Тема страшного мира в лирике Блока (в поэзии) 11 класс

Сочинение
  • Тема страшного мира в поэзии Блока

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался о важных вопросах и прочувствовал всё, что хотел сказать автор. Естественно, его вдохновляла женская красота, но страсть и восхищение сменялись разочарованием и угрызением совести. В стихотворении «К Музе» лирический герой испытывает определённые эмоции, чувства к девушке, но его мучают мысли о греховности и пошлости людей:

«И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой…».

Блок в своих произведениях мог показать двойственность человеческой натуры, запутавшуюся личность. Особенно это выражено в цикле стихотворений «Страшный мир». Автор пишет о людях, которые в погоне за удовольствиями и плотскими наслаждениями потеряли душу, смысл существования. Их уже ничего не радует, всё кажется одинаковым. У такого человека опустошенный и поникший взгляд, мрачная действительность. Цикл «Жизнь моего приятеля» напоминает о том, что за день может быть много дел и мелких забот, но когда герой остаётся наедине со своими мыслями, он чувствует тоску, одиночество, безысходность.

Александр Блок затронул очень важные темы, которые интересуют каждого на определённом этапе жизненного пути. Вечная борьба в душе, когда человек должен сделать выбор между любовью или ненавистью, добром или злом, радостью или отчаянием. Не все справляются с этим испытанием, кто-то навсегда разочаровывается в себе и в окружающих. Некоторые зацикливаются на своих проблемах и неудачах, из-за этого не могут по-настоящему и искренне веселиться, смеяться. Тогда всё начинает угнетать, и жизнь превращается в круговорот одинаковых, бессмысленных дней и ночей.

Читая стихотворения из цикла «Страшный мир» можно ощутить грусть и отчаянье. Но в жизни всё познаётся в сравнении, возможно, без тяжелых эмоций и испытания, позитивные моменты не были бы настолько яркими и светлыми. Мир интересен тем, что он многогранен. У каждого свои ценности и приоритеты. Тому, кто обрёл смысл жизни и гармонию в душе ничего не страшно.

Сочинение Страшный мир в поэзии Блока

В поэзии Блока легко увидеть тот самый Страшный мир. Он и сам по себе страшен, но ещё ужасней становится по контрасту с Идеалами Блока, например, с его Прекрасной дамой. Существует и цикл стихов с эти названием, и сборник.

2 стр., 512 слов

Рассуждение о значении поэзии в жизни человека по поэтам 20 го века

... мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает ... не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как ... для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия — это жизнь, это мечта и, конечно ...

Вот в стихотворении «За туманом…» уже и луга печальны, возможно, от несбыточности мечты. (Это, правда, из цикла о Даме.) Из сборника о Страшном мире наиболее известно стихотворение «В ресторане». Здесь вечная любовь, знакомство с прекрасной девушкой. Что страшного? Но сама обстановка… Цыганка визжит о любви, смычки скрипок какие-то иступленные, зал переполнен… и сама незнакомка, по моему ощущению, связана – закована в условности. Она бросает взгляды умоляющие на поэта, но для других насмехается над ним.

Стихотворение «Авиатор» показывает трагедию – крушение воздушного судна. В финале поэт задаёт риторические вопросы погибшему пилоту. Зачем был этот полёт? Чтобы в войнах будущего бомбы скинуть, чтобы «продажная» женщина восхитилась? Или это просто человеческая гордыня…

Пугает «Униженье», где описано что-то вроде притона (тут подлецы, шулера, которых Блок за людей не считает – «не людская рука»).

Но именно тут происходит встреча поэта и его «вчерашнего ангела». Её шлейф напоминает ему змею, закат заставляет думать об эшафоте, всё кажется автору грязным. И закат «бьет», и свист «замогильный», а герой в сердце, как будто, получает удар каблуком.

В «Песне Ада» как раз прямо говорится о Страшном мире. Его основные черты: маски притворства и лести, мерзость всякая, пошлость, мрак… И ещё страшней, но уже фантастично: вокруг трупы друзей, которые ещё молят героя о помощи. А поэт идёт во мраке, потеряв надежду, идёт ужасам навстречу. Жутко.

Здесь два стихотворения с названием «Демон». В одном повествование от лица этого существа, которое разговаривает со своей жертвой, чей ужас его только вдохновляет. Он грозится заколдовать её, унести высоко-высоко. И предчувствует, смеясь, что жертву он сбросит вниз – в бездну. В другом тоже Демон размышляет вслух, вспоминая Тамару – мотивы Лермонтова. И это злое существо смеётся, что Деву никто не спасёт, для жениха есть чеченская пуля.

Также демон упомянут в стихотворении «Черная кровь». Там это образ чего-то нехорошего в сознании. (Говорят ведь, мол, мои демоны.) Почему-то влюбленному хочется ударить возлюбленную, задушить… Но он всё это объясняет влиянием демонов.

Мир Блоку кажется страшным, когда вокруг обыденность и пошлость. Кроме того, мир этот полон мистики, страшных для человека существ. Но во всем этом ужасе Александр Блок, я думаю, видел, как поэт, определенную красоту. Иначе, он не стал бы так в неё «всматриваться», она тянула его, как бездна.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Тема страшного мира в поэзии Блока

Тема страшного мира в поэзии Блока

Популярные сегодня темы

  • Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел,

    8 стр., 3711 слов

    Настоящий герой или что значит быть человеком? Школьные сочинения

    ... кто-то без промедления бросился на помощь женщине — вот это настоящий человек. А знаем ли мы, за его поступки? Настоящий герой ... заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением ... плане. С этой стороны человек является социально-биологическим существом, которое воплощает высшую ступень развития форм жизни, ...

  • Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

  • Произведение посвящено теме русской женщины, одной из ключевых в творчестве автора. Обращаясь к одной из жен декабристов, последовавших за своим мужем в сибирскую ссылку – Екатерине Трубецкой, на ее примере Некрасов рисует идеальный образ верной жены.

  • Белогорская крепость оставила глубокий след в судьбе не только Петра Гринева, но и Емельяна Пугачева. Именно туда его отправил отец, чтобы он понюхал пороха и потянул лямку.

  • Это лирическая история о короткой любви. Главный герой – художник, одиноко скучающий в провинции. В его творчестве кризис, поэтому он проводит время в праздности и скуке. Случайно молодой человек знакомится с сестрами Волчаниновыми