца я свет разглядеть не могу. Чтоб солнце сияло Опять для людей, Черную птицу Прошу я — убей. И напрягаются мышцы стрельца, Чтоб рассчитаться зо злом до конца. Чтобы природа опять ожила, Воля железные мышцы свела… Солнце теплом Землю вновь озарит. Солнца богатство И мы сотворим. Дружба 5.ДРУЖБА Пусть проклинает мир пророк Иссохшими губами, Как солнце, дружбу я зажег- Тебе несу руками. Завесой черной ночь лежит. И все заволокло, А, все-же, почему, скажи, Так на земле светло? Ты думаешь от солнца? Нет, Хоть солнце и встает, Но только дружбы теплый свет У нас в душе поет. Ведь ради дружбы и живут, И песня ей звучит, И реки по земле текут, Зеленый бор шумит.
Тишина.
6.ОДУВАНЧИК Одуванчик-цветок, белые пушинки, Размечтался о чем прямо на тропинке? Где головку свою белую приклонишь? На кого белый пух с головы уронишь? Веет ветер, твои волосы цепляет И пушинки с твоей головы срывает. И несутся они по полям осенним Вдаль с любым ветерка легким дуновеньем. Одуванчик родной, одуванчик милый, Жаль твоей головы беленькой, красивой. Бедной юности мне жалко, что пропала- По опушке ее ветром разбросало. Лучше б серым песком я бы в поле стала, Глубоко под землей тем песком лежала Или камнем на дно я легла холодным, Чтоб река надо мной потекла свободно.
(с)Саломея Нерисмногое взято отсюда: ,
Источник: https://rbizha9i.livejournal.com/180490.html