Творчество В. В. Маяковского дооктябрьского периода

Курсовая работа

Детство и юность Владимира Маяковского

Талантливый российский поэт Владимир Владимирович Маяковский родился в июле 1893 года в грузинском селе Багдати. Отец поэта Владимир Константинович был простым лесничим, а мать Владимира Владимировича, Александра Алексеевна, принадлежала к кубанскому казацкому роду. Кроме поэта, в семье было еще четверо детей – два брата, которые умерли еще в детстве, и две сестры.

Маяковский хорошо знал грузинский язык, и в 1902 году поступил в гимназию города Кутаиси. Уже в этот период Маяковского захватили революционные идеи, и будущий поэт принимал активное участие в революционной демонстрации.

В 1906 году скоропостижно умирает отец Маяковского. Причиной смерти стало заражение крови, произошедшее в результате укола пальца обычной иголкой. Смерть отца настолько сильно потрясла поэта, что в дальнейшем он, опасаясь участи своего отца, полностью избегал булавок и заколок.

В том же году мать поэта переезжает с детьми в Москву, где Владимир Владимирович продолжает свое обучение. В пятой классической гимназии Маковский посещает занятия вместе с Александром Пастернаком, младшим братом поэта Бориса Пастернака. Но после смерти отца материальное положение семьи серьезно ухудшилось, и в 1908 году из-за отсутствия средств на оплату обучения поэта исключают из гимназии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Творчество Владимира Маяковского 490 руб.
  • Реферат Творчество Владимира Маяковского 240 руб.
  • Контрольная работа Творчество Владимира Маяковского 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дореволюционная поэзия Маяковского В.В.

В статье «Эпос и лирика современной России», посвященной творчеству Б.Л.Пастернака и В.В.Маяковского, М.И.Цветаева, вспомнив строчку Ф.И.Тютчева, так сформулировала основную черту поэта Маяковского: «Если Пастернак — это «все во мне», то Маяковский — это «я во всем». Поэтическая вселенная Маяковского делится на две части: «Я», лирический герой, — и «НЕ-Я», весь остальной мир, враждебный поэту. В лирике периода футуризма это чаще всего выражено как противопоставление лирического героя «толпе» зажравшихся, погрязших в быте мещан. Лирический герой — «бесценных слов мот и транжир», «хороший», «чудотворец всего, что празднично»; с точки же зрения обывателя, — «сумасшедший, рыжий». Толпа — «стоглавая вошь», «огромная, злая»; это «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как». «Выходки» («я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам!») и декларации («Помните: в 1916 г. из Петрограда исчезли красивые люди» ) лирического героя Маяковского — это, конечно же, обостренная юношеская реакция на пошлость и бездуховность окружающего мира, который населяют люди, неспособные к творчеству; желание любыми средствами взорвать, взбудоражить их существование: Вам, проживающими за оргией оргию,

1 стр., 466 слов

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского ( )

... поэта и «толпы». Именно к «толпе», к омещанившимся обывателям чаще всего обращается поэт в своих наиболее острых сатирических произведениях. Сами заглавия таких стихотворений указывают на адресата: «Вам!», «Нате!». В творчестве Маяковского присутствуют и ... и безобразное и одновременно проясняющего всё новое, несущее в себе черты будущего. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и ...

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к

Георгию вычитывать из столбцов газет?! («Вам!»).

Характерны уже сами названия стихотворений: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Ничего не понимают»: Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши».

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

Лицо вытянулось, как у груши… Лирическая дерзость — постоянное свойство героя раннего Маяковского. Однако причины его внешней грубости и эпатирующего поведения — в глубоком одиночестве лирического героя в этом мире:

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека…

<…> все, чем владеет моя душа, сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье. Тема любви — одна из важнейших в творчестве Маяковского, именно в ней его поэзия достигает вершин выразительности: Вот я богохулил. Орал, что бога нет, а бог такую из пекловых глубин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел: люби!

(«Флейта-позвоночник » ).

Поэма о любви «Облако в штанах» (1915) — центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. Сам поэт так определил ее идейный смысл: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Лирический сюжет поэмы — неразделенная любовь поэта к Марии (обобщенный, собирательный образ).

Само название типично для художественной логики Маяковского: в одном образе «сопрягаются далековатые понятия»; загадочное название объясняют строки вступления: «Хотите — буду безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах». Уже в этой поэме проявились основные черты поэтического новаторства Маяковского: 1. Специфика образности, в основе которой — сочетание правдоподобия и фантастики. Такой сплав создает своеобразную сюрреалистическую модель действительности: «Вот и вечер / в ночную жуть / ушел от окон, / хмурый, / декабрый. / В дряхлую спину хохочут и ржут / канделябры». «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного», — так воспринимается бой полночных часов героем, ждущим Марию с четырех. 2. Частое и виртуозное использование приема развернутой метафоры. Пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает все тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен! / У него пожар сердца! /Мама! / Петь не могу. / У церковки сердца занимается клирос!» Клирос — место в храме, где располагается хор. Сердце поэта сравнивается с «церковкой», в которой уже загорелся клирос. 3. Прием реализованной метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения. Фразеологизм «нервы расходились» порождает такую картину: Слышу: тихо, как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь и он и новые два

11 стр., 5472 слов

Рассуждение ** 350 слов любовь и ненависть

... неразрывно связаны и представляют собой некое единство. Любовь и ненависть могут одновременно сочетаться в человеке по отношению к ... художественной литературы У. Шекспир «Ромео и Джульетта» . Всемирно известная трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» ... и страстью, чем между посторонними. Отсутствие общих черт и интересов заставляет воспринимать оппонента более объективно. Эпитеты к слову «любовь» ...

мечутся отчаянной чечеткой… 4. Широкое использование неологизмов. Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка («о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне»…).

В «Облаке в штанах» слово «любовь» порождает целую серию новообразований: «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых Любовей» противопоставлены «миллиону миллионов маленьких грязных Любовей». Примеры других неологизмов: « вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили». 5. В области метрики стиха Маяковский продолжает и завершает общий для поэзии начала века процесс деканонизации силлабо-тонического стихосложения, акцентируя смысловую ударность и усиливая внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой (неточные, ассонансные, каламбурные рифмы; часто рифмуются не только концы строк, но и середина, середина и конец): Вошла ты, резкая, как «Нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

знаете —

я выхожу замуж.

Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздельные ритмические фрагменты.

ПОЯВЛЕНИЕ МАЯКОВСКОГО

Русский футуризм с самого начала делится на две группы: эго-футуристическую, проводимую Игорем Северяниным, и футуристическую просто, во главе которой стояли покойный В. Хлебников, Крученых и Давид Бурлюк с двумя братьями. И взгляды, и цели, и самое происхождение у этих групп были различны. Объединяло их только прозвище, заимствованное у итальянцев, но, в сущности, насильно пристегнутое, особенно к северянинской группе, которую, впрочем, мы оставим в покое: она не имеет отношения к нашей теме.

Хлебниковско-Крученовская группа базировалась на резком отделении формы от содержания. Вопросы формы ей представлялись не только главными, но и единственно существенными в поэзии. Это естественно толкало футуристов к поискам самостоятельной, автономной, или, как они выражались, «самовитой» формы, которая именно ради утверждения и проявления своей «самовитости», должна была всемерно стремиться к освобождению от всякого содержания. Это, в свою очередь, вело сперва к внесмысловым словосочетаниям, а затем, с той же последовательностью, к провозглашению «самовитого слова» – слова, освобожденного от смыслового содержания. Такое самовитое слово и было объявлено единственным, законным материалом поэзии. Тут футуризм подошел к последнему логическому своему выводу – к так называемому «заумному языку», отцом которого был Крученых. На этом языке и начали писать футуристы, но довольно скоро соскучились. Обессмысленные словосочетания по существу ничем друг от друга не разнились. После того как было написано классическое «Дыр бул щыл», писать уже было нечего и не к чему: все дальнейшее было бы лишь повторением. К концу 1912 или к началу 1913 г. весь путь футуризма был пройден. В сущности, осталось лишь замолчать.

11 стр., 5018 слов

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века

... новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты: изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров. десемантизация речи. Владимир Маяковский , Футуризм в творчестве Маяковского К наиболее известным произведениям поэта можно ... век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, ...

В ту пору, на вечерах Свободной эстетики, появился огромный юноша, лет девятнадцати, в дырявых штиблетах, в люстриновой черной рубахе, раскрытой почти до пояса, с лошадиными челюстями и голодными глазами, в которых попеременно играли то крайняя робость, то злобная дерзость. Это и был Владимир Маяковский, ученик Школы живописи и ваяния. Он чаще всего молчал, но если раскрывал рот, то затем, чтобы глухим голосом и трясущимися от страха губами выпалить какую-нибудь отчаянную дерзость.[…]

Ходасевич В.Ф. О маяковском // Возрождение. 1930. 24 апреля

Раннее творчество , Маяковского считают одним из основателей футуристического направления в русской литературе

После заключения поэт решил отправиться учиться. В училище живописи он познакомился с Бурлюком, который организовал группу поэтов-будетлян.

Футуризм Маяковского привлекает своим бунтарским анархистским задором, а также стремлением к ускорению жизненного темпа и формальному новаторству. С 1912 года стихотворения Маяковского начали печатать в футуристических сборниках. Он был ярким представителем этого течения.

стал ярко выраженный урбанизм

Такое веяние повлияло и на футуристов. В их интерпретации капиталистические города ещё ужаснее. Произведения Владимира Владимировича в ранний период творчества описывают город-гиперболу. Стих «Утро» это отчётливо передаёт.

Поэт подчёркивал, что власть капитала портит душу человека. Но вместе с этим он видит своеобразную красоту города, которая создаётся новыми течениями жизни, освещением населённых пунктов, яркими вывесками. Изменить своё отношение Маяковского подталкивает творчество Верхарна.

ФЕНОМЕН МАЯКОВСКОГО

Интерес к феномену поэта, не утраченный и в настоящий момент (к сожалению, только среди профессионалов), выявил несколько подходов к его исследованию:

Первый – ортодоксальный советский взгляд на творчество поэта как наиболее точное воплощение «линии партии» (сразу же оговоримся, что в нашей работе мы акцентируем как раз критичность поэта по отношению к бюрократическому, властному диктату, приведшему к вырождению ростков подлинного социализма).

Второй расценивает творчество этого Художника как трагическую попытку примирения советской действительности и нереализовавшихся футуристических мечтаний поэта. (Но ведь именно в творчестве социализма поэт видел диалектическое снятие футуризма.)

Третий подход восходит к религиозным мотивам. Ряд авторов считает, что душа поэта тосковала по вере в годы разгула «сатанинского футур-большевизма» и царства «коммунистического антихриста». И именно разрыв между его латентной религиозностью (в поэзии) и его сатанизмом (в практике) как раз и стал основой его трагедии (в жизни) как некоего законного возмездия.

5 стр., 2495 слов

Двенадцать» Блок — Александр Блок и революция

... народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества. Именно ...

И авторский: ключ к пониманию сущности феномена Маяковского как ярчайшего представителя коммунистического mainstream советской культуры содержится в анализе историко-логического развертывания противоречий феномена «Советская культура» и самого советского социализма со всеми его противоречиями.

Футуристические черты

главная идея футуристов

Футуристы хотели полностью изменить творчество. Также они довольно часто агитировали в стихах к бунтам и политическим переворотам. Именно так должен выглядеть современный мир — всё время изменяться.

Поэты представляли своё творчество как изобретение или итог большого труда. Главное, по их мнению, — технический прогресс. Это противопоставлялось природе, воспеваемой поэтами старой школы.

Отличительные черты творчества Маяковского:

  1. Владимир Владимирович сильно преувеличивал личность поэта. Он часто хвалил его в своих строках, ставил выше других представителей общества.
  2. Кроме презрения ко всему старому автор критиковал и настоящее. Он противопоставлял себя государственному строю, а свои мысли направлял в будущее.

использовал звукопись и метафоры для создания ярких противопоставлений

МАЯКОВСКИЙ О БЛОКЕ

Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведенной на многие языки поэме «Двенадцать» Блок надорвался.

Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» – «Хорошо», – сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».

Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей. Поэмой зачитывались белые, забыв, что «хорошо», поэмой зачитывались красные, забыв проклятие тому, что «библиотека сгорела». Символисту надо было разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нем. Славить ли это «хорошо» или стенать над пожарищем, — Блок в своей поэзии не выбрал.

Маяковский В. В. Умер Александр Блок //»АГИТ-РОСТА», М., 1921, N 14, 10 августа

«ПРО ЭТО»

И странную поэму написал Маяковский за эти два месяца ссылки в уединение. Казалось бы, она действительно «про это», а вчитаешься – все-таки больше про другое. Недаром ее тема впрямую не названа. «Про что, про это?» – спрашивает автор и слово «любовь», подсказанное рифмой, зачем-то заменяет многоточием. Не затем ли, чтоб допустить возможность и другого, нерифмованного ответа?

Если отбросить всю научную фантастику, все картины аллегорических превращений, как всегда, искусно и многословно реализующие каждый речевой оборот, то останется несколько ярких и крепких кусков, где выражены те же основные мотивы, что и в дооктябрьских стихах и поэмах: обида, ревность и ненависть.

Ревность и ненависть. Но к кому? Нет более уклончивого произведения, чем эта, самая конкретная поэма, изобилующая деталями повседневности и иллюстрированная фотографиями.

Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского.М., 1990.

ПОЭТ РЕВОЛЮЦИИ

У Маяковского было, что отдать пролетариату. Если дореволюционная поэзия Маяковского, примерно за восемь лет, вместилась в одном томе, то пореволюционная, за 12 лет, потребовала девяти томов, и это далеко не всё, что было написано Маяковским после революции. Революционная атмосфера, органическое участие поэтическим словом в революционной борьбе пролетариата вызвали и бурную, кипящую поэтическую деятельность и многообразие жанров. Мы найдём у Маяковского и революционный плакат, нарисованный поэтом, и поэтическую подпись к нему (см. сборник «Грозный смех»), и политический лозунг, упорядоченный ритмом и обрамлённый рифмой («На польский фронт! / Под винтовку! / Мигом: / Если быть не хотите / под панским игом»), и рекламу для советских торгующих организаций в период нэпа («Нигде кроме, как в Моссельпроме»).

6 стр., 2552 слов

Музыка революции в поэме блока

... Жанель Мурат Интересно? Сохрани у себя на стенке! Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать») В поэме «Двенадцать» А.А. Блок ставил перед собой цель передать атмосферу, царившую в революционной ...

Он пишет огромнейшее количество агитационных стихотворений (типа «Рассказ про то, как кума о Врангеле толковала без всякого ума», «Даёшь мотор», «О. Д. В. Ф.», «Вот для чего мужику самолёт», «О том, как некие сектанты зовут рабочего на танцы», «Нагрузка на макушку» и т. д.), агитпоэм («Сказка о дезертире», «Обряды», «Летающий пролетарий», «Ни знахарь, ни бог, ни ангелы бога – крестьянству не подмога» и т. д.).

Он разрабатывает темы детской литературы, где и достигает значительных успехов («Прочти и катай в Париж и в Китай», «Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Что ни страница, то слон, то львица» и др.).

Его марши распевают повсеместно юные пионеры нашей страны. Он выдвигает идею создания театра памфлетно-публицистического, политически заострённого, как большевистский лозунг и политический плакат.

Маяковский Литературная энциклопедия. В 11 т. [М.], 1929–1939. Т.VII. 1934