Конспект «Музыка на мольберте. Композитор — художник»

Сочинение

Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках,

живопись – красками).

3. Самоопределение к деятельности.

Ребята отгадайте загадку:

Стоит за кульманом чертежник.

А перед чем стоит художник?

(мольберт)

Может кто нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)

Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце

урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.

Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)

Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из

многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в н ем

рассказать.

4. Работа по теме.

Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед школьник).

  • Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли

в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле.

Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует.

С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок,

все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию

в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899

году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это

пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет

полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел

у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был

одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной

интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина

6 стр., 2563 слов

Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...

... всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении тех или иных ... посмотрим, как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, ...

«Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины

рождены простейшими литературно поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка;

  • прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который

колеблет звучащие струны.

В начале 20 го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия

искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ

видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и

поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых

академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией

изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его

художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали

симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В

этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает

литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса,

среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые

живописные сонаты – «С оната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник

переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди