Чюрлёнис Микалоюс Константинас. Мир мелодий и красок

Эссе

Вступление

В данной статье рассматривается жизнь и творчество литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. Исследование основывается на доступных источниках информации и анализе его биографии. Чюрлёнис был выдающейся фигурой в эпоху символизма и отличался уникальным сочетанием художественных талантов. В статье рассматриваются его ранние годы, образование, вдохновение и влияние на искусство.

Ранние годы и семейное окружение

Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился в 1875 году в городке Варена, на юге Литвы. Его отец был органистом, а мать работала няней у богатых помещиков. Мать Чюрлёниса была многоязычной и прекрасной рассказчицей, которая исполняла народные литовские песни. Отец внезапно исчез из жизни мальчика, оставив записку с просьбой не искать его. Через год отец вернулся и рассказал сыну о своих приключениях во время бродяжничества по Уралу и Сибири.

Образование и музыкальные способности

Чтобы искупить свою вину, отец уделял много времени обучению сына. В семь лет Констант уже виртуозно играл на органе и мог заменять отца в костеле. Однажды один из прихожан написал о юном таланте меломану князю Михаилу Огинскому, который принял Чюрлёниса в свою оркестровую школу на полное обеспечение. Через шесть лет меценат решил оплачивать обучение Чюрлёниса в варшавском музыкальном институте.

Стремление к творчеству

Однако играть чужие произведения не удовлетворяло Константа, и он решил перевестись на композиторское отделение. Педагоги высоко оценивали его сочинения, но сам Чюрлёнис не испытывал удовлетворения. Вдохновение пришло к нему после того, как он влюбился в Марию Комаровскую, младшую сестру своего друга и сокурсника. Она была красивой, утонченной и талантливой, писала стихи и прекрасно пела.

Заключение

Таким образом, Микалоюс Константинас Чюрлёнис был выдающимся художником и композитором, который проявил уникальные таланты в области живописи и музыки. Его ранние годы, образование и вдохновение сыграли важную роль в формировании его художественного стиля и популярности. Его творчество остается популярным во всем мире и оказывает влияние на искусство до сегодняшнего дня.

Введение

Констант Чюрлёнис — выдающийся литовский композитор, пианист и художник. Его творчество оказало значительное влияние на развитие музыки и живописи. В данной статье рассматривается период его жизни, когда он столкнулся с отказом отца своей возлюбленной Марии и как это повлияло на его творчество.

2 стр., 801 слов

«Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна». ...

... возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим человека вопреки его привычкам, влиянию среды, социальным предрассудкам. В своих произведениях ... всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и в согласии с ней, одухотворяет его: «Почти целый месяц ...

Отказ отца и рождение мелодии

Когда Констант попросил у отца Марии руки его дочери, тот ответил отказом, считая, что сочинительство на хлеб не заработаешь. Этот отказ стал для Константа ударом, он почувствовал себя никчемным и несостоятельным. В своем горе он ушел домой и сел за пианино, где родилась мелодия замечательной кантаты «Из глубины».

Борьба за любовь и творчество

Мария продолжала бороться за любовь, предложив бежать и тайно обвенчаться. Однако Констант заявил, что слишком уважает отца Марии, чтобы противиться его воле. Оказывается, Констант лукавил, ибо почувствовал, что страдания помогают ему творить. Он переступил черту, разделяющую земное и небесное, и не хотел отказываться от этого.

Симфоническая поэма «В лесу»

Именно в этот период Чюрлёнис написал симфоническую поэму «В лесу», которая сделала его знаменитым. Это произведение стало отражением его внутреннего мира и стремления к переходу в иную реальность.

Учеба в Германии и тоска по родине

Через два года после окончания музыкального института Чюрленис уехал в Германию, где ему предоставили возможность учиться в Лейпцигской консерватории. Однако, его накрыла тоска по семье, родным местам и друзьям. Он пытался сочинять, но осознал, что его музыка имеет конкретные цвета и образы, которые не умещаются в музыке.

Открытие живописи

Чюрлёнис решил взять в руки кисть и начал заниматься живописью. Его душевные образы и образы, возникающие в его сознании, рвались на холст. Он полностью погрузился в искусство живописи, оставив музыку на время.

Варшавская школа искусства

В 1904 году Чюрлёнис поступил в Варшавскую школу искусства, где обучение было новаторским. От студентов не требовали рисования гипсовых голов и соблюдения пропорций, главное было научиться выражать свои эмоции цветом и передавать движения живой натуры. Такой подход был близок Чюрлёнису, и именно в этот период он выработал своеобразный стиль, близкий к символизму.

Заключение

Творчество Константа Чюрлёниса было неразрывно связано с его личной жизнью и эмоциональными переживаниями. Отказ отца Марии стал толчком для его творческого пробуждения и перехода от музыки к живописи. Его работы оказали значительное влияние на развитие искусства и остаются великим достоянием.

Развитие творчества Константа Чюрлениса

Констант Чюрленис был далек от эстетствующих богемных представителей течения. Его мышление основывалось на музыкальных образах, ритмах, нотах и тональностях. Он стремился совместить два вида искусства — музыку и живопись.

В результате такого подхода появились работы, такие как «Похоронная симфония», «Вечер», «Утро», «Шелест леса». Они отражали его попытки передать музыкальные и живописные образы на холст.

В будущем стиль Чюрлениса будет подвергнут критике, но на данный момент он неистово работал, словно спешил куда-то. Он чувствовал, что его таланту уже тесно в рамках живописи, и начал записывать свои мысли и образы в дневнике.

12 стр., 5705 слов

Искусство Серебряного века

... первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века - Вячеслав Иванов… Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными личностями. На модно- ... Противовесом массовой культуре пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, «посвящённых», - искусство элитарное. Таким образом искусство и литература становятся всё более ...

Однако поймать состояние, когда граница между небесным и земным практически исчезала, оказалось непросто. Чюрленису лучше всего удавалось это в Друскининкай, где он черпал вдохновение в каждом уголке природы. Но когда у него не было возможности выехать из Варшавы, он искал вдохновения в женщинах.

Он понимал, что эти случайные связи затягивают его во тьму, но уже не мог по-другому. И тогда появилась женщина, которая не стала для него объектом страсти, но научила его смотреть на мир по-другому. Ее звали Бронислава Вольман. Она разглядела в Чюрленисе необыкновенный талант и поддерживала его, покупая его работы и организовывая поездки.

Одно из самых значимых произведений Чюрлениса — «Симфония моря» — было посвящено Брониславе. В 1906 году он получил свое первое признание на выставке в Петербурге, где его картины произвели фурор. Это стало для него полной неожиданностью, так как раньше он не получал таких похвал.

Инспирированный успехом в Петербурге, Чюрленис отправился в Европу, чтобы увидеть полотна великих художников. Эту поездку ему подарила Бронислава, а он в ответ подарил ей картину под названием «Дружба».

Полный впечатлений и желания творить, Чюрленис начал готовиться к своей первой персональной выставке. Он договорился с художественной галереей в Вильнюсе и отобрал свои лучшие работы.

Развитие событий

Художник Чюрленис был уверен в успехе своих картин, но, к сожалению, они не были поняты многими посетителями выставки. Автор сам находился в зале и, нервничая, отвечал на вопросы людей, которые не могли понять смысл его произведений. В итоге он не выдержал и сказал: «Почему вы не напрягаете свою душу».

Несмотря на это, несколько человек оценили новаторскую манеру Чюрлениса, включая студентку филологии и начинающую писательницу Софью Кимонтайте. Однако она не смогла подойти к художнику на выставке и они встретились только год спустя в Вильнюсе.

К тому времени Чюрленис уже был известным человеком в столице и занимался организацией конкурса молодых музыкантов. Он чувствовал себя частью национального движения, которое происходило в Литве в то время.

Во время их знакомства Софья заговорила на литовском языке, который Чюрленис плохо знал, и им пришлось перейти на польский язык. Художник попросил девушку научить его литовскому языку, и она согласилась.

Софья стала для Чюрлениса светом, который соединил два его мира — земной и небесный. Он называл ее Зося по-польски, а она его Константинас на литовский манер.

Они приняли решение, что Чюрленис должен отправиться в Петербург, где его творчество было оценено по достоинству. В 1908 году художник прибыл в столицу Российской Империи с пятнадцатью рублями в кармане и папкой работ, а также рекомендательным письмом к художнику Мстиславу Добужинскому, члену общества «Мир искусства».

Первое обсуждение работ прошло без участия самого автора, так как Чюрленис был очень застенчив. Художники объединения «Мир искусства» были потрясены его картинами и единогласно решили пригласить его участвовать в выставке.

Когда Добужинский передал Чюрленису эту новость, он не сразу поверил, но когда осознал, что это правда, он расплакался от радости.

12 стр., 5542 слов

Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное ...

... стилистическом отношении: при этом несомненно большое влияние модерна, символизма, в живописи, импрессионизма, позднего романтизма и прочих «-измов» - в музыке. Еще и там, и там глубокого полифонизма. Чюрленис В 1907 году приехал в ...

Константинас Чюрленис переживал очень трудный период своей жизни в Петербурге. Он только что обвенчался со своей возлюбленной Софьей и отправился с ней на открытие своей выставки картины. Несмотря на то, что было отобрано шесть работ, многие из которых имели названия, связанные с музыкой, такие как «Соната», «Фуга», «Симфония», большинство его коллег восприняло его творчество осторожно и триумф не случился.

Не могла поддержать Чюрлениса даже его возлюбленная Софья, которую он любил и жаждал быть вместе с ней. Он возвращался в Литву, писал новые картины и сочинял музыку. Но осенью он вновь отправился в Петербург, этот раз уже один. Ему было очень одиноко и неуютно, он томился от недостатка денег, еды и, главное, полноценного творческого общения.

Константинас был слишком деликатным и интровертированным — это оставляло его вне полного круга новых друзей. Его работы не выставлялись, а позволить себе выйти в свет не позволяло ограниченное количество его гардероба. Чюрленис погружался все глубже в свой собственный творческий мир и творил сутками без сна и отдыха, чаще всего забывая даже поесть. Вначале он переписывался со Софьей и писал ей письма, которые были полны любви и надежды. Но вдруг он замолчал и Софья поняла, что с мужем что-то случилось.

Софья бросила все и приехала в Петербург, где у нее возникла большая тревога. Она не узнала своего мужа: он был сильно повидавшей нищету личностью, который сидел в тесной мрачной комнате и писал что-то в своем дневнике. Она поняла, что муж болен и главная причина — его одиночество.

Софья чувствовала, что нужно помочь Константу любой ценой и вывести его из его угнетающего состояния. Когда она узнала у Добуэльского, адрес известного психиатра Владимира Бехтерева, она немедленно поехала к нему и добилась того, чтобы он осмотрел ее мужа. Бехтерев был осторожен в постановке диагноза и заявил, что Константин переживает тяжелое пограничное состояние, вызванное переутомлением и нервным перенапряжением.

Он посоветовал Софье поскорее увезти мужа на родину, чтобы избежать возможного трагического финала. Софья последовала совету Бехтерева и увезла мужа на родину, где они с его поддержкой преодолели этот трудный период и в конце концов нашли свой путь в жизни.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис: жизнь и творчество

Микалоюс Константинас Чюрлёнис был выдающимся литовским композитором, художником и скульптором. Родился он 22 сентября 1875 года в городе Расейне (ныне — Шилутес округ, Литва) в простой семье. Его музыкальный и художественный талант проявился уже в детстве. Родители поддерживали сына и учили его игре на скрипке и фортепиано.

В 1894 году Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, где изучал композицию, историю музыки, фортепиано и дирижирование. За время учебы он написал несколько музыкальных произведений, которые привлекли внимание преподавателей.

В 1901 году Чюрленис переехал в Париж, где начал работать над своими первыми операми и симфоническими произведениями. В Париже он познакомился со многими известными композиторами и художниками, такими как Клод Дебюсси и Альберт Марке.

Несмотря на болезнь, Чюрленис продолжал трудиться над своим творчеством. Он творил музыку и живопись параллельно, и обе этих области его творчества пронизывают одну и ту же интеллектуальную глубину и философскую подкладку.

В Друскининкай Чюрленису стало немного лучше, но затем наступило резкое ухудшение. Он ничего ни ел, подолгу молчал и, самое главное, перестал рисовать.

5 стр., 2193 слов

Почему Софья выбрала Молчалина?

... чацкий, софья и молчалин любовный ли треугольник почему софья отвергает чацкого почему чацкий не верил, что софья любит молчалина почему софья полюбила молчалина крылатые фразы софьи, чацкого и молчалина ... Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»? Образ Софьи ... идеал московских всех мужей». Можно только удивляться прозорливости ...

Друзья собрали деньги на лечение в частной психиатрической клинике под Варшавой. Там Чюрленис пробыл год.

Летом 1910 Софья родила дочь. Констант послал ей короткую записку с благодарностью. Всего несколько строк, две из которых были написаны даже не его рукой.

Казалось, уже ничто земное Чюрлениса уже не интересовало. Его разум был уже далеко в других мирах, где господствовали тишина и покой.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис скончался 10 апреля 1911 года от воспаления легких, которое случилось после прогулки в холодном весеннем саду.

Возможно столь нелепая ранняя смерть стала его спасением от прогрессирующей болезни.

Такая короткая жизнь, всего 36 лет, и всего десятилетний творческий период, но сколько он успел за это время. Около 300 музыкальных произведений, почти столько же картин.

Мировое признание пришло к нему только после смерти.