Музыка революции в поэме блока

Сочинение

Музыка революции в поэме Блока «Двенадцать»

(326 слов) 29 января 1918 года Александр Блок, закончив поэму «Двенадцать», записал в своём дневнике: «Сегодня я – гений». Чувство ритма, фонетическая организация стиха и музыкальность всегда были отличительной чертой почерка Блока. Правда, во многих его стихах, бывало, звучал только звук, без смысла. Но в марше двенадцати апостолов, ничего не жалеющих и ко всему готовых, слышится не только звук, но и смысл, и боль. На фоне черно-белых тонов революции Блок исполняет музыку души, и ноты этой музыки свистят хлёсткой вьюгой, заставляя писателя корчиться от холода, но радоваться его свежести. Конечно же, время повлияло на его отношение к революции: из восторженного приветствия оно перевоплотилось в отрицание. Однако тогда, в пылающем Петрограде 1918 года, он слышал таинственную «музыку революции».

Блок, последний дворянский поэт страны, ощущал эпохальную ответственность на своих плечах за вымирание традиционной культуры и идеологии, и потому улыбался революции неуверенно, с надеждой на «фениксное» перерождение родины, которой, как посчитал автор «Двенадцати», было необходимо погрузиться на самое дно, оттолкнуться и вознестись к небу. Блок – не антигуманист, он жалеет невинный «рабочий народ», жалеет старушку, которая хочет одеть ребят в эти неразумно огромные большевистские плакаты, жалеет старый мир, который, словно безродный пёс, поджимает хвост. Однако ещё больше ему жаль Россию, его женщину, которая ещё недавно ела шоколад Миньон и ходила в кружевном белье, «толстозадую» и «толстомордую» Россию-Катьку. В конце её убивают, вместе с ней – прежние идеалы писателя. В кровавых залпах двенадцати, в шипении уличных костров, в стройном звуке маршей ему слышится властный призыв будущего. Он зовет и его, Блока, провозгласить новую эру, которая принесет долгожданное обновление.

Будто бы надеждой на воскрешение России появляется Иисус Христос. Кому, как ни Христу, нести царствие справедливости и лучшей жизни? Двенадцать его апостолов несут оружие правды, а, следовательно, гибели. Но, к концу своей жизни, Александр Блок изменил взгляды на революцию в противоположную сторону, утопая в депрессии. «Cлопала-таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка — своего поросенка.», — напишет он в мае 1921 года. Однако при всем своем разочаровании поэт никогда не забывал чарующую музыку революции и не отрицал того, что был пленен ею.

Автор: Жанель Мурат

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1 стр., 429 слов

Музыка революции в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

... сквозь метель истории, в которой пока сложно рассмотреть будущее. Несмотря на одержимость двенадцати революцией, Блок с опасением замечает, ... «творцам революции» об общечеловеческих ценностях, которые так легко в этой борьбе растерять. В своей поэме А. Блоку удалось передать ... «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» или «Пальнем-ка пулей в Святую Русь». Событие приобретает и символический смысл ...

Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать»)

В поэме «Двенадцать» А.А. Блок ставил перед собой цель передать атмосферу, царившую в революционной России, стихию русского бунта который оказывается важным для судьбы страны не только в политическом отношении, но прежде всего в нравственном. 1 апреля 1920 года Блок пишет записку о «Двенадцати»: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 года или в марте 1914… Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства». В первой песне поэмы основное действующее лицо — ветер, злой, веселый, беспощадный, вырвавшийся на волю и гуляющий на просторе. Ветер олицетворяет собой неукротимую стихию, образ, часто встречающийся в стихотворениях Блока. Вспомним, что и «Капитанская дочка» Пушкина начинается с образа стихии: белый снег, метель, в которой «чернеется» Пугачев… В поэме «Двенадцать» снежная метель — не столько символический, сколько реальный образ, но он приобретает всемирный размах («на всем Божьем свете»), становится образом «исторической погоды». Блок считал произошедшую революцию «мировым пожаром», всеобщим и неостановимым. Такое понимание революции очень полно отразилось в символике поэмы, в ее образности и художественной структуре. Сюжетную основу произведения составляет мотив движения («идут без имени святого», «вдаль идут державным шагом»).

Ветер, буря, вьюга олицетворяют свободу, передают ощущение разбушевавшейся стихии народной жизни. Поэт видит в ней не только катастрофическое, но и творческое начало. Разрушая старое, всякая стихия неизбежно творит новое: «…из хаоса рождается космос, стихия таит в себе семена культуры; из безначалия создается гармония». Согласно славянской мифологической традиции, стихии- силы творящие. И поэт вслушивался в музыку этих стихий, стараясь понять дальнейший ход событий, которые должны закончиться неизбежным выходом из хаоса. Блок искренне верил, что революция делается для того, чтобы «все стало новым», и это новое обязательно будет справедливым, чистым и прекрасным, хотя тогда мало кто задумывался, какие конкретные формы примет «светлое будущее». Восторженность интонаций вызвана радостью, что стихия вырвалась на свободу. Но куда она вынесет матушку-Русь?! Это вопрос, который не переставал мучить Блока и после окончания поэмы. Неслучайно первая песня заканчивается предостережением: «Товарищ! Гляди в оба!»

Вьюга изначально в фольклоре была связана с бесовством. И уже во второй строфе одиннадцатой главы, где упоминается «незримый враг», внимание читателя акцентируется на «переулочках глухих», «сугробах пуховых». А в двенадцатой главе раздается стрельба. «Трах-тах-тах!». Но она оказывается бессмысленной: «И только эхо / Откликайся в домах…/ Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах…» Смех вьюги и отклик эха более можно отнести к характеристике врага-антихриста, нежели Христа, так как з русской словесности метельные столбы ассоциировались всегда с бесовскими силами. Хотя Блок в дневнике писал: «Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь Исуса Христа». Подтверждается изначально заданная зыбкость границ между светом и тьмой в поэме. Христос текстуально сближается с антихристом. И такое «раздвоение» объясняет то, что Спаситель не благословляет, но и не проклинает «двенадцать». Блоковский Христос идет не с красногвардейцами. а впереди них «Нежной поступью надвыожной, / Снежной россыпью жемчужной».

2 стр., 634 слов

Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»

... На этой странице искали : сочинение по поэме 12 поэма 12 анализ по главам поэма 12 блок анализ по главам сочинение по поэме двенадцать сочинение по поэме 12 блока Сохрани к себе на стену! ... поэме явственно слышны религиозные мотивы. Двенадцать солдат революции уподоб­ляются двенадцати апостолам. Красный флаг в последней главке назван кровавым. Именно его несет Иисус Христос, ко­торый «И за вьюгой ...

Произведение построено по принципу симфонизма — гармонического соединения, сочетания обрывков фраз и разговоров, оборванных на полуслове хлестким ветром. «Рваный» ритм стиха соответствует по-настоящему живым выкрикам из городской толпы, Ощущение реальности происходящего передано ритмической близостью стиха поэмы народному. В 3-5-й главах — песенные и частушечные интонации:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! , Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье!

В 8-й главе мы слышим разбойничью песню, которая сменяется молитвой, что вполне отвечало русскому духу, где истинным праведником становился, как правило, самый большой грешник. Ужь я времечко Проведу, проведу., Ужь я темечко Почешу, почешу.. Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку… Упокой, господи, душу рабы твоея…

В 9-й главе явно угадываются нотки романса:

Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина!

Разыгралась что-то вьюга, Ой, выога, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!

Темпом неостановимого марша вольница бесшабашной гульбы превращается в организованную революционную волю. Маршевым ритмом поэт стремится выразить действенное начало революции: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг… И вьюга пилит им в очи Дни и ночи Напролет… Вперед, вперед, Рабочий народ!

Блоком было создано удивительное по жанру произведение- лирико — драматическая поэма. Он виртуозно вплетал в художественную ткань произведения и уличные песни, и торжественные воззвания революции, по сути, открыв дорогу революционной поэзии. Если М. Ю. Лермонтов, в «Песне о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и купце Калашникове» воскресил русский былинный фольклор, то Блок поэмой «Двенадцать» подарил художественной литературе фольклор революционный. Поэтом двигало желание создать народную поэму, писать по-новому и этим принести пользу.

«Слушая музыку революции…»

«Из всех составляющих русскую революцию нет ни одной не литературного содержания»

(В.В.Розанов «Апокалипсис нашего времени», 1918-1919 гг.)

17 марта 2020 года в Литературном институте состоялся историко-поэтический вечер «Слушая музыку революции», посвященный столетию Февральской революции 1917 года.

Под руководством доцента кафедры общественных наук Кочетковой Зои Михайловны студенты II и III курсов организовали памятный вечер, на котором осветили влияние революции на культуру и творческий процесс того времени, иллюстрируя исторические факты стихотворениями поэтов — современников событий, а также цитатами прозаиков и исторических деятелей.

Выступления сопровождал видеоряд с кадрами революционной хроники, плакатами, картинами, карикатурами, портретами писателей, военных и политиков.

13 стр., 6398 слов

Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

... И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. История написания поэмы Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 ... же года она была издана книгой. Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны. Тема стиха Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который ...

Студенты рассказали о предвестниках революции и поэтических пророчествах, об отражении недовольства властью в творчестве писателей и фольклоре, о расколе в искусстве, вызванном революцией. Декламируя стихи, студенты подчеркнули ключевые образы и мотивы, возникшие в прозе и поэзии после февраля 1917 года.

Вопрос о том, есть ли у революции своя «музыка» и поэтичность, или она представляет собой безумную какофонию и жестокую «прозу» жизни, очень сложен. Студенты II и III курсов, зачитывая стихи и цитаты, продемонстрировали, что даже у одних и тех же культурных и поэтических деятелей менялось отношение к происходящему буквально в считанные месяцы.

А.Блок, призывавший в 1917-ом году «слушать музыку революции», после всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?».

Так или иначе, Февральская революция, безусловно, имеет большое значение, как исторический опыт нашей страны, который не только отразился в кардинальных политических, общественных и экономических преобразованиях, но и мобилизовал творческий процесс, дав ему новый вектор.

Относиться к историческим событиям можно по-разному. В первую очередь, мы надеемся, что уроки прошлого не сольются в одно непонятное пятно, и мы будем помнить нашу историю, это поможет в том числе и сохранить всё противоречивое и прекрасное многообразие нашей культуры и искусства.

Список участников:

1. Архипцова Анжела — «Поэтохроника» Февральской революции В.Маяковского и его переоценка «февраля» после «октября»

2. Бадаева Герел — возникновение и популяризация образа матроса в поэзии после Февральской революции, стихи Б.Пастернака, В.Маяковского, В.Кириллова

3. Балкова Анастасия — очерк А.Белого «Революция и культура»

4. Виноградова Татьяна — раскол в культурной среде после Февральской революции, стихи С.Есенина

5. Гермашева Дарина — воспоминания А.И.Деникина — почему армия поддержала Временное Правительство

6. Гудым Тая — технический работник (демонстрация презентации)

7. Джуган Ангелина — предположение о «поэтическом» происхождении ошибки в произношении фамилии А.Ф.Керенского, стихи С.Есенина, Б.Пастернака, В.Маяковского, Л.Каннегисера, О.Мандельштама, В.Хлебникова

8. Иванова Диана — возникновение образов Христа и апостолов в стихах С.Есенина ещё до «Двенадцати» А.Блока

9. Косицына Ирина — плакаты, картины и карикатуры 1917 года, изображающие Февральскую революцию и исторических деятелей того времени

10. Куприна Анастасия — предвестники революции, стихи К.Бальмонта и В.Хлебникова

11. Левандовская Анна — А.Несмелов «В этот день»

12. Малых Елизавета — «кто умышленно хочет длить грозу, тот явный враг строительства и благой жизни» (К.Бальмонт) — смена восторженности революцией ужасом от «февраля» к «октябрю» в стихах К.Бальмонта и З.Гиппиус

13. Орлова Василисса — Автор сценария и презентации, режиссёр, ведущая; А.Блок «Россия»

14. Рогожин Никита — поэма А.Блока «Двенадцать», подмена «Христа» на «матроса»

2 стр., 748 слов

«Всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку Революции!» (А. Блок)

... Блок напишет поэму «Двенадцать», в это же время была напечатана его статья «Интеллигенция и революция», откуда взяты слова призыва поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте музыку Революции!» ... черный (ветер) и белый (снег). Черный — обозначение злого начала, хаоса, непредсказуемых стихийных порывов в человеке, мире, космосе. Не случайно за вьюгой, сквозь которую идут двенадцать, « ...

15. Рыжова Наталия — поэтический протест революционным событиям в стихах М.Цветаевой

16. Тютькова Лада — предреволюционные настроения и поэтическое пророчество В.Маяковского, стихи Н.Клюева

17. Черемисина Маргарита — Февральская революция в «Кондуите и Швамбрании» Л.Кассиля, атакже в «Фокусе великого кино» и «Чёртовом колесе» А.Аверченко

18. Юхта Диана — письма А.Блока матери из Петрограда после Февральской революции, воспоминания А.Гречанинова

«Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)»

Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка — это стройное звучание отдельных нот, и Блок услышал ее в событиях 1917 года. Каков же лад этой музыки — мажорный или минорный?

Все происходящее читатель видит глазами двенадцати большевиков, проходящих по городу, в котором царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого беспорядка. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы ни пришли. Мир, само Бытие рушится, и символ этого всеобщего разрушения — ветер:

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал — пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

В судьба Петрухи, попавшего в катаклизм истории. Он оказался в положении личности, вынужденной объединить в себе интересы общие и личные. Без перерождения красногвардейцев не может победить революция. Но и человек не может найти себя без участия в борьбе со старым миром.

В Петьке, как и в остальных красногвардейцах, поэт подчеркивает разбойное начало: «бубновый туз» — знак каторжника. Переплавка Петьке необходима, но сложна. Герой переживает серьезные испытания. Возлюбленная Петьки, девушка Катька «Мертва, мертва! // Простреленная голова!» Эта героиня гибнет. Неважно, кто она, главное, что это — женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное к перерождению.

Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят к болезненному столкновению. Для Блока преодоление этого — залог успеха нового мира. Сначала рождается реакция страшной мести:

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровушку…

Жажда мести пока владеет и всеми красногвардейцами. Поэтому революционный поток похож на циклон, в центре которого едва может устоять человек:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер!

На всем божьем свете!

«Ветер хлесткий» — это символ революции, ее активного начала, сметающего старый мир. Ветер хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно и

Рвет, мнет и косит

Большой плакат:

«Вся власть Учредительному собранию!»

В десятой главе вместо ветра изображена вьюга. Природа — не союзник гвардейцам. Движение героев — это преодоление стихии:

12 стр., 5587 слов

В чем смысл финала поэмы А. Блока «12»?

... объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой ... ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни… В зубах — цигарка, примят картуз На спину б надо бубновый туз! Поэт осознает, что старый ...

Разыгралась что-то вьюга.

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

И вьюга пылит им в очи!

Стена вьюги отделяет Христа от двенадцати.

Герои поэмы — дети стихии, ее порождение и воплощение. Но вьюга обернулась своей разрушительной стороной. В ней нет созидательного, преобразующего начала. Преодолевая стихию, двенадцать преодолевают самих себя.

Уже не Катьке с Ванькой противостоят герои поэмы, а всему старому миру, и именно это обстоятельство оказывается решающим фактором в процессе их духовного перерождения:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Виноват в «крови» старый мир, оказавшийся неспособным привить людям навыки гуманизма. Это реальное движение революции в истории. Ветер как революционный символ снова появляется в последней главе:

Это — ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

…В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства и свободы; выразителем чистоты, святости и страданий во имя будущего. Блок воплотил в этом образе духовное перерождение мира и личности.

Путь истории противоречив. Поэма построена на контрастах цвета: «черное» — «белое». Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное к нему отношение. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несовместимого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, обнажились противоречия. Конфликт у поэта строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок негодует, страшится и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость провести своих героев сквозь ветры и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно ни оказалось. Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.