Разделы:
Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы обучающегося под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учетом подготовленности обучающихся.
Учитель должен показать обучающимся приемы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.
Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.
Работа над сочинением делится на три основных этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются определенные требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами.
Вместе с тем обучающиеся приобретают навык правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению.
На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать, используя для этого цитаты.
Первый этап работы над сочинением.
С первых уроков подготовки учеников к сочинению необходимо приучать их к плановости, выделять главное и второстепенное при освещении того или иного вопроса.
Приучая учеников работать над учебником и литературно-критическими статьями, учитель обращает их внимание на то, как построена статья, какие мысли в ней главные, какие материалы использованы для доказательства основных положений. Такая работа поможет ученику при анализе художественных произведений и, следовательно, в работе над сочинением.
Развертывание изучения сочинения
Перед тем, как начать писать сочинение, ученику необходимо усвоить несколько принципов, которые были рассмотрены на предыдущих уроках. Во-первых, важно понимать разницу между сочинением и изложением. Во-вторых, необходимо уметь сформулировать тезис, раскрыть его и использовать цитаты. В-третьих, сочинение должно содержать рассуждение, доказательства, факты и выводы.
Подготовка к сочинению. Работа над комментарием
... какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте. ...
На следующем этапе работы проводится коллективная работа над текстом «Слова о полку Игореве». Для этого на партах рассматривается вопрос о том, как ведет себя в бою Всеволод. Старайтесь формулировать тезис по данной теме так, чтобы он был ясен и лаконичен.
Пример
Тезис: «Всеволод проявляет себя как отважный воин, который защищает свою отчизну и напоминает богатыря из народных былин».
Следующий шаг — раскрытие тезиса. В данном случае ученики могут использовать цитаты из текста, чтобы подтвердить свой тезис, а также рассуждать, почему они считают, что конкретные моменты — например, сцена с Всеволодом — позволяют сделать такой вывод.
При написании сочинения важно уметь не только доказывать свой тезис, но и использовать факты из текста, чтобы убедительно и аргументировано сформулировать свое мнение по данной теме.
Как уже было отмечено, сочинение — это самостоятельная работа, и каждый ученик может отразить в нем свои мысли, сделать выводы и поделиться своими рассуждениями на тему.
Важно помнить, что самое значимое в написании сочинения — это умение раскрыть определенную тему, привести доказательства, правильно использовать цитаты и делать выводы на основе аргументов.
Второй этап работы над сочинением
Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем задачу, учитель, переходя к следующему этапу работы над сочинением, путем вопросов подытоживает выполнение учащимися задания. Он напоминает ученикам, какие задачи ставились перед ними, как они с ними справились, на каком материале учились раскрывать и формулировать тезисы, как пользовались цитатами. После этого ученикам объясняются новые, более сложные задачи.
На втором этапе работы над сочинением требования к ученику предъявляются более сложные. Учащиеся должны закрепить навык формулировки тезиса на более сложном материале. Теперь от обучающегося требуется умение написать сочинение с двумя тезисами и логически перейти от одного к другому. Это новое требование является самым трудным и главным на данном этапе. Кроме того, обучающиеся учатся писать вступление к сочинению.
В тетрадях делается запись: Второй этап работы над сочинением.
Требования:
Третий этап работы над сочинением
Учащиеся переходят к работе над большим сочинением с планом.
Требования:
- Уметь использовать тезис и доказать его.
- Уметь использовать цитату, связать ее с текстом сочинения.
- Научиться логически переходить от одного тезиса к другому.
Для работы этого вида можно взять тему: “Что общего между Простаковой и Скотининым?”
Прежде всего, надо объяснить обучающимся, как писать вступление, какую роль оно играет в сочинении. Оно должно ввести читателя в тему сочинения.
Возможные варианты вступлений:
- Комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль” написана во второй половине XVIII века. Вопросы крепостного права и просвещения – вот злободневные общественные вопросы того времени. Передовые люди выступают против крепостного права, одни за его отмену, другие за ограничение прав помещика. К последним принадлежал Д.И.Фонвизин. Свой взгляд на просвещение и крепостное право он выразил в комедии “Недоросль”. Среди действующих лиц комедии центральное место занимают Простакова и Скотинин.
- “Недоросль” — лучшее произведение Д.И. Фонвизина. В нем автор критикует крепостное право и невежество русских провинциальных дворян второй половины XVIII века. Живую действительность отражают образы, нарисованные автором. Все герои комедии могут быть разделены на положительных (Стародум, Софья, Милон, Правдин) и отрицательных (Митрофан, Простакова, Скотинин), среди которых центральное место занимает Простакова и Скотинин.
После работы над вступлением можно перейти к составлению тезисов. Для раскрытия темы данного сочинения следует составить не один, а два тезиса. Эти два тезиса можно написать перед сочинением.
Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...
... продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения ...
- Простакова и Скотинин воспитывались в семье корыстолюбивых и невежественных помещиков.
- Простакова и Скотинин переняли и усвоили нравы этой среды: невежество, жестокое отношение к крестьянам.
Для заключения можно использовать слова В.Г. Белинского: “Родит человека природа, а воспитывает общество”.
Таким образом, один тезис вытекает из другого. Все сочинение, развивающее эти мысли, представляет единое целое, все в нем подчинено раскрытию темы, нет ненужного, лишнего материала.
Тема сочинения: «Откуда берутся стереотипы в современном обществе?».
Введение:
Стереотипы существуют в обществе уже давно. Люди порой поддаются им безрассудно, и это ведет к целому ряду проблем. В данном сочинении рассмотрим, откуда берутся стереотипы в современном обществе и как они влияют на жизнь людей.
Тезис:
Стереотипы формируются под влиянием среды обитания, общения, массовой культуры и окружающей среды. Все это вместе легко формирует устойчивые убеждения, которые очень трудно изменить.
Переход к следующему тезису:
Стереотипы могут являться причиной социальной дискриминации лиц, не соответствующих стандартам, воспринимаемым обществом.
Важность изучения проблемы:
Учитывая значительное распространение стереотипов в нашей жизни, также возникает необходимость понимания и изучения факторов, влияющих на их возникновение и поддержание в сознании людей. Стереотипы не только усложняют взаимодействие между отдельными индивидами, но и могут влиять на фундаментальные социальные процессы.
Переход к следующему тезису:
Стереотипы могут также играть роль в ролевом поведении людей, формируя определенные предпочтения в обществе в отношении поведения определенных групп.
Заключение:
Итак, стереотипы приходятся на массовую культуру, социальные окружения, общение и возможности индивидуального восприятия. Их влияние на жизнь людей значительно, поскольку проявляется оно другими проблемами, которые они могут вызвать. Изучение этой проблемы позволит рассмотреть эти проблемы и выявить методы компенсации их воздействия на людей.
Раскрытие темы «Вот он на цыпочках и не богат словами»
В первую очередь необходимо дать краткую характеристику московского дворянского общества, в котором находится главный герой — Молчалин. Это общество охвачено стремлением к маскарадности и театральности, где каждый стремится жить красиво и обольстительно, только бы не показать своих настоящих чувств и мыслей.
Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают ...
... этническую принадлежность и способствовали объединению общества. Воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания ... …» — сетовала газета. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер ... Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua Сочинение на тему: «Я — казахстанец!» ... телевизор ждановцы ходили тогда в дома культуры и «красные уголки». В ...
Из числа этого общества выделяется Фамусов — человек, который выделяется своей великодушием, однако его доброта часто скрывает маскировку и ложь. Таким образом, Молчалин оказывается в доме Фамусова, где ему необходимо выполнить заветы своего отца, который предписывал провести определенные дела в доме Фамусова.
Молчалин полностью противоположен Фамусову в своем характере, он не обольщает присутствующих вокруг людей ложными проявлениями, и не обладает высокой речевой культурой. Тем не менее, он оказывается в мире взаимных обманов и маскировок, где его честность отталкивает окружающих.
Молчалин на цыпочках, когда находится в доме Фамусова, потому что ему необходимо адаптироваться к такому поведению, чтобы выполнить свой завет отца. Однако, он сохранил свою скромную и честную натуру, и не может обесценить себя показной маскирадой.
Окружающие относятся к Молчалину с пренебрежением и иронией, и поэтому он не может проявить свои добрые качества и способности. Однако, в конце концов, его честность и правдивость все-таки приводят к разоблачению лживости и маскировки в доме Фамусова.
Таким образом, главный герой Молчалин является далеким от мирской ложи, что и определяет его отношения с обществом. Его чесность и искренность не оставляют ему шансов на социальное признание и успех в данном обществе, однако, именно они оказываются незаменимыми в критической ситуации, которая развивается в конце романа.
План сочинения
- Характеристика фамустовского общества (идеалы, отношение к службе, способы получения чинов).
- Как попал Молчалин в дом Фамусова.
- “Заветы” отца.
- Молчалин в доме Фамусова:
- угождает хозяину и гостям;
- прикидывается влюбленным в дочь Фамусова;
- советует Чацкому использовать для корыстных целей знакомство со знатными людьми;
- Молчалин “на цыпочках”.
- “Идеалы” Молчалина.
- Может ли борьба за такие “идеалы” обогатить внутренний мир человека?
- Прав ли Чацкий, говоря, что Молчалин “не богат словами”?
- Отношение к Молчалину в фамустовском обществе.
На дом дается задание:
Вслед за этим учащиеся пишут сочинение с планом, тезисами и цитатами.
17.01.2008